Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 12:35, курсовая работа
Задачи работы:
- рассмотреть основные определения и систему показателей статистики изучении коммерческой деятельности;
- выявить тенденции и перспективы развития малого бизнеса;
- провести расчёт статистических показателей, характеризующих динамику развития малого предпринимательства в регионах России.
Введение…………………………………………………………………………… 4
Глава 1 Теоретические основы изучения малого бизнеса……………………... 6
1.1 Виды и значение обобщающих статистических показателей в изучении
коммерческой деятельности……………………………………………………... 6
1.2 Понятие и значение малого бизнеса……………………………………….. 10
Глава 2 Анализ показателей динамики развития малого предпринимательства
в регионах России за январь-июнь 2011г………………………………………. 17
2.1 Количество зарегистрированных малых предприятий…………………… 17
2.2 Среднесписочная численность работников малых предприятий……….... 19
2.3 Оборот малых предприятий………………………………………………… 22
2.4 Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях……………….. 24
Заключение………………………………………………………………………. 29
Список используемой литературы……………………………………………... 31
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом:
С 1 января 2010 года также вступили в силу нормы Федерального закона, определяющие, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Изменения коснулись и порядка ведения статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 79), статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников – владельцев малых предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любого региона с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производит комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы: развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса);
Политическое влияние малого бизнеса в различных регионах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. [3,с.82]
Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса и т. п. Важнейшими особенностями малого бизнеса являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой малого предпринимательства является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
Присущие малого бизнеса гибкость и высокая приспосабливаемость изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако сектору малого бизнеса свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к. постоянному обновлению в секторе малого бизнеса вследствие массовых банкротств, переспециализации деятельности или деградации. Что касается жизнеспособности малого бизнеса, то, по данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования в ряду действующих остается примерно 50%. через 3 года — 7 - 8 %, и, наконец, через 5 лет остается не более 3%.Опыт подтверждает: малый бизнес — важный элемент рыночной экономики, без которого ока не может гармонично развиваться. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВНП. Но дело не только в количественных показателях – этот сектор по своей сути является имманентным элементом рыночной инфраструктуры. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. [3,с.62-63]
Отраслевая структура сектора МП. Предприятий малого и среднего бизнеса больше всего в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий (38%), операций в сфере недвижимости и услуг (21%), строительства (11%). Достаточно велика доля МП-юрлиц в сфере добычи полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии газа и воды (11%) (Рисунок 1).
ИП работают, в основном, в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий, в сфере услуг и в сельском хозяйстве. Более половины ИП - 53% - занимаются оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспорта и бытовых изделий, 11% - транспортной деятельностью, столько же (11%) - операциями с недвижимым имуществом, предоставлением услуг. Почти 7% ИП работают в сельском и лесном хозяйстве. (Рисунок 2)
Доля сегмента гостиниц и ресторанов в секторе МСП очень мала - лишь 3% для юридических лиц и 2% для ИП. Гостиничный и ресторанный бизнес дает весьма мало и рабочих мест – лишь 4% среди предприятий и 3% среди ИП. В целом, потенциал этого сегмента в должной мере пока не использован. [3,с.67]
Рисунок 1 – Отраслевая структура МСП-юрлиц, по предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011 г. (Данные Росстата)
Рисунок 2 – Отраслевая структура ИП, по предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011г. (Данные Росстата)
Занятость в секторе МСП по отраслям - по основному виду деятельности реально работающих предприятий и ИП. Среди МСП - юрлиц больше всего рабочих мест предоставляют предприятия торговли и ремонта (25%), операций с недвижимым имуществом (21%), добычи полезных ископаемых, производства и распределения воды, электроэнергии и газа (19%), а также строительные фирмы (13%). Предприятия сельского хозяйства предоставляют 7% всех рабочих мест.
Среди ИП, по сравнению с предприятиями, в сфере торговли, ремонта и услуг занято еще больше работников - 57% всех рабочих мест. Вторая и гораздо меньшая доля рабочих мест - 9% - отмечена в сфере транспорта и связи, 9% - в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды. По 7% всех рабочих мест приходится на ИП, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, и ИП в сельском хозяйстве.
Для оценки текущей ситуации во второй главе курсовой работы используются следующие показатели:
Для учета инфляции показатели объемов оборота и инвестиций в основной капитал корректировались на региональные индексы потребительских цен.
Используемые сокращения: АО – автономный округ, ИОК – инвестиции в основной капитал на малых предприятиях, ИПЦ – индекс потребительских цен, МП – малые предприятия, СН – стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности, РФ – Российская Федерация, ФО – федеральный округ.
Глава 2 Анализ показателей динамики развития малого предпринимательства в регионах России за январь-июнь 2011г.
