Контрольная работа по «Страхованию»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 17:49, контрольная работа

Краткое описание

Успех первого страхового общества сформировал моду на страховое дело, и уже в 1835 г. была открыта первая в России компания по страхованию жизни «Жизнь». Вскоре было создано «Второе российское страховое от огня общество» (1835 г.), получившее право работать на остальной территории России. В 1846 г. возникло товарищество«Саламандра». На смену государственной монополии в страховании пришла монополия частная.Но особенно активно новые компании стали возникать по истечении срока действия монополии. Этому способствовали и реформы 60-70-х годов, проведенные в период царствования Александра II.

Вложенные файлы: 1 файл

страхование.docx

— 70.85 Кб (Скачать файл)

Комментарий

Среди надписей Пергама имеется документ, раскрывающий многие стороны положения наемников – это договор Эвмена I с наемными солдатами. Договор, видимо, был заключен после мятежа воинов, который они подняли во главе со своими командирами. Документ представляет собой большую по объему (более 60 строк) и весьма содержательную надпись. Состоит она из трех основных разделов. В первом определяются условия службы наемников. Второй является клятвой воинов и их командиров хранить верность Эвмену I. Третий раздел содержит клятву правителя. К сожалению не все положения документа ясны.

Условия службы наемников указаны следующие.

1. Для них определена цена  хлеба в 4 драхмы за медимн и цена вина в 4 драхмы за метрет (стк. 3-4). Цены установлены не низкие. Возможно двоякое понимание данного положения. Ф.Ф. Соколов и Т. Рейнак считали, что речь идет о деньгах, которые должны платить наемники за питание. По мнению Г.Т.Г риффита, речь идет о замене выдаваемого воинам натурального довольствия денежным. На размере жалования это не сказалось. Ф.Ф. Соколов подметил, что о повышении жалования в документе нет речи. Видимо, оно осталось прежним – как до мятежа, и солдаты не требовали его увеличения.

2. Год считать в 10 месяцев, вставной  месяц не считать (стк. 5-6). По греческим обычаям полисы вели войны, как правило, в течении 7-8 месяцев года, пока была благоприятная погода. Для наемников этот сезон продлен до 10 месяцев. По предположению Г.Т. Гриффита, наемные отряды, которые размещались в крепостях царства, поздней осенью и зимой делились на две половины, каждая из которых получала два месяца отдыха (может быть, ноябрь-декабрь и январь-февраль). Не совсем ясно положение относительно вставного месяца. Видимо, оно связано с разницей в ионийском и македонском календарях (как считает Г.Т. Гриффит) или с разницей между лунным и солнечным календарями (по мнению Ф.Ф. Соколова). В любом случае открывалась возможность злоупотреблений со стороны нанимателя, которую данное положение должно было пресечь.

3. Тем, кто отслужил установленный  срок (лет или месяцев – в  надписи не сказано) быть свободным  от службы; чтобы плату получали  в соответствии с прослуженным  временем (стк. 6-8). Ф.Ф. Соколов полагал, что установленный срок службы наемников Эвмена I составлял 430 лунных месяцев после которых жалование становилось пенсией. Г.Т. Гриффит по-иному понимает данное выражение надписи: речь идет об установленных 10-ти месяцах службы, после которых воин получал плату и 2-х месячный отдых.

4. Предусмотрена выдача специальных  средств на содержание детей-сирот  в случае гибели воина. Получать  эти средства могли ближайшие  родственники наемника или те  люди, в отношении которых он  распорядился (стк. 8-9). Возможно, речь в данном случае идет не о денежных суммах, а о каких-то натуральных выплатах.

5. Воинам предоставлено освобождение  от налогов как в 44-м году (именно  так сказано в надписи). Закончившие  службу или отпущенные с нее  наемники получали право свободного  выезда с территории страны  и освобождались от пошлин  при вывозе своего имущества (стк. 9-13). Неясна первая часть данного положения из-за чрезмерной краткости текста. По мнению М. Френкеля и И. Уссинга, освобождение от налогов воин получал на 44-м году своей службы у Эвмена I. В. Диттенбергер считал, что речь идет о 44-м годе эры Селевкидов (269/8 гг. до н.э.), когда Филетер предоставил воинам освобождение от налогов, а Эвмен I в договоре, таким образом, подтвердил данную льготу. Ф.Ф. Соколов воздержался от точного определения смысла положения договора. По его мнению, может быть, освобождались от налогов отслужившие 43 лунных года (или 430 лунных месяцев) солдаты или же статья означала вообще свободу от налогов для всех наемников.

