Статистическое изучение сезонности реализации товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Эта работа связана с разработкой приемов количественного измерения и анализа сезонности. Также изучения понятия и классификации рядов динамики и методы выявления сезонной компоненты. В расчетной части данной работы необходимо построить статистический ряд распределения организации, рассчитать характеристики интервального ряда распределения (среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, моду и медиану), установить наличие и характер корреляционной связи, измерить тесноту корреляционной связи между признаками, рассчитать ошибку выборки провести анализ сезонности.

Содержание

Введение 2
I. Теоретическая часть 4
1. Понятие и классификация рядов динамики 4
2. Методы выявления сезонной компоненты 6
3. Анализ сезонности без предварительного исчисления общей тенденции развития 9
II. Расчетная часть 12
III. Аналитическая часть 37
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Приложения 43

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Вывод. Анализ интервального  ряда распределения изучаемой совокупности предприятий показывает, что распределение  предприятий по выручке от продаж продукции не является равномерным: преобладают предприятий по выручке  от продаж продукции  от 36 млн. руб. до 51 млн. руб. (это 11 предприятий, доля которых составляет 37%); самые малочисленные группы предприятий имеют 81-96 млн. руб. и 66-81 млн. руб., каждая из которых включает 2 и 4 предприятия, что составляет 6% и 13% от общего числа фирм.

2. Нахождение  моды и медианы полученного интервального ряда распределения  путем расчетов

Расчет конкретного  значения моды для интервального ряда распределения производится по формуле:

 

где   хМo – нижняя граница модального интервала,

h – величина модального интервала,

fMo – частота модального интервала,

fMo-1 – частота интервала, предшествующего модальному,

fMo+1 – частота интервала, следующего за модальным.

Согласно табл. 4 модальным интервалом построенного ряда является интервал 35 - 40 чел., т.к. он имеет наибольшую частоту (f4=10). Расчет моды:

 

 

Вывод. Для рассматриваемой совокупности предприятий наиболее распространенная выручка от продаж продукции характеризуется средней величиной 46 млн. руб.

Расчет конкретного  значения медианы для интервального ряда распределения производится по формуле

,

где    хМе– нижняя граница медианного интервала,

h – величина  медианного интервала,

– сумма всех частот,

fМе – частота медианного интервала,

SMе-1 – кумулятивная (накопленная) частота интервала, предшествующего медианному.

Определяем  медианный интервал, используя графу 5 табл. 5. Медианным интервалом является интервал 36-51 млн. руб., т.к. именно в  этом интервале накопленная частота Sj=16 впервые превышает  полусумму всех частот ( ).

 

Расчет медианы:

 

               ,

 

 

График 1.Структура  предприятий по выручке от продажи  продукции.

Вывод. В рассматриваемой совокупности предприятий половина предприятий  имеют выручку от продаж продукции не более 45.55 млн. руб., а другая половина – не менее 45.55 млн. руб.

3. Расчет характеристик  ряда распределения

Для расчета  характеристик ряда распределения  , σ, σ2, Vσ на основе табл. 5 строим вспомогательную таблицу 6 ( – середина интервала).

Таблица 6

Расчетная таблица  для нахождения характеристик ряда распределения

 

Группы предприятий  по выручке от продаж продукции млн. руб.

Середина интервала,

Число предприятий,

fj

1

2

3

4

5

6

7

21-36

28.5

5

142.5

-23.5

552.25

2761.25

36-51

43,5

11

478.5

-8.5

72.25

794.75

51-66

58,5

8

468,0

6.5

39

312

66-81

73,5

4

294,0

21.5

462.25

1849

81-96

88,5

2

177,0

26.5

702.25

1404.5

ИТОГО

 

30

1560,0

   

7121.5


Рассчитаем  среднюю арифметическую взвешенную:

Х ср=1560/30=52

Рассчитаем  среднее квадратическое отклонение:

Рассчитаем  дисперсию:

σ2 = 15.42 = 237.16

 

Рассчитаем  коэффициент вариации:

Вывод. Анализ полученных значений показателей и σ говорит о том, что средняя величина выручки предприятия от продажи продукции составляет 52 млн. руб., отклонение от этой величины в ту или иную сторону составляет в среднем 15.4 млн. руб. (или 29,6%), наиболее характерная выручка от продажи продукции находится в пределах от 52 до 67.4 млн.руб.. (диапазон ). 

Значение Vσ = 29.6% не превышает 33%, следовательно, вариация выручки от продажи продукции в исследуемой совокупности предприятий незначительна и совокупность по данному признаку однородна. Расхождение между значениями , Мо и Ме незначительно ( =52 млн. руб., Мо=46 млн. руб., Ме=45.55 млн. руб.), что подтверждает вывод об однородности совокупности фирм. Таким образом, найденное среднее значение выручки от продажи продукции (52 млн. руб.) является типичной, надежной характеристикой исследуемой совокупности предприятий.

 

 

Задание 2

По исходным данным (табл. 1) с использованием  результатов выполнения Задания 1 необходимо выполнить следующее:

    1. Установить наличие и характер корреляционной связи между признаками выручка предприятия от продажи продукции и чистая прибыль, образовав пять групп с равными интервалами по факторному признаку методом аналитической группировки.

