Финансовые институты органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - выявление недостатков и пробелов в правовом регулировании финансовых основ местного самоуправления, и выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач: - изучить сущность, принципы и функции финансов местного самоуправления; - рассмотреть правовые основы регулирования финансовых отношений в сфере местного самоуправления; - проанализировать разграничение полномочий органов местного самоуправления от органов государственной власти;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННО-
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОСНОВЫ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Финансы местного самоуправления: сущность,
принципы и функции 5
1.2. Правовые основы регулирования финансовых отношений
в сфере местного самоуправления 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ИНСТИТУТА
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Разграничение полномочий органов местного самоуправления
от органов государственной власти 15
2.2. Итоги реализации переходного периода реформы и
необходимость формирования концепции финансовой базы
местного самоуправлении 21
ГЛАВА 3.СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ИНСТИТУТА
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
3.1. Проблемы правового регулирования и формирования
финансовых основ местного самоуправления 27
3.2. Совершенствование правового регулирования
финансовых отношений в сфере местного самоуправления 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_Finansovye_instituty_organov_mestsamou.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Москва, 2012г.

 

 

Оглавление

 

Введение           3

 

Глава 1. Теоретические вопросы конституционно-

правового регулирования финансовой основы

местного самоуправления

1.1. Финансы местного  самоуправления: сущность,

принципы и функции          5

1.2. Правовые основы регулирования финансовых отношений

в сфере местного самоуправления              10

 

Глава 2. особенности Финансового института

органов местного самоуправления

на современном этапе

2.1. Разграничение полномочий  органов местного самоуправления

от органов государственной власти              15

2.2. Итоги реализации  переходного периода реформы  и 

необходимость формирования концепции финансовой базы

местного самоуправлении                 21

 

Глава 3.Современные проблемы и пути

совершенствование финансового института

органов местного самоуправления

3.1. Проблемы правового  регулирования и формирования

финансовых основ местного самоуправления            27

3.2. Совершенствование  правового регулирования 

финансовых отношений  в сфере местного самоуправления          36

 

Заключение                  40

Список использованных источников           42

 

 

Введение

Современный этап развития российской государственности делает актуальным изучение местного самоуправления как одной из фундаментальных основ демократической системы управления и необходимого элемента современного общественного устройства. Без полноценного и эффективного местного самоуправления Россия не может быть демократическим правовым государством.

Формирование прочных  правовых основ и надежных правовых механизмов регулирования отношений, складывающихся в сфере местного самоуправления, организации государственной власти в субъектах Российской Федерации, а также по вопросам взаимодействия между местным самоуправлением и государственной властью, в современных кризисных условиях, приобретает в настоящее время особую значимость.

Кроме того, в настоящее время в Российской Федерации одновременно с реформированием системы местного самоуправления происходит образование новых субъектов Федерации в результате объединения регионов. В связи с чем,  правовое регулирование организации местного самоуправления и вопросов финансового обеспечения муниципальных образований таких субъектов Российской Федерации объективно не может не иметь собственной специфики и особенностей.

Цель курсовой работы - выявление недостатков и пробелов в правовом регулировании финансовых основ местного самоуправления, и выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:

- изучить сущность, принципы и функции финансов местного самоуправления;

- рассмотреть правовые основы регулирования финансовых отношений в сфере местного самоуправления;

- проанализировать разграничение полномочий органов местного самоуправления от органов государственной власти;

- рассмотреть результаты реализации переходного периода реформы и необходимость формирования концепции финансовой базы местного самоуправлении;

- раскрыть проблемы правового регулирования и формирования финансовых основ местного самоуправления;

- определить пути совершенствования правового регулирования финансовых отношений в сфере местного самоуправления.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе правового регулирования финансовых основ местного самоуправления как базовой составляющей современного демократического государства.

Предметом исследования выступают нормы конституционного, муниципального, гражданского, финансового и других отраслей права, с помощью которых осуществляется регулирование местных финансовых ресурсов.

Основу работы составили научные труды российских ученых в области, общей теории права и конституционного права: А.Н. Борисов; С.Н. Братановский; Л.Ф. Гафиуллина; А.Н. Ершов; А.Е. Закондырин; С.Ю. Кабашов; В.Л. Киреев; Е.В. Корякина; С.В. Мишина; А.В. Некенов; С.Н. Олейников; В.Г. Севка; И.Д. Тургель; Ю.В. Тютина; К.А. Хадиков; Е.Ф. Целищева; Ю.А. Чемоданова; Л.Б. Шейнин.

Нормативную правовую и  эмпирическую базу работы составили свод федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы местных финансовых ресурсов.

