Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:49, курсовая работа
Цель данной работы: провести анализ законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности, а именно, той части страхового законодательства, которая непосредственно связана с введением обязательного страхования гражданской ответственности и выявление проблем и пробелов в государственном регулирования страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта в сфере законодательных и нормативных актов.
Введение…………………………………………………………..………….……3
ГЛАВА I. Возникновение и развитие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в Республике Беларусь и в зарубежных странах…………..………….…….………………………………….……….5
ГЛАВА II. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств….…..…………………………………..………13
2.1 Правовое регулирование страхования гражданской ответственности в Республике Беларусь.....…………………………………………………………13
2.2 Страховой случай. Страховой взнос (страховая премия). Страховая сумма (лимит ответственности)…………… ……………………………….... 17
2.3 Страховое возмещение. Порядок выплаты страхового возмещения. Возмещение вреда самим причинителем…………………...………...………..23
ГЛАВА III. Структура поступления страховых взносов и страховых выплат………………………………………………………………………….……28
Заключение…………………………………………………………………….…32
Список использованной литературы……..……………………………………..…….34
2.2
Страховой случай. Страховой взнос (страховая
премия). Страховая сумма (лимит ответственности)
Страховым
случаем является факт причинения вреда
жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего
в период действия договора внутреннего,
либо пограничного страхования, либо договора
страхования "Зеленая карта", действительного
на территории Республики Беларусь, в
результате дорожно-транспортного происшествия,
в связи с чем предусмотрена выплата страхового
возмещения в соответствии с настоящим
Положением.[12]
Не считаются страховыми случаями факты
причинения вреда:
В перечисленных случаях потерпевший или его наследник может в соответствии с законодательством предъявить лицу, причинившему вред, иск о его возмещении.
При внутреннем страховании
Конкретные размеры взносов, корректирующие коэффициенты к ним и Правила применения системы скидок и надбавок (систему бонус-малус) следует искать в приложениях к Указу Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. N 531 "Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования" (далее - Указ N 531), заменивших (фактически продублировавших) акты Совмина.
Заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств означает, что страховая компания причиненный вами при ДТП материальный ущерб возьмет на себя. Основанием для выплаты страхового возмещения потерпевшему является возникновение страхового случая. В свете страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховой случай - это причинение вреда в результате ДТП. Очень часто ДТП является результатом правонарушения: чаще административного, но в ряде случаев и уголовного. То есть для лица, виновного в совершении ДТП, ответственность наступит независимо от причинения им вреда третьим лицам: административную (либо уголовную) он понесет сам, а гражданско-правовую (возмещение вреда) возьмет на себя страховая компания. Казалось бы, значительное облегчение для виновника ДТП.
Применительно
к рассматриваемым
Разница
между ней и суммой, требуемой
для обновления в процессе восстановительного
ремонта поврежденного
Что касается размера нормо-часа, то хотелось бы обратить внимание на то, что он вычислен путем анализа существующих на территории республики расценок на этот вид работ, является среднеарифметической величиной и утвержден по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Кроме того, это величина, которая по мере необходимости подлежит уточнению и меняется.[6]
Это
разноуровневые понятия. Для наглядности
приведем в пример обязательное страхование
гражданской ответственности
Вывод:
страхование ответственности за причинение
вреда в пользу лиц, которым такой вред
может быть причинен, - это весьма специфичный
и существенно отличающийся от других
вид страхования. Поэтому оценивая полезность
обязательного страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных
средств, ни в коем случае нельзя сравнивать
выгоды его наличия для застрахованного
лица (юридического лица), если оно станет
виновником ДТП, и проблемы того же лица
в случае, если оно станет потерпевшим.
2.3
Страховое возмещение. Порядок выплаты
страхового возмещения. Возмещение вреда
самим причинителем.
ОСГОВТС призвана обеспечивать возмещение вреда, причиненного чужому имуществу, а также жизни или здоровью граждан при ДТП на территории Беларуси и выезде в страны - члены системы "Зеленая карта". Моральный же вред, упущенная выгода и утрата товарной стоимости транспорта за счет автогражданки не компенсируются. Зато по соглашению со страховщиком или по решению суда покрываются затраты лиц, предоставивших транспорт для доставки потерпевших в медпункты, оказавших медпомощь, поучаствовавших в ликвидации последствий ДТП или оказавших иное содействие в снижении вреда.
