Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:53, курсовая работа
Правильное установление цен на страховые продукты определяет экономическое «лицо» страховой отрасли в целом и страховой организации в частности. Научный подход к формированию цен во многом определяет успех страхового предпринимательства, прямо влияет на получение прибыли от реализации страховых продуктов о оказания страховых услуг, активность на страховом рынке и удовлетворенность страхователей.
Цена - это денежное выражение стоимости страховых продуктов в соответствии с затратами труда, финансов, времени на разработку и реализацию. Цена - денежная сума, которую страхователь согласен заплатить за единицу страховой защиты имущественных интересов. Это количественное соотношение конкретного спроса и предложения.
Введение
1. Цены как инструмент страхового маркетинга…………………………5
2. Стратегия и тактика ценовой политике в страховом бизнесе……….10
3. Маркетинговые факторы ценообразования…………………………..12
4. Тарифная политика страховщика……………………………………..18
5. Сущность страховых тарифов. Актуарные расчеты…………………20
6. Модели ценообразования на страховые продукты…………………..25
7. Варианты особенностей реализации принципа наивысшего доверия при возмещении страхового ущерба…………………………………………..34
Список используемой литературы……………………………………….40
Тн = Р(А) × К × 100,
где А - страховой случай;
Р(А) – вероятность страхового случая;
К – коэффициент отношения средней выплаты к средней страховой сумме на один договор.
Рис. 2. Структура страхового резерва
Нагрузка – эта часть страхового тарифа, предназначенная для покрытия затрат на проведение страхования и создания резерва (фонда) предупредительных мероприятий. В составе нагрузке может быть предусмотрена прибыть от проведения страховых операций.
Основная задача, которая ставится при построении страховых тарифов по имущественным рискам, связанна с определением вероятной суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя или на единицу страховой суммы.
Принимая во внимание универсальность страховых математических методов, имеет смысл останавливаться на методиках расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования, используемых российскими страховщиками. Под рисковыми в названных методиках понимаются виды страхования, относящиеся к видам страховой деятельности иным, чем страхование жизни;
Рассмотрим методики расчета тарифных ставок, представленные в табл. 5.
Таблица 5. Виды страховых продуктов в особенности расчета нетто-ставок
Личное страхование |
Страхование имущества и гражданской ответственности | ||||||
Страхование жизни |
Рисковые виды страхования | ||||||
Массовые рисковые виды страхования |
Страхование редких событий и крупных рисков | ||||||
1 |
2 |
3 | |||||
Виды страховых продуктов | |||||||
Страхование на дожитие Страхование на случай смерти Все виды страхования предусматривающие выплату рент (в том числе страхование пенсий, страхование на случай инвалидности или зависимости) |
Личное страхование:
Страхование имущества и гражданской ответственности частных лиц:
|
Страхование промышленных предприятий Авиационное и космическое страхование Страхование на случай природных катастроф | |||||
Особенности видов страхования, оказывающих влияние на расчет нетто-ставки | |||||||
Элемент случайности связан со случайным характером продолжительности человеческой жизни Долгосрочность |
Большое число однородных объектов и статистических данных по ним |
Страховые события происходят очень редко (раз в несколько лет) Ограниченность количества страхуемых объектов | |||||
Особенности расчета нетто-ставок | |||||||
В качестве исходных данных для расчета используется демографическая статистика, представленная в таблицах смертности Используются методы долгосрочных финансовых исчислений (в частности, дисконтирование) |
Расчет тарифных ставок осуществляется статистическими методами с использованием средних показателей |
При расчете нетто-ставок приходится отслеживать временные серии за несколько десятков лет Использование специальных методов расчета для малого числа договоров и международное сотрудничество при выработке единых правил и тарифов | |||||
Рекомендуемые Росстрахнадзором методики для расчета тарифных ставок | |||||||
«Методика расчета страховых тарифов по видам страхования, относящихся к страхованию жизни» |
«Методика расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования» |
Специальной рекомендуемой методики нет. Возможно частичное использования методики для массовых рисковых видах страхования с некоторыми изменениями |
«Методика расчета тарифных ставок по массовым рисковым видам страхования» применяется при наличие в страховом портфеле произвольного количества типовых рисков. Под массовыми рисковыми видами страхования понимаются виды, предположительно охватывающие значительное число субъектов страхования и страховых рисков, характеризующихся однородностью объектов страхования и незначительным ростом в размерах страховых сумм.