1. Количество зарегистрированных малых предприятий
На основе данных из приложения 1 (Таблица 1) составим следующую таблицу.
Таблица 1.1
Количество зарегистрированных малых предприятий
по федеральным округам Российской Федерации на 1 июля 2011 г.
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП на 1 июля 2011 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения1 | ||
единиц |
прирост / сокращение за период 01.07.2010-01.07.2011 |
в % от среднего | |
РФ |
161,8 |
7,0 |
100,0 |
Центральный ФО |
184,7 |
0,7 |
114,2 |
Северо-Западный ФО |
263,3 |
32,9 |
162,8 |
Южный ФО |
125,4 |
-4,5 |
77,5 |
Северо-Кавказский ФО |
64,6 |
2,0 |
39,9 |
Приволжский ФО |
158,3 |
0,8 |
97,9 |
Уральский ФО |
136,8 |
20,3 |
84,6 |
Сибирский ФО |
142,0 |
13,9 |
87,8 |
Дальневосточный ФО |
153,6 |
-0,6 |
95,0 |
1исходя из численности населения на 1 января 2011 г.
По состоянию на 1 июля 2011 года в России было зарегистрировано 231,2 тыс. малых предприятий, что на 5,3%больше, чем по состоянию на 1 июля 2010 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 7,0 ед. и составило 161,8 ед. (Таблица 1.1)
Рост числа малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксирован в пяти федеральных округах. Наибольший рост отмечен в Северо-Западном федеральном округе (на 15,6% или 32,9 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей), Уральском федеральном округе (на 15,6% или 20,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском федеральном округе (на 9,1% или 13,9 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). В меньшей степени количество малых предприятий выросло в Северо-Кавказском федеральном округе (на 6,1% или 2,0 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Центральном федеральном округе (на 4,0% или 0,7 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). (Таблица 1.1)
В Приволжском федеральном округе, несмотря на положительную динамику количества малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей (прирост 0,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей), в абсолютном выражении количество малых предприятий снизилось (на 0,3%).
Сокращение показателя наблюдалось в Южном федеральном округе (на2,5% или на 4,5 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Дальневосточном федеральном округе (на 2,8% или 0,6 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа). (Таблица 1.2)
Таблица 1.2
Распределение регионов по группам с различной динамикой количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей за период с 1 июля 2010 г. по 1 июля 2011 г.
Изменение числа МП на 100 тыс. жителей |
Количество регионов |
Сильное сокращение (свыше 30 ед.) |
1 |
Среднее сокращение (от 10 до 30 ед.) |
12 |
Небольшое сокращение (от 0,1 до 10 ед.) |
19 |
Небольшое увеличение (от 0,1 до 10 ед.) |
24 |
Среднее увеличение (от 10 до 30 ед.) |
22 |
Сильное увеличение (свыше30 ед.) |
5 |
На 1 июля 2011 г. по сравнению с 1 июля 2010 г. количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения выросло в 51 регионе.
Наиболее значительный рост показателя отмечен в Новосибирской области (на 86,6 ед.), Республике Карелия (на 66,6 ед.), Ивановской области (на 63,0 ед.), г.Санкт-Петербурге (на 60,4 ед.), а также в Свердловской(на 34,9 ед.), Воронежской(на 29,1 ед.) и Тульской (на 27,8 ед.) областях, Красноярском крае (на 25,9 ед.), Владимирской(на 24,6 ед.) и Калининградской (на 23,6 ед.) области. (Таблица 1.2)
Заметно (более чем на 15 ед.) количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей выросло в Пензенской(на 18,3 ед.), Ленинградской(на 17,3 ед.) и Иркутской (на 17,2 ед.) областях, Ханты-Мансийском АО (на 16,9 ед.), Хабаровском крае (на 16,9 ед.), Республике Саха (Якутия) (на 15,5 ед.), Тюменской(на 15,4 ед.) и Костромской(на 15,4 ед.) области.
В 32 регионах количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя зафиксировано в Чукотском АО (на 150,2 ед.). Среднее сокращение (от 10 до 30 ед.) показателяотмечено в Московской области (на 26,4 ед.), Республике Мордовия (на 24,8 ед.), Приморском крае (на 19,5 ед.), Республиках Алтай (на 15,6 ед.) и Бурятия (на 14,9 ед.), Краснодарском крае (на 14,8 ед.), Кемеровской области (на 14,0 ед.), Республике Башкортостан (на 13,0 ед.), Карачаево-Черкесской Республике (на 12,7 ед.), Томской (на 10,9 ед.), Белгородской (на 10,8 ед.) и Архангельской (на 10,2 ед.) областях. (Приложение 2, рисунок 1)
Информация о работе Статистическое изучение малого бизнеса в России