Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 15:18, курсовая работа
Цель работы - выявление недостатков и пробелов в правовом регулировании финансовых основ местного самоуправления, и выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач: - изучить сущность, принципы и функции финансов местного самоуправления; - рассмотреть правовые основы регулирования финансовых отношений в сфере местного самоуправления; - проанализировать разграничение полномочий органов местного самоуправления от органов государственной власти;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННО-
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ОСНОВЫ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Финансы местного самоуправления: сущность,
принципы и функции 5
1.2. Правовые основы регулирования финансовых отношений
в сфере местного самоуправления 10
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО ИНСТИТУТА
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Разграничение полномочий органов местного самоуправления
от органов государственной власти 15
2.2. Итоги реализации переходного периода реформы и
необходимость формирования концепции финансовой базы
местного самоуправлении 21
ГЛАВА 3.СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ИНСТИТУТА
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
3.1. Проблемы правового регулирования и формирования
финансовых основ местного самоуправления 27
3.2. Совершенствование правового регулирования
финансовых отношений в сфере местного самоуправления 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В связи с этим предлагается законодательно закрепить право субъектов Российской Федерации определять, в соответствии с общими принципами, свое бюджетное устройство, в том числе - с разделением местных бюджетов (за исключением бюджетов городов) на два и более самостоятельных уровня и разграничением между ними налогово-бюджетных полномочий. С этой целью в Федеральный закон № 131-ФЗ должны быть внесены соответствующие изменения и дополнения.
Крайне важным представляется внесение необходимых изменений и дополнений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, закрепляющий подведомственность экономических споров с участием муниципальных образований, с одной стороны, и Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, с другой стороны. Огромное значение имеет и закрепление в Бюджетном кодексе РФ внесудебных процедур разрешения разногласий в области межбюджетных отношений между органами власти разного уровня.
В заключении отметим, что совершенствование правового регулирования вопросов местного самоуправления и создание условий для его развития, в том числе и в целях реализации финансовой обеспеченности и самостоятельности муниципальных образований, является одной из приоритетных задач развития российской государственности. Ее решение должно стать магистральным направлением деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Заключение
В заключение работы подведем некоторые выводы:
1. Финансовая база местного самоуправления как институт децентрализации власти на местах характеризуется сегодня нестабильностью и дисбалансами, что отражает реальные проблемы и противоречия в трансформации самого института муниципального управления. Основной причиной этого, на взгляд авторов, является отсутствие в научной и управленческой среде единой теоретико-методологической концепции функционирования данного института в России.
2. Финансовые основы, обеспечивая хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения муниципальных образований, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развития финансовых основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом.
3. Состояние конституционно-правового регулирования финансовой основы местного самоуправления, свидетельствует об устранении большого количества пробелов, структурных противоречий в нормативном регулировании местных финансов, о решении задач придания финансовой системе местных сообществ организационной стройности и характеризуются:
- централизацией нормативного правового регулирования ряда вопросов местного самоуправления, путем перевода его с уровня субъектов Российской Федерации (регионального) на федеральный уровень;
- правовым урегулированием многих вопросов организации местных финансов, то есть восполнение пробелов законодательства;
- относительным повышением
предсказуемости и
4. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно сузил объем полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию организации местного самоуправления и одновременно значительно расширил пределы правотворческой деятельности органов местного самоуправления по вопросам местных финансов.