2. Измерить тесноту  корреляционной связи, используя  коэффициент детерминации и эмпирическое  корреляционное отношение.

3. Оценить значимость  коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения с помощью F-критерия Фишера

Сделать выводы по результатам выполнения задания 2.

Выполнение  задания 2

Целью выполнения данного задания является выявление наличия корреляционной связи между факторным и результативным признаками, а также установление направления связи и оценка ее тесноты.

По условию  Задания 2 факторным является признак  выручка от продажи продукции, результативным – признак чистая прибыль.

1. Установление  наличия и характера корреляционной связи между признаками выручка от продажи продукции и чистая прибыль методами аналитической группировки и корреляционных таблиц

 

1а. Применение  метода аналитической группировки

 

Аналитическая группировка строится по факторному признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.

Используя разработочную  таблицу 3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между  факторным признаком Х- выручка от продажи продукции и результативным признаком Y – чистая прибыль. Макет аналитической таблицы имеет следующий вид (табл. 7):

 

Таблица 7

Зависимость объема продаж от среднесписочной численности менеджеров.

 

Номер группы

Группы предприятий  по выручке от продажи продукции  млн. руб.,  x

Число предприятий,

fj

Чистая прибыль, млн. руб.

всего

в среднем на одно предприятие,

1

2

3

4

5=4:3

1

       

2

       

3

       

4

       

5

       
 

ИТОГО

     

Групповые средние  значения получаем из таблицы 3 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл. 8:

 

 

 

Таблица 8

Зависимость чистой прибыли от выручки от продажи  продукции.

 

Номер группы

Группы предприятий  по выручке от продажи продукции  млн. руб.,  x

Число предприятий,

fj

Чистая прибыль, млн. руб.

всего

в среднем на одно предприятие,

1

2

3

4

5=4:3

1

21-36

5

20.0

4

2

36-51

11

99.0

9

3

51-66

8

120.0

15

4

66-81

4

84.0

21

5

81-96

2

52.0

26

 

ИТОГО

30

375

75


Вывод. Анализ данных табл. 8 показывает, что с увеличением выручки от продажи продукции от группы к группе систематически возрастает и средняя чистая прибыль по каждой группе предприятий, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.

 

2. Измерение  тесноты корреляционной связи  с использованием коэффициента  детерминации  и эмпирического корреляционного отношения

Коэффициент детерминации характеризует силу влияния факторного (группировочного) признака Х на результативный признак Y и рассчитывается как доля межгрупповой дисперсии признака Y в его общей дисперсии :

где  – общая дисперсия признака Y,

        – межгрупповая (факторная) дисперсия признака Y.

Общая дисперсия характеризует вариацию результативного признака, сложившуюся под влиянием всех действующих на Y факторов (систематических и случайных) и вычисляется по формуле

,                                                        (10)

где  yi – индивидуальные значения результативного признака;

        – общая средняя значений результативного признака;

         n – число единиц совокупности.

Межгрупповая  дисперсия измеряет систематическую  вариацию результативного признака, обусловленную влиянием признака-фактора Х (по которому произведена группировка) и вычисляется по формуле

,                                                  (13)

где     –групповые средние,

 – общая средняя,

–число единиц в j-ой группе,

k – число групп.

Для расчета  показателей  и необходимо знать величину общей средней , которая вычисляется как средняя арифметическая простая по всем единицам совокупности:

Значения числителя и знаменателя формулы имеются в табл. 8 (графы 3 и 4 итоговой строки). Используя эти данные, получаем общую среднюю :

= 375/30=12.5

Для расчета  общей дисперсии  применяется вспомогательная таблица 12.

 

Таблица 12

Вспомогательная таблица для расчета общей  дисперсии.

Номер

предприятия

Чистая прибыль, млн. руб.

1

2

3

4

1

8,0

- 4.5

20.25

2

15,0

2.5

6.25

3

9,0

-3.5

12.25

4

15,0

2.5

6.25

5

18,0

5.5

30.25

6

25,0

12.5

156.25

7

5,0

-7.5

56.25

8

9,0

-3.5

12.25

9

10,0

-2.5

6.25

10

16,0

3.5

12.25

11

14,0

1.5

2.25

12

20,0

7.5

56.25

13

27,0

14.5

210.25

14

9,0

-3.5

12.25

15

8,0

-4.5

20.25

16

2,0

-10.5

110.25

17

11,0

-1.5

2.25

18

4,0

-8.5

72.25

19

7,0

-5.5

30.25

20

14,0

1.5

2.25

21

17,0

3.5

12.25

22

6,0

-6.5

42.25

23

25,0

12.5

156.25

24

13,0

0.5

0.25

25

10,0

-2.5

6.25

26

3,0

-9.5

90.25

27

16,0

3.5

12.25

28

7,0

-5.5

30.25

29

21,0

8.5

72.25

30

11,0

-1.5

2.25

Итого

375

 

1261.5

Информация о работе Статистическое изучение сезонности реализации товаров и услуг