Тарифные ставки рассчитываются на основе анализа имеющийся страховой статистики за определенный период времени или при отсутствии таковой. При этом используется статистическая информационная база. Определение страхового тарифа на основе страховой статистики за несколько лет осуществляется с учетом прогнозируемого уровня убыточности страховой суммы на следующий год. Данная методика применяется в случаях, если:
В страховании применяются три вида страховых тарифов: средние, дифференциальные и индивидуальные. Средние страховые тарифы применяются тогда, когда страховщика не интересуют индивидуальные особенности объектов, включенных в страховую совокупность. Средний тариф целесообразно применять при устойчивом уровне убыточности страховой суммы, так как при наступлении убыточности в конце периода средний тариф окажется ниже необходимого и страховщику может не хватить средств для выплаты страхового возмещения. Средний тариф применяется так же в обязательном страховании. Он целесообразен при заключении генеральных договоров, которые охватывают большинство однородных объектов, принадлежащих страхователю.
Дифференцированные страховые тарифы представляют собой ставку страхового взноса для конкретных объектов и рисков, объединенных в группу по определенным признакам. Так, группировка необходима при страховании аналогичных сооружений в районах с неодинаковыми природными условиями. В зарубежных странах дифференцированный тариф применяется при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Индивидуальные тарифы могут быть выражены в виде:
Скидки применяются к дифференцированным тарифам исходя из экспертных или статистических оценок понижения или повышения риска для определенного страхователя. Расчет индивидуальных тарифах сложен, предполагает наличие достаточного объема статистических данных и требует предварительного проведения математического и экономического анализа. Применение подобных тарифов оправданно при страховании очень крупных объектов с нетиповыми рисками.
В основе расчета страхового тарифа лежат такие признаки страхования, как:
Страховая премия – это цена страховой услуги. Она устанавливается при подписании договора страхования и остается неизменной в течении срока его действия, если иное не предусмотрено в договоре. Величина страховой премии зависит от состава и уровня зависимости фактора страхового события, которое клиент представляет страховщику. Страховая премия должна быть достаточна, чтобы обеспечить финансирование всех функций страховщика. Структура страховой премии выглядит следующим образом:
Нетто-премия по риску (рисковая премия) – главная часть страховой премии, которая служит для покрытия ущерба при наступлении страхового случая и формирования страховых резервов. Расчет нетто-премии всегда по отдельным рискам, даже если они объединяются в одном страховом договоре. Методика расчета основана на определении следующих характеристик калькулируемого риска: вероятностного распределение ущерба, его средней величины и рассеяния.
Основанием для расчета является информация об ущербах за прошедший период, тенденции которого проецируются на период калькуляции. Однако при этом могут возникнуть серьезные ошибки двух видов. Во-первых, в силу недостаточности информации возможна ошибка диагноза. Во-вторых, возможна ошибка прогноза, вызванная неучтенными или изменившимися обстоятельства.
К нетто-премии делают страховую надбавку, чтобы гарантировать клиентам страховую защиту. Страховая надбавка, предназначена для того, чтобы финансировать чисто случайные отклонения реального ущерба от его ожидаемых значений. Размеры страховойнадбавки устанавливаются в зависимости от меры риска пропорционально отдельным моментам распределения калькулируемого ущерба либо комбинация названных показателей.
Надбавка на затраты страховой организации в структуре страховой премии предназначена для покрытия издержек страховщика, включая оплату труда персонала, аренду помещения, издержки по содержанию офиса, рекламу, комиссионные и т.п. Часть страховой премии, которая служит для покрытия расходов и формирования плановой прибыли страховщика, в практике страхования называется нагрузкой. Этапы расчета цены на страховые продукты предоставлены на рис. 3.
Рис. 3 Этапы расчета страховых тарифов
При исчислении тарифной ставки к нетто-премии делаются соответствующие надбавки, связанные с развитием риска. Главная статья этих надбавок – расходы на ведение дела страховщика. Сюда включаются расходы, связанные с заключением и обслуживания договора страхования. Имеются множество факторов, влияющих на величину расходов на ведение дела, но нет общих рекомендаций по нормированию этих расходов.