В качестве методологической основы использовался общенаучный  диалектический метод познания. В работе также использовались частно-научные методы: системный, сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический, статистический.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том,  что основные положения ее могут использоваться в качестве материалов для дальнейших научных исследований по проблемам правовых основ, регулирующих местные финансы.

Структура работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

 

Глава 1. Теоретические вопросы конституционно-

правового регулирования финансовой основы

местного самоуправления

 

1.1. Финансы местного самоуправления: сущность,

принципы и функции

Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Понятие местного самоуправления рассматривается в научной среде  с различных позиций. Можно выделить три основных концептуальных подхода к сущности местного самоуправления: основа конституционного строя; права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения; формы народовластия1. Все они применимы к современной стадии трансформации, но акцент делается на финансовое обеспечение реализации закрепленных вопросов местного значения в отношении публичных обязательств муниципальных образований перед населением.

Местные финансы представляют собой совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.

Местные финансы - это  система формирования, распределения и использования денежных и других финансовых ресурсов для обеспечения местными органами власти возложенных на них функций и задач, как собственных, так и делегированных центральным органом.

Финансы местных органов  власти как система включают в себя несколько взаимосвязанных структурных основных элементов: расходы; доходы; способы формирования доходов; институты системы; субъекты системы; объекты системы; отношения между субъектами системы, системою и другими звеньями финансовой системы государства.

Под институтами в  системе местных финансов, с одной  стороны, следует понимать совокупность норм права, обычаев, традиций, культурных образцов, с другой - это совокупность организационных структур, которые  обеспечивают функционирование местных  финансовых систем. В системе местных финансов появились и развиваются такие институты, как самостоятельный местный бюджет, внебюджетные, валютные и целевые фонды, коммунальная собственность, местные налоги и сборы, коммунальный кредит, коммунальные займы, финансовые ресурсы коммунальных предприятий, коммунальные платежи, текущие расходы и расходы развития, текущий бюджет и бюджет развития и другие.

В отдельных странах  к таким институтам относят и  коммунальное страхование. В зарубежных странах ключевая роль также принадлежит институту общественных услуг.

В Российской Федерации  насчитывается более 25 тысяч муниципальных  образований. Каждый муниципалитет  обладает своим бюджетом, необходимым для реализации полномочий органов местного самоуправления. Вне зависимости от того, о каком уровне бюджетной системы идет речь, вопрос о законности и обоснованности всех действий в рамках реализации бюджетного процесса имеет центральное значение, что особенно важно, когда речь идет об органах местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия в таких важных сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство, муниципальная система здравоохранения и т.д.

Для осуществления бюджетного процесса, органы местного самоуправления должны обладать определенными бюджетными полномочиями.

В настоящее время, в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями по разработке, рассмотрению, утверждению и исполнению местного бюджета, осуществлению контроля за его исполнением, утверждению отчета об исполнении бюджета, входят представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, администрация муниципального образования, контрольный орган и иные органы, должностные лица, на которые федеральным и региональными законодательствами, муниципальными правовыми актами возложены бюджетные полномочия.

Финансовую основу местного самоуправления составляет совокупность регулируемых нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с формированием и расходованием местных финансовых ресурсов, определением их структуры, осуществлением бюджетно-финансовой и финансово-кредитной деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Субъектами этих отношений  являются физические и юридические  лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, объектом – финансовые средства, бюджетно-финансовая и финансово-кредитная деятельность. Нормы права регулируют как отношения субъекта к объекту, так и отношения субъектов между собой.

Систему местных финансов, образуют2:

- местный бюджет;

- местные налоги и сборы;

- средства самообложения граждан;

- доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

- часть прибыли муниципальных предприятий и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг;

- муниципальные заимствования;

- добровольные пожертвования;

- иные финансовые ресурсы муниципального образования.

Основные принципы организации  местных финансов, источники их формирования и направления использования закреплены в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3 (Далее ФЗ № 131), Приказе Минфина России «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»4, в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ и в законодательстве субъектов Федерации.

Местные бюджеты входят в структуру единой бюджетной  системы государства наряду с Федеральным и региональными бюджетами, отношения между которыми строятся на основе принципов:

- взаимной ответственности;

- единства методологии с учетом их особенностей;

- сокращения встречных финансовых потоков;

- компенсации расходов муниципальных образований, возникающих в результате решений государственных органов;

- гласности межбюджетных отношений.

Финансовая деятельность органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются: федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма  в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в  финансовой деятельности выражается в  том, что весь процесс создания, распределения  и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при  осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

Информация о работе Финансовые институты органов местного самоуправления