Статистическое изучение малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Задачи работы:
- рассмотреть основные определения и систему показателей статистики изучении коммерческой деятельности;
- выявить тенденции и перспективы развития малого бизнеса;
- провести расчёт статистических показателей, характеризующих динамику развития малого предпринимательства в регионах России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 4
Глава 1 Теоретические основы изучения малого бизнеса……………………... 6
1.1 Виды и значение обобщающих статистических показателей в изучении
коммерческой деятельности……………………………………………………... 6
1.2 Понятие и значение малого бизнеса……………………………………….. 10
Глава 2 Анализ показателей динамики развития малого предпринимательства
в регионах России за январь-июнь 2011г………………………………………. 17
2.1 Количество зарегистрированных малых предприятий…………………… 17
2.2 Среднесписочная численность работников малых предприятий……….... 19
2.3 Оборот малых предприятий………………………………………………… 22
2.4 Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………….. 24
Заключение………………………………………………………………………. 29
Список используемой литературы……………………………………………... 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая статистика. Статистическое изучение малого бизнеса.doc

— 566.50 Кб (Скачать файл)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:

    • для микропредприятий – 60 млн. рублей;
    • для малых предприятий – 400 млн. рублей.

С 1 января 2010 года также вступили в силу нормы Федерального закона, определяющие, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Изменения коснулись и порядка ведения статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 79), статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.

Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников – владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любого региона с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производит комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы: развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса);

  • занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;
  • объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заниматься самостоятельной предпринимательском деятельностью,
  • сектор малого бизнеса способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Политическое влияние малого бизнеса в различных регионах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. [3,с.82]

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса и т. п. Важнейшими особенностями малого бизнеса являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой малого предпринимательства является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.

Присущие малого бизнеса гибкость и высокая приспосабливаемость изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако сектору малого бизнеса свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к. постоянному обновлению в секторе малого бизнеса вследствие массовых банкротств, переспециализации деятельности или деградации. Что касается жизнеспособности малого бизнеса, то, по данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования в ряду действующих остается примерно 50%. через 3 года — 7 - 8 %, и, наконец, через 5 лет остается не более 3%.Опыт подтверждает: малый бизнес — важный элемент рыночной экономики, без которого ока не может гармонично развиваться. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВНП. Но дело не только в количественных показателях – этот сектор по своей сути является имманентным элементом рыночной инфраструктуры. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. [3,с.62-63]

Отраслевая структура сектора МП. Предприятий малого и среднего бизнеса больше всего в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий (38%), операций в сфере недвижимости и услуг (21%), строительства (11%). Достаточно велика доля МП-юрлиц в сфере добычи полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии газа и воды (11%) (Рисунок 1).

ИП работают, в основном, в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий, в сфере услуг и в сельском хозяйстве. Более половины ИП - 53% - занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспорта и бытовых изделий, 11% - транспортной деятельностью, столько же (11%) - операциями с недвижимым имуществом, предоставлением услуг. Почти 7% ИП работают в сельском и лесном хозяйстве. (Рисунок 2)

Доля сегмента гостиниц и ресторанов в секторе МСП очень мала - лишь 3% для юридических лиц и 2% для ИП. Гостиничный и ресторанный бизнес дает весьма мало и рабочих мест – лишь 4% среди предприятий и 3% среди ИП. В целом, потенциал этого сегмента в должной мере пока не использован. [3,с.67]

 

Рисунок 1 – Отраслевая структура МСП-юрлиц, по предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011 г. (Данные Росстата)

 

Рисунок 2 – Отраслевая структура ИП, по предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011г. (Данные Росстата)

 

Занятость в секторе МСП по отраслям - по основному виду деятельности реально работающих предприятий и ИП. Среди МСП - юрлиц больше всего рабочих мест предоставляют предприятия торговли и ремонта (25%), операций с недвижимым имуществом (21%), добычи полезных ископаемых, производства и распределения воды, электроэнергии и газа (19%), а также строительные фирмы (13%). Предприятия сельского хозяйства предоставляют 7% всех рабочих мест.

Среди ИП, по сравнению с предприятиями, в сфере торговли, ремонта и услуг занято еще больше работников - 57% всех рабочих мест. Вторая и гораздо меньшая доля рабочих мест - 9% - отмечена в сфере транспорта и связи, 9% - в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды. По 7% всех рабочих мест приходится на ИП, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, и ИП в сельском хозяйстве.

Для оценки текущей ситуации во второй главе курсовой работы используются следующие показатели:

  • прирост/сокращение количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. населения за период с 1 июля 2010 г. по 1 июля 2011 г.;
  • увеличение/сокращение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях в январе-июне 2011 г. по сравнению с январем-июнем 2010 г.;
  • рост/спад объема оборота малых предприятий в январе-июне 2011 г. по сравнению с январем-июнем 2010 г.;
  • рост/спад инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-июне 2011 г. по сравнению с январем-июнем 2010 г.;

Для учета инфляции показатели объемов оборота и инвестиций в основной капитал корректировались на региональные индексы потребительских цен.