В страховой практике принято различать расходы на ведение внутренней службы страховой организации и расходы на ведения дела внешней сети. Расходы можно разделить на постоянные и переменные. Постоянные расходы не могут быть отнесены на отдельное страхование. Они должны быть разложены на весь страховой портфель заключенных договорах страхования. Переменные расходы на ведение дела могут быть отнесены на отдельное страхование (вид страхования, отдельный страховой полис).
Понятия «постоянные» и «переменные» расходы используются в актуарных расчетах по договорам страхования, имеющим срок действия не более одного года. Относительно постоянные расходы не подвержены колебаниям в страховой деятельности, т.е. не зависит от степени занятости персонала данной страховой организации. При расчете страхового тарифа следует учитывать, что страховые взносы должны покрывать не только страховые суммы и страховые возмещения, но и раходы на содержание страховой организации. В связи с этим расходы на ведение дела можно классифицировать как:
Организационные расходы связанные с учреждением страховой организации и относятся к активам страховщика. Аквизиционные расходы – производственные расходы страховой организации, связанные с привлечением новых страхователей и заключением новых страховых договоров при посредничестве страхового агента. Инкассационные расходы связанные с обслуживанием наличного денежного оборота поступлений страховых платежей, расходы на изготовление бланков квитанций о приеме страховых платежей и учетных регистров. Ликвидационные расходы – расходы по ликвидации ущерба, причиненного страховым случаем. Управленческие расходы могут быть распределены на общие расходы управления и расходы по управлению имуществом. Большая часть их зависит от уровня занятости в данной страховой организации.
Страховщику выгодно, когда принимаются предупредительные меры, так как это снижает его риск, а для этого необходимо побудить страхователя к применению мер по предотвращению страховых событий. Сделать это можно с помощью страховых тарифов. Поэтому страховые организации применяют поправочные коэффициенты, учитывающие факторы страхового события, на которые может влиять клиент-страхователь, завышенными по сравнению с реальной степенью риска страховщика. Эта мера либо отталкивает нежелательных клиентов, либо заставляет принимать предупредительные меры, что означает переход их в категорию желательных для страховщика клиентов.
Наряду со специфическими особенностями формирования цены на страховую продукцию влияет франшиза – определенная часть убытка страхователя, не подлежащая возмещению страховщиком по условиям договора страхования. Переменные, которые необходимо учитывать при построение модели цены на страховой продукт, связанны между с собой соотношениями, которые могут быть представлены следующим образом:
Страховая премия = Страховая сумма × Тарифная ставка
Страховая выплата = Страховая сумма – Франшиза
Страховая стоимость ≥ Страховая сумма
Потребительская ценность страховой продукции представляет страховую выплату, которую страхователь фактически покупает. Для страхователя ценной страховой продукции является сумма страховой выплаты, которую есть все основания назвать фактической тарифной ставкой. Взаимосвязь между номинальной и фактической тарифными ставками выражается формулой
Тфс = (1 + [ / (Сс – Ф)] × Тнс,
где Тфс - фактическая тарифная ставка;
Тнс – номинальная тарифная ставка;
Сс – страховая сумма;
Ф – франшиза.
Из приведенной формулы следует, что при величине франшизы (Ф), равной 0,5 Сс, фактическая тарифная ставка в два раза выше номинальной (Тфс = 2 × Тнс). При малых относительных значениях Ф она определяет фактически рост цены страховой продукции, в процентах.
Франшиза – это инструмент ценообразования страховщика. При формировании цен на страховые продукты должны учитываться психологические аспекты поведения страхователя. Цена должна устанавливаться так, чтобы не отпугнуть страхователей ее высоким или низким уровнем; она должна находиться в пределах ожидания страхователя.
7. ВАРИАНТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ
При реализации страховых правоотношений выделяются следующие принципы: наивысшего доверия сторон; выплата страхового возмещения в размере действительного убытка; наличия причинно- следственной связи убытка и страхового события, его вызвавшего; контрибуции и суброгации. Остановимся на особенностях действия двух принципов.