Динамика состава и структуры доходов Пенсионного Фонда Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 11:39, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение динамики состава и структуры доходов Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Задачи работы - рассмотреть теоретические основы Пенсионного Фонда РФ; изучить доходные и расходные средства Пенсионного Фонда РФ; рассмотреть порядок использования средств фонда; исследовать доходы и расходы с формированием накопительной части пенсий за период с 2010-2012 гг.; провести анализ динамики и структуры Пенсионного Фонда РФ.
Поставленная цель и задачи определили структуру курсовой работы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач люба ФИНАНСЫ (Восстановлен).docx

— 56.56 Кб (Скачать файл)

Есть еще один нюанс, который  нам пригодится ниже. Страховые взносы, суммарно составляющие в 2010 году 1020,6 млрд. рублей, подразделяются на 810,0 млрд. рублей страховой части и 210,3 млрд. рублей части накопительной. В 2011 году соответственно - 922,6 млрд. и 253,0 млрд. рублей, в 2012 году - 1035,9 млрд. и 299,3 млрд. рублей.[сайт пф]

Расходы ПФР в 2009-2011годах  не менее занимательны, чем доходы.  

Таблица 2

Расходы ПФР в 2010-2012 гг. (млрд. рублей)

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Общий объем расходов, в  том числе

2 099,9

2 464,8

2 877,8

Выплата трудовых пенсий,

в том числе страховой  части

1 615,2

929,2

923,5

1073,0

2 235,3

1 232,6

Социальные пенсии

66,6

85,8

102,2

Расходы на осуществление  ежемесячной денежной выплаты (монетизация  льгот)

251, 7

266,5

282,2

Финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности ПФР

46,9

49,1

49,1

Расходы на выплату "материнского капитала"

-

-

55


 

 Поступления от ЕСН в 2010 году составили 442,8 млрд., в 2011 году – 506,0 млрд., в 2012году – 573,7 млрд. рублей. Трансферты, перечисляемые из бюджета в ПФР, представлены в первой таблице. Таким образом, только по базовой части пенсии дефицит пенсионной системы в 2010 году составил 264,9 млрд., в 2011 году – 370,6 млрд., в 2012 году составит 459,3 млрд. рублей.

Дефицит ПФР по страховой части в 2010 году составил 119,2 млрд., в 2011 году - 150,4 млрд., в 2012 году – 196,7 млрд. рублей.

Итого: дефицит российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2010году составил 384,1 млрд. рублей, в 2011 году – 521,0 млрд. рублей, в 2012 году – 656,0 млрд. рублей.

Сравним с официальными данными  по дефициту, представленными в проекте  бюджета ПФР, составленным с учетом федеральных вливаний. Бюджет фонда  по распределительной составляющей сформирован в 2010 году с профицитом в сумме 27,6 млрд. рублей, в 2011году с текущим дефицитом в сумме 40,6 млрд. рублей, в 2012 году с профицитом в сумме 16,5 млрд. рублей.

Таким образом, спрогнозированный на 2010-2012 г.г. бюджет фонда не совпадает с реальной ситуацией, сложившейся в сфере пенсионного обеспечения [17].

Дополнительно Пенсионному  фонду РФ доверено осуществлять некоторые  выплаты по социальному обеспечению. Это ежемесячное материальное обеспечение  граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги  перед Родиной, ежемесячные денежные выплаты, связанные с монетизацией льгот, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам  к месту отдыха и обратно, социальная поддержка Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического  Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, возмещение уплаты страховых  взносов в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет  и период прохождения военной  службы по призыву.[10, c 56]

Все это осуществляет ПФР, а расходы на организацию процесса проходят по статье "Финансовое и  материально-техническое обеспечение  текущей деятельности ПФР", то есть осуществляются за счет пенсионных взносов граждан РФ.