5. Анализ действующего законодательства на предмет реализации принципа соразмерности местных финансов объему возложенных на органы местного самоуправления полномочий свидетельствует об отсутствии комплексного подхода к нормативному правовому регулированию системы «компетенция – социальная стандартизация – механизмы формирования финансов» и требует дальнейшего совершенствования в целях:
- определения природы и статуса средств самообложения граждан, оснований и механизмов их взимания в целях реализации местным сообществом права на получение данного вида местных финансовых ресурсов;
- устранения коллизии норм бюджетного и гражданского законодательства о порядке зачисления и использования доходов, получаемых от использования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении;
- разработки теоретических критериев, обосновывающих целесообразность или отсутствие таковой по предоставлению органам местного самоуправления права на создание муниципальных целевых внебюджетных фондов;
- устранения «размытости» и некорректности правовых норм в отношении полномочий органов местного самоуправления, несогласованности их с рядом базовых законов, смешения понятий «вопросы местного значения» и «полномочия органов местного самоуправления»;
- исключения возможности законодательного расширения объема полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения путем внесения изменений в специальные законы;
- включения гарантии на увеличение финансовых ресурсов муниципальных образований при расширении перечня вопросов местного значения.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
Специальная литература:
Статьи из сборников трудов, научные труды
Информационно-справочная система и Интернет-ресурсы:
1 Кабашов С. Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации. – М.: Наука, 2010. – С. 90.
2 Братановский С. Н. Основы местного самоуправления. Курс лекций. – М.: Юнити-Дана, 2009. – С. 43.
3 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011 N 411-ФЗ, с изм. от 07.07.2011 N 15-П) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Правовой сайт КонсультантПлюс http://www.consultant.ru
4 Приказ Минфина России от 21.12.2011 N 180н (ред. от 20.03.2012 N 39н) «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» // // Правовой сайт КонсультантПлюс http://www.consultant.ru
5 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / ред. Т. Безгодова, Д. Насибулина. – М.: Эксмо, 2011. – С. 51.
6Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Правовой сайт КонсультантПлюс http://www.consultant.ru
7 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011 N 378-ФЗ) // Правовой сайт КонсультантПлюс http://www.consultant.ru
8 Борисов А. Н. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный). – М.: Деловой двор, 2010. – С. 402.
9 Закондырин А.Е. Правовая характеристика формирования финансовых основ местного самоуправления // Политика и общество. - 2011. - № 3. – С. 65.
10 Мишина С.В. О финансовых основах местного самоуправления // Бухучет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2010. - № 9. – С. 109.
11 Олейников С.Н. Роль и значение муниципальных финансов в система местного самоуправления // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2011. - № 2. – С. 82.
12 Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 06.12.2011 N 409-ФЗ) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // // Правовой сайт КонсультантПлюс http://www.consultant.ru
13 Некенов А.В. К вопросу определения финансовой основы местного самоуправления // Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. - 2011. - № 33. – С. 72.
14 Тургель И.Д., Целищева Е.Ф. Методика организации мониторинга финансовой самостоятельности местного самоуправления // Финансы и кредит. - 2011. - № 35. – С. 69.
15 Шейнин Л.Б. Местные финансы // Право и экономика. - 2010. - № 2. – С. 84.
16 Севка В.Г., Корякина Е.В., Новые подходы формирования местных финансов // Экономика строительства и городского хозяйства. - 2011. - № 3. – С. 66.
17 Ершов А. Н. Уроки реформы местного самоуправления в России. – М.: Центр инновационных технологий, 2009. – С. 41.
18 Чемоданова Ю.А. Местные финансы в системе публичных финансов РФ // Актуальные проблемы российского права. - 2011. - № 1. – С. 112.
19 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 30.03.2012 № 19-ФЗ) // Правовой сайт КонсультантПлюс http://www.consultant.ru
20 Гафиуллина Л.Ф. Совершенствование управления местными финансами как залог обеспечения экономической безопасности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 3. – С. 117.
21 Тютина Ю.В. Состав и особенности правового регулирования местных финансов // Финансы и кредит. - 2011. - № 6. – С. 68.
22 Хадиков К.А. О межбюджетных отношениях и финансовых основах местного самоуправления // Финансовая экономика. - 2011. - № 6. – С. 90.
23 Киреев В.Л. Совершенствование бюджетного процесса в РФ // Аудит и финансовый анализ. - 2011. - № 4. – С. 35.
Информация о работе Финансовые институты органов местного самоуправления