Используемые сокращения: АО – автономный округ, ИОК – инвестиции в основной капитал на малых предприятиях, ИПЦ – индекс потребительских цен, МП – малые предприятия, СН – стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности, РФ – Российская Федерация, ФО – федеральный округ.

 

Глава 2 Анализ показателей динамики развития малого предпринимательства в регионах России за январь-июнь 2011г.

 

1. Количество зарегистрированных  малых предприятий

 

На основе данных из приложения 1 (Таблица 1) составим следующую таблицу.

Таблица 1.1

Количество зарегистрированных малых предприятий

 по федеральным округам  Российской Федерации на 1 июля 2011 г.

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 1 июля 2011 г.

в расчете на 100 тыс. чел. населения1

единиц

прирост / сокращение за период

01.07.2010-01.07.2011

в % от

среднего 
по РФ

РФ

161,8

7,0

100,0

Центральный ФО

184,7

0,7

114,2

Северо-Западный ФО

263,3

32,9

162,8

Южный ФО

125,4

-4,5

77,5

Северо-Кавказский ФО

64,6

2,0

39,9

Приволжский ФО

158,3

0,8

97,9

Уральский ФО

136,8

20,3

84,6

Сибирский ФО

142,0

13,9

87,8

Дальневосточный ФО

153,6

-0,6

95,0


1исходя из численности населения на 1 января 2011 г.

По состоянию на 1 июля 2011 года в России было зарегистрировано 231,2 тыс. малых предприятий, что на 5,3%больше, чем по состоянию на 1 июля 2010 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 7,0 ед. и составило 161,8 ед. (Таблица 1.1)

Рост числа малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксирован в пяти федеральных округах. Наибольший рост отмечен в Северо-Западном федеральном округе (на 15,6% или 32,9 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей), Уральском федеральном округе (на 15,6% или 20,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском федеральном округе (на 9,1% или 13,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). В меньшей степени количество малых предприятий выросло в Северо-Кавказском федеральном округе (на 6,1% или 2,0 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и  Центральном федеральном округе (на 4,0% или 0,7 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). (Таблица 1.1)

В Приволжском федеральном округе, несмотря на положительную динамику количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей (прирост 0,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей), в абсолютном выражении количество малых предприятий снизилось (на 0,3%).

Сокращение показателя наблюдалось в Южном федеральном округе (на2,5% или на 4,5 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Дальневосточном федеральном округе (на 2,8% или 0,6 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа). (Таблица 1.2)

Таблица 1.2

Распределение регионов по группам с различной динамикой количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей за период с 1 июля 2010 г. по 1 июля 2011 г.

Изменение числа МП на 100 тыс. жителей

Количество регионов

Сильное сокращение (свыше 30 ед.)

1

Среднее сокращение (от 10 до 30 ед.)

12

Небольшое сокращение (от 0,1 до 10 ед.)

19

Небольшое увеличение (от 0,1 до 10 ед.)

24

Среднее увеличение (от 10 до 30 ед.)

22

Сильное увеличение (свыше30 ед.)

5


 

На 1 июля 2011 г. по сравнению с 1 июля 2010 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 51 регионе.

Наиболее значительный рост показателя отмечен в Новосибирской области (на 86,6 ед.), Республике Карелия (на 66,6 ед.), Ивановской области (на 63,0 ед.), г.Санкт-Петербурге (на 60,4 ед.), а также в Свердловской(на 34,9 ед.), Воронежской(на 29,1 ед.) и Тульской (на 27,8 ед.) областях, Красноярском крае (на 25,9 ед.), Владимирской(на 24,6 ед.) и Калининградской (на 23,6 ед.) области. (Таблица 1.2)

Заметно (более чем на 15 ед.) количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло в Пензенской(на 18,3 ед.), Ленинградской(на 17,3 ед.) и Иркутской (на 17,2 ед.) областях, Ханты-Мансийском АО (на 16,9 ед.), Хабаровском крае (на 16,9 ед.), Республике Саха (Якутия) (на 15,5 ед.), Тюменской(на 15,4 ед.) и Костромской(на 15,4 ед.) области.

В 32 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя зафиксировано в Чукотском АО (на 150,2 ед.). Среднее сокращение (от 10 до 30 ед.) показателяотмечено в Московской области (на 26,4 ед.), Республике Мордовия (на 24,8 ед.), Приморском крае (на 19,5 ед.), Республиках Алтай (на 15,6 ед.) и Бурятия (на 14,9 ед.), Краснодарском крае (на 14,8 ед.), Кемеровской области (на 14,0 ед.), Республике Башкортостан (на 13,0 ед.), Карачаево-Черкесской Республике (на 12,7 ед.), Томской (на 10,9 ед.), Белгородской (на 10,8 ед.) и Архангельской (на 10,2 ед.) областях. (Приложение 2, рисунок 1)

Информация о работе Статистическое изучение малого бизнеса в России