По этой статье запланированы  огромные затраты – более $1,8 млрд. ежегодно. В народе бытует мнение, что  основная часть этих расходов материализуется  в содержании органов пенсионного обеспечения. В 2010-2012 годах ПФР потратит на содержание органов фонда по всей стране в среднем 47,1 млрд. рублей, а на капитальные вложения и проектные работы по строительству объектов – в среднем 1,1 млрд. рублей.[8, c 12]

Еще одна не относящаяся  к фонду статья расходов ПФР, отмеченная в таблице 2 – выплата "материнского капитала". Сумма выплаты на одного ребенка в начале действия национального  проекта составляла 250 тыс. рублей. В  последующие годы она пересчитывалась. В бюджете на 2011 год предполагается выплатить (перевести на ипотеку, образование, дополнительное пенсионное обеспечение) 55 млрд. рублей. В пересчете на головы, в 2010 году ПФР "осчастливит" 220 тыс. семей. По статистике треть родов  приходится на второго или третьего ребенка. За 2010 год родилось порядка 500 тыс. детей, чьи матери имеют право  на получение "материнского капитала", общая же сумма необходимых средств  составит 125 млрд. рублей. В бюджете  ПФР предусмотрено в 2,3 раза меньше.

Таким образом, проанализировав  динамику доходов бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации за 2010-2012 г.г., можно выявить увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы. Это свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат не страхового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

В структуре расходов бюджета  пенсионного фонда России преобладают  расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части. [14, c 74-76]

 

 

2.2. Анализ доходов и расходов, связанных с формированием накопительной части пенсий за период.

 

 
           В 2002 г. была проведена пенсионная реформа, в результате которой была введена накопительная часть трудовой пенсии. Накопительная составляющая бюджета Фонда сформирована по доходам в 2008 году в сумме 223,4 млрд. руб. и с ростом к 2010 году до 322,2 млрд. руб. Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии по мере поступлений в соответствии с законодательством будут направляться на временное размещение в разрешенные виды активов. Доходы, полученные от временного размещения средств пенсионных накоплений, составят: в 2008 году – 8,8 млрд. руб., в 2009 году – 13,5 млрд. руб., в 2010 году – 15,7 млрд. руб. Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями, определены: в 2008 году в сумме 2,3 млрд. руб. (около 4,37% от суммы прироста (дохода) средств пенсионных накоплений, переданных в доверительное управление УК за период инвестирования), в 2009 году – 3,4 млрд. руб., в 2010 году – 5,0 млрд. руб. Объем средств пенсионных накоплений за 2008–2010 годы возрастет в 2,6 раза и к концу 2010 года составит около1,2 трлн. руб., при этом в доверительном управлении управляющих компаний будут находиться 876,4 млрд.руб. 
            В целом все статьи имеют положительную динамику и только статьи  «средства передаваемые в ПФР из НПФР» и «Выплата право приемникам умерших застрахованных лиц» показывают отрицательные данные что может свидетельствовать о повышении доверия граждан к негосударственным пенсионным фондам. Так же возможно влияние еще одного нововведения, согласно которому средства за тех граждан, кто самостоятельно не перевел свои средства, сделает это государство.

Объем получаемых ПФР доходов  и выполняемых им пенсионных платежей в 2005 году составил более 1,5 триллиона рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

В соответствии с действующим  законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение  более чем 90 тысячам граждан, проживающих  в 75 государствах, в том числе 20 тысячам  граждан пенсии переводятся по месту  их постоянного проживания в 63 государствах.

В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и  свыше 38 миллионов пенсионеров. С  Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющих только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.

Анализ динамики формирования доходов  Пенсионного фонда с точки  зрения сравнения изменений показал, что в 2002г. поступления в ПФ РФ составили 461777,9 рублей, 2003 году 783477,7 рублей, что на 321 700 рублей больше. На диаграмме в свою очередь показан значительный рост доходов. Анализируя относительное изменение за тот же период наблюдается значительный рост поступлений в ПФ РФ в 2003г.

В период с 2003 по 2004 г наблюдается  резкое снижение поступлений (доходов), так в 2003 г. - 783477,7 рублей, в 2004г.- 822841,4 рублей, абсолютное снижение поступления  доходов в размере 39363, 7рублей. Что  очень хорошо на диаграмме 1. Анализируя, изменение за тот же период также  наблюдается значительный спад в  относительно поступлений в ПФ РФ в 2004г.