Возмещаются только последствия ДТП, совершенного в момент действия договора автогражданки и зарегистрированного в ГАИ. Причем потерпевший должен сохранять поврежденное имущество в послеаварийном состоянии до осмотра его специалистом оценщика или страховщика. Иначе могут отказать в возмещении, сославшись на невозможность установления наличия или размера вреда. Необходимо еще и наличие причинной связи между движением (размещением) автомобиля и причиненным вредом. Но не имеет значения, был ли неосторожен сам потерпевший и виновен ли вредитель. Помимо этого, не возмещается вред, причиненный:
- вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, падения груза, выброса из-под колес или функционирования смонтированного на транспорте механизма (например, подъемного крана или разбрасывателя песка);
-
во время спортивных
-
в результате ДТП с участием
нескольких авто одного
-
непосредственно вредителю (
-
деньгам, драгоценностям, ценным
бумагам, документам и
Ущерб жизни и здоровью возмещается независимо от выплат по социальному и иному страхованию. А смерть (инвалидность), последовавшая в течение года после ДТП, влечет доплату страхового возмещения. Исчисление денежного эквивалента жизни и здоровья осуществляется в соответствии с Правилами, утверждаемыми Бюро по согласованию с Минздравом и Минтрудом (в данный момент действует Приказ Бюро от 11 августа 2004 г. N 29-од). В них вполне стандартные нормативы и правила.
Транспорт считается уничтоженным, если его ремонт технически невозможен или экономически нецелесообразен (с учетом НДС, но без учета обновления дороже 80% стоимости авто). Размер вреда при уничтожении автомобиля равен действительной стоимости этого авто в день ДТП плюс расходы по эвакуации с места ДТП к месту постоянного хранения (до белорусской границы для нерезидентов), утилизации остатков, оформлению необходимых документов и исчислению размера вреда. Кстати, страховщик, возместивший стоимость уничтоженного автомобиля, может взять себе его остатки, а в случае отказа потерпевшего - уменьшить страховое возмещение на стоимость этих остатков.
Повреждение автомобиля возмещается в размере восстановительного ремонта (с учетом износа и без учета НДС) на день ДТП плюс (аналогично уничтожению) эвакуация, оформление и исчисление. НДС за ремонт возмещается только после представления потерпевшим документов, подтверждающих факт ремонта у организаций (предпринимателей), имеющих соответствующее разрешение.
Правила исчисления вреда транспорту утверждаются Бюро по согласованию с Минтрансом (в данный момент действует Приказ Бюро от 14 сентября 2004 г. N 30-од) [7].
Гибель
домашних животных возмещается по их
действительной стоимости. Если же пострадавшую
живность отправили на убой, то компенсация
уменьшается на стоимость останков, пригодных
к использованию. Уничтожение иного имущества
потерпевшего компенсируется в размере
действительной стоимости в день ДТП,
а повреждение равноценно разнице между
стоимостями до и после происшествия.
Кроме того, покрываются расходы на оформление
документов и исчисление размера вреда.
А вот повреждения дорог, дорожных сооружений,
средств регулирования дорожного движения
и иных объектов (предметов) могут оцениваться
еще и в размере стоимости восстановительного
ремонта. Вред, причиненный несколькими
страхователями, возмещается соответствующими
страховщиками в пропорциях, установленных
гаишниками и оценщиками. Причем потерпевший
может взыскать все с любого страховщика,
а потом пусть разбираются (делятся) между
собой. Если страховщик в течение 2 месяцев
с момента ДТП (после заявления потерпевшего,
поданного с опозданием) не оформил документы
по страховому возмещению, размер вреда
подлежит пересчету пропорционально увеличению
установленного НацБанком курса евро
(при уменьшении этого курса перерасчет
не производится). И, наконец, у страхового
возмещения есть максимально возможные
пределы. Раньше соответствующие лимиты
устанавливало Правительство РБ, теперь
это делает сам Президент РБ. Согласно
Указу N 531 только по 10 000 евро может быть
выплачено за вред причиненный жизни или
здоровью и имуществу. Эту величину нельзя
превышать при любом количестве ДТП в
течение срока действия договора автогражданки.
И только в случае причинения вреда нескольким
лицам общий лимит увеличивается в три
раза (при сохранении однократного лимита
для каждого из потерпевших в отдельности).
Превышение трехкратного лимита влечет
пропорциональное уменьшение страхового
возмещения каждому потерпевшему.[6]