Динамика состава и структуры доходов Пенсионного Фонда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 11:39, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение динамики состава и структуры доходов Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Задачи работы - рассмотреть теоретические основы Пенсионного Фонда РФ; изучить доходные и расходные средства Пенсионного Фонда РФ; рассмотреть порядок использования средств фонда; исследовать доходы и расходы с формированием накопительной части пенсий за период с 2010-2012 гг.; провести анализ динамики и структуры Пенсионного Фонда РФ.
Поставленная цель и задачи определили структуру курсовой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач люба ФИНАНСЫ (Восстановлен).docx

— 56.56 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Введение

 

Переход к рыночной экономике  сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. В наибольшей степени это относится  к её центральному звену - бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место  заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для  более эффективного использования  своих финансовых ресурсов. Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы, и с  их помощью осуществляется перераспределение  национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной  власти. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств. Согласно Бюджетного Кодекса  Российской Федерации: государственный  внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации и предназначенный  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют  строгое целевой назначение. Решение  об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и  местного самоуправления.

Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные  внебюджетные фонды в порядке, установленном  федеральным законом, в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов и сами внебюджетные фонды  находятся в собственности государства, но являются автономными. Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации), внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации - во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

Целью данной работы является изучение динамики состава и структуры доходов Пенсионного Фонда Российской Федерации.

Задачи работы - рассмотреть  теоретические основы Пенсионного  Фонда РФ; изучить доходные и расходные  средства Пенсионного Фонда РФ; рассмотреть  порядок использования средств  фонда; исследовать доходы и расходы  с формированием накопительной  части пенсий за период с 2010-2012 гг.; провести анализ динамики и структуры Пенсионного  Фонда РФ.

Поставленная цель и задачи определили структуру курсовой работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

В настоящее курсовой работе используются такие нормативно-правовые документы, как Бюджетный Кодекс РФ, Конституция РФ, Федеральный  закон «Об обязательном пенсионном страхования» и т.п. Представлены работы таких авторов, как Амелина Е.В, Войнов А. В., Малеева Т.М. и других.

 

Глава 1. Теоретические  основы финансового состояния ПФРФ

 

1.1. Особенности и источники формирования бюджета Пенсионного фонда РФ

 

 

Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая  часть фондов создается в процессе перераспределения национального  дохода. Основные методы мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные  налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать  и заемные средства. Имеющиеся  у внебюджетных фондов положительные  сальдо может быть использовано для  приобретения ценных бумаг и получения  прибыли в форме дивидендов или процентов [10,352 с].

Дмитрий Медведев подписал закон «О бюджете пенсионного  фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», который был принят Госдумой 24 ноября и одобрен Советом Федерации 1 декабря. Федеральным законом предусматривается утверждение основных характеристик бюджета Пенсионного фонда РФ (далее - фонд) на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, источников внутреннего финансирования дефицита бюджета фонда, перечней главных администраторов доходов бюджета фонда и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета фонда, распределения бюджетных ассигнований бюджета фонда по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета, а также распределения бюджетных ассигнований, предоставляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.[9]

В частности, предусматривается  включать в расходы, связанные с  ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, затраты на обработку их заявлений  о выборе инвестиционного портфеля, о переходе из фонда в негосударственный  пенсионный фонд, о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию. А также  – направлять на финансовое обеспечение  выплаты страховой части трудовой пенсии суммы средств, на которые  страхователями по состоянию на 1 января 2011 года не представлены сведения индивидуального учета, сообщает пресс – служба Кремля.

Бюджет Пенсионного фонда  Российской Федерации и отчет  его исполнения утверждаются ежегодно по представлению Правительства  Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным  кодексом Российской Федерации [11, с.13].

Можно выделять много проблем, обусловивших скудный размер выплачиваемых  пенсии, пособии и низкое качество бесплатной медицины, выливающихся в  негативное отношение россиян к  отечественной системе социального  страхования. Основные недостатки российской системы социального страхования  следует искать в неэффективной  системе формирования доходов внебюджетных фондов, являющихся материальной базой  социального страхования (важнейшая  социальная проблема - низкий размер пенсий и пособий, вытекает из низкой доходной базы внебюджетных фондов, т.е. на социальные выплаты направляется ровно столько  средств, сколько удалось собрать). Среди причин, препятствующих полноте  формирования доходов российской социальной системы, главной является низкая налоговая  культура россиян, большинство из которых  стремится уклониться от уплаты обязательных платежей.[9, 33-34c ]

После проведения пенсионной реформы поменялись источники формирования бюджета ПФР.

Средства ПФ России формируются  за счёт:

- суммы Единого Социального  налога, поступающего из федерального  бюджета на выплату базовой  части трудовых пенсий;

- страховых взносов, зачисляемых  в ПФ России на выплату страховой  части трудовой пенсии;

- страховых взносов, зачисляемых  в ПФ РФ на накопительную  часть трудовой пенсии;

- страховых взносов в  виде фиксированного платежа;

- мобилизации просроченной  задолженности;

- доходов от инвестирования  средств, поступивших на накопительную  часть трудовой пенсии;

- средств федерального  бюджета, передаваемых ПФ РФ  в соответствии с законом РФ:

а) на выплату государственных  пенсий и пособий;

б) на выплату пенсий в  части, определяемой включением в страховой  стаж иных периодов, а так же финансирование расходов на их доставку и пересылку;

- средств федерального  бюджета, передаваемых ПФ РФ  Министерством труда России на  выплату досрочных пенсий гражданам,  признанных безработными и социальных  пособий на погребение и оказание  услуг по погребению согласно  гарантированному перечню этих  услуг получателям досрочных  пенсий;

- средств из целевого  бюджетного фонда Министерства  атомной промышленности для обеспечения  выплаты дополнительных ежемесячных,  пожизненных материальных обеспечений  работникам, осуществляющим трудовую  деятельность в организациях  ядерного оружейного комплекса  РФ;

- средств, взыскиваемых  с работодателей, в результате  предъявления регрессивных требований (пений, финансовых санкций); добровольных  взносов юридических и физических  лиц. [11, 13-15c]

Согласно ст.6 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страхователи делятся на две категории:

- лица, производящие выплаты  физическим лицам (организации,  индивидуальные предприниматели  (в т.ч., частные детективы и  занимающиеся частной практикой  нотариусы, адвокаты), физические  лица);

- индивидуальные предприниматели  (в т.ч., частные детективы и  занимающиеся частной практикой  нотариусы, адвокаты). [4]

Указанные категории страхователей  совпадают с категориями налогоплательщиков ЕСН, предусмотренными ст.235 Налогового Кодекса РФ.

Ставка ЕСН на выплату  базовой части трудовой пенсии устанавливается  в следующих размерах:

- для работодателей организаций  за исключением организаций, занятых  в сельском хозяйстве, устанавливается  ставка 14% от налогооблагаемой базы  до 100 тыс. рублей на каждого  работника с начала года с  нарастающим итогом;

- для работодателей организаций,  занятых в сельском хозяйстве  - 10,3.

Ставка ЕСН является регрессивной.

Основным отличительным  признаком реформируемой пенсионной системы стало введение накопительного элемента. Новая пенсионная система  с 2002 г. основывается на распределительном  и накопительном принципах. Исходя из этих принципов определен новый  порядок расчета пенсий. Так, трудовая пенсия состоит из трех составляющих:

1) базовая часть трудовой  пенсии;

2) страховая часть трудовой  пенсии;

3) накопительная часть  трудовой пенсии.

Данной структуре пенсии соответствуют и структура доходных источников пенсионной системы.

Ставки страховых взносов  устанавливаются отдельно для финансирования страховой части трудовой пенсии и для финансирования накопительной  части трудовой пенсии. Все физические лица, в пользу которых производятся выплаты, разделены на три возрастные группы:

1) мужчины 1952 г.р. и старше  и женщины 1956 г.р. и старше - тариф на страховую часть - 14%, на накопительную часть - 0%;

2) мужчины 1953-1966 г.р. и  женщины 1957-1966 г.р. - тариф на страховую  часть - 12%, на накопительную часть  - 2%;

3) мужчины и женщины  1967 г.р. и моложе тариф на  страховую часть - 11%, на накопительную  часть - 3%.

Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в фиксированном  размере для всех получателей  трудовых пенсий. Она была выделена в целях упорядочения установленных  ранее пенсионным законодательством  выплат, не связанным со страховым  стажем.

Базовая часть учитывает  в своём размере следующие  показатели:

- пенсии в минимальном  размере; -

надбавки;

- повышения;

- компенсационные выплаты;

- пенсии в части периодов, не связанных с уплатой страховых  взносов в фонд.[12, с13-15]

Финансирование выплат базовой  части осуществляется из суммы ЕСН, зачисленного в федеральный бюджет, и передаваемый в ПФ РФ. Размер базовой части дифференцируется в зависимости от вида пенсии, установленной группой инвалидности, и наличием иждивенцев - нетрудоспособных членов семьи пенсионера. Для большинства пенсий размер базовой части устанавливается в твёрдом размере (на 01.02.2003 - 554 руб.), но для отдельных категорий получателей в повышенном или пониженном размере.

Финансирование выплат страховой  части трудовой пенсии осуществляется за счёт трудовых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых  в Пенсионный Фонд. С 01.01.2002 г. органами пенсионного обеспечения осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 г. путём  их конвертации в расчётный пенсионный капитал.[11, с132-134]

Страховая часть пенсии определяется исходя из величины рассчитанного пенсионного  капитала и ожидаемого периода выплаты  пенсии (для пенсий по старости). Размер страховой части трудовой пенсии для лиц, у которых на начало 2002 г. установлена трудовая пенсия в  соответствии с законом РФ «О государственных  пенсиях в РФ», рассчитывается по сумме установленной им пенсии с  учётом надбавок, повышений и компенсационных  выплат в связи с ростом стоимости  жизни в стране.[2] А для отдельных категорий пенсионеров, исходя из минимального размера совокупных выплат, установленных указом Президента РФ от 12.07.2001 г. № 833 (без учёта 2-ой пенсии, полученной на основании законодательства) за минусом размера базовой части трудовой пенсии. С 01.01.2002 г. пенсии работающих пенсионеров пересчитываются по нормам федерального закона № 113 от 21.07.1997 г. «О порядке исчисления и увеличения государственных пособий» в целях формирования расчётного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части пенсии по старости.[5]

Информация о работе Динамика состава и структуры доходов Пенсионного Фонда Российской Федерации