За период с 2004 по 2005 г. с точки  зрения абсолютных изменений наблюдается  рост доходов в ПФ РФ. Так в 2004г. составило 822841 ,4 рублей, а в 2005 г.- 1000316,6 рублей. Абсолютное изменение составило 177475,2 рублей. Таким образом, можно  сделать вывод, что наблюдается  неравномерная динамика развития поступлений  и формирования доходов.

Анализ динамики формирования расходов Пенсионного фонда показал, что  расходы составили 435536,16 рублей, а  в 2002г-739156,6 рублей. Итак, в 2002г показал  значительный рост расходов, связанных  с формированием ПФ. Абсолютное изменение  расходов составило 303620,44 рублей. Анализируя относительно изменение, значительный рост расходов.

Рост вызван повышением расходов на пенсии по обязательному пенсионному  страхованию, по выплате пенсий и  пособий по социальному обеспечению.

Анализируя период с 2002 по 2003г. наблюдается  снижение расходов по отношению к  ПФ РФ. Так в 2002г.- 739156,6 рублей, то уже  в 2003г.- 864898,3 рублей, при этой снижение расходов составило 125741,7 рублей.

Также наблюдается снижение расходов и в 2004г, так в 2003г. расходы составляли 864898,3 рублей, в 2004г-946640,2 рублей. Абсолютное изменение по доходам составило 81741 ,9 рублей, что на 43999,8 рублей меньше с, точки зрения относительного показателя наблюдается та же динамика снижения в данный период.

Таким образом, можно сделать общий  вывод, о том, что при формировании расходов наблюдается неравномерная  динамика от роста к спаду. Снижение доходов и повышение расходов неблагоприятно сказывается на развитии и проведении реформ в области  пенсионной политики и обеспечения  в России.

 

2.3.    Выявление основных проблем развития Пенсионного фонда РФ

 

Состояние пенсионной системы  России оценивается экспертами как  нестабильное. С начала старта пенсионной реформы - 1 января 2002 г. - система обязательного  пенсионного страхования накопила ряд проблем. Говоря о сложностях развития этой системы, в качестве первой проблемы выделяется нарастающий дефицит  Пенсионного фонда (ПФР).

Таблица 3

Расчет коэффициента замещения заработной платы пенсий на 2010-2012 годы

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012г.

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата в  целом по экономике, руб.

17 723

20 395

21 755

Среднегодовой размер пенсии, руб.

4 760

5 098

6 123

Коэффициент замещения, %

26,9%

25,0%

26,2%


 

 

Как говорилось выше, дефицит  российской пенсионной системы только по трудовым пенсиям в 2008 году составил 384,1 млрд. рублей, в 2009 году – 521,0 млрд. рублей, в 2010 году – 656,0 млрд. рублей.

В качестве второй проблемы обозначается снижение размера пенсий, т.к. реформа и снижение тарифов  идут за счет снижения размеров пенсий. Размер пенсий анализируется при помощи коэффициента замещения, который показывает, насколько пенсия покрывает предыдущий заработок.[16, c 89-91]

В 1995г. этот коэффициент составлял 39,8%, то есть был почти равен норме  Конвенции МОТ, согласно которой  коэффициент замещения должен составлять 40%. В 1998 г. коэффициент замещения был равен 37,9%. С того периода коэффициент начал снижаться. В период с 2007 по 2010 г.г. коэффициент замещения изменялся в пределах от 25,0% до 26,9%.

В качестве следующей проблемы можно выделить снижение доли пенсионного  страхования в системе обязательного  пенсионного страхования в той  страховой части пенсии, которая  зависит от заработка и стажа. И как следствие, приводит к увеличению прямых выплат в виде базовых выплат пенсий, не зависящих от зарплаты и  стажа.

Это приводит к увеличению перераспределяемых через пенсионный фонд льготных выплат. Выплата пенсий составляет 84% от расходов пенсионного  фонда, а начиналось все, когда доля пенсионных расходов составляла 96-98%.

Информация о работе Динамика состава и структуры доходов Пенсионного Фонда Российской Федерации