6. Жалование, которое Эвмен I согласился выдать наемникам за 4 месяца, должно выплачиваться без вычетов (стк. 13-14). Статья договора также не совсем ясна. О каких 4-х месяцах идет речь? Специалисты единодушны в своем предположении о том, что 4 месяца продолжался мятеж наемников, а при заключении мира с Эвменом I они потребовали считать этот срок временем службы. Г.Т. Гриффит также обратил внимание на то, что в данной статье нет речи о натуральном довольствии для солдат за 4 месяца. Дело, видимо, объясняется тем, что продовольствие мятежные наемники добывали грабежом окрестных мест.

7. Воины-луканы (или отмеченные специальной наградой – венком из ветвей белого тополя) должны получить хлеб за то же время и венок. Последнее, седьмое положение договора совсем неясно из-за повреждения текста. В 14-15 строках издатели и исследователи по-разному восстановили одно слово. Ф.Ф. Соколов читал uper ton leu[ka]non, полагая, что речь идет о луканах – наемниках италийского происхождения. В. Диттенбергер и вслед за ним Г.Т. Гриффит предпочли иной вариант восстановления текста: uper ton leu[ki]non. По мнению В. Диттенберга речь идет об особой категории воинов, которые за заслуги, может быть, за храбрость награждались специальным знаком-венком из ветвей белого тополя. Видимо, этой категории воинов предоставлены определенные льготы – они получали в отличие от ос-новной массы наемников бесплатно натуральное содержание "за то же время", то есть за 4 месяца мятежа и, кроме того, "венок". Под этим словом Ф.Ф. Соколов понимал жалование за 4 месяца. По нашему мнению, это была какая-то дополнительная плата, прибавка, определенная для данной категории воинов.

Договор относится к начальному периоду истории государства Атталидов. Изменились ли в дальнейшем условия службы воинов, неизвестно.

15. Каковы истоки страхования  в Древнем Риме?

Принято считать, что наиболее отчетливо по сравнению с другими народами древности взаимное страхование в постоянных организациях уставного типа было развито в Древнем Риме. Оно широко применялось в различных профессиональных союзах и коллегиях. Римские профессиональные корпорации представляли собой организации, объединявшие своих членов на основе общественно-экономических, религиозных, бытовых и личных интересов. Одной из основных целей этих коллегий, с учетом того большого значения, которое у древних народов имел культ предков и погребения, являлось обеспечение своим членам достойного, признаваемого приличным погребения (похоронная процессия, памятник и т.д.). Помимо этого ставились задачи выполнения и других функций взаимопомощи, в том числе оказание материальной поддержки в случаях болезни, увечья и др. В соответствии с существовавшими правилами члены профессиональных коллегий при поступлении в них уплачивали соответствующий единовременный, а затем ежемесячные взносы. Так, согласно Уставу ланувийской коллегии (г.Ланувиум), основанной в 133 году н.э., предусматривалось, что члены ее при вступлении должны внести 100 сестерциев и амфору (около 24 литров) доброго вина, а затем ежемесячно по 5 ассов (сестерций — серебряная монета, содержащая 4 асса)1. В случае смерти члена коллегии из ее кассы (фонда) выплачивалась (с определенной долей условности будем называть ее страховой) сумма в размере 300 сестерциев, из которых удерживалось 50 сестерциев для раздачи участникам похоронной процессии. Целевое назначение оставшейся страховой суммы состояло в достойной организации погребения. Примечательно, что это целевое назначение обеспечивалось рядом правовых гарантий. Во-первых, на получение страховой суммы вправе был претендовать только наследник по завещанию, а не по закону. Подобное установление объяснялось тем, что только лицо, избранное самим умершим, может наилучшим образом соблюсти целевое назначение полученных денег. Причем данная сумма не выдавалась законному наследнику даже при отсутствии завещания. Похороны в подобных случаях осуществлялись самой коллегией (за счет причитающейся суммы). Во-вторых, предусматривалась неприкосновенность страховой суммы для кредиторских взысканий, т.е. из нее не могли удовлетворяться долговые имущественные обязательства умершего. Интересна следующая деталь, касающаяся святости страховой суммы. Вопреки общему положению римского права о том, что все результаты сделок, совершенных рабом, принадлежат господину, по-следний не имел права на страховую сумму раба. И это при том, что как собственник раба господин был вправе отказать в предоставлении его тела для погребения. Если раб не оставлял распоряжения относительно лица, которому надлежало выдать данную сумму, коллегия совершала за счет этой суммы символическое погребение, т.е. хоронила умершего раба в изображении. В Уставе ланувийской коллегии предусматривались и основания (случаи) утраты права на получение страховой суммы. К ним относились: самоубийство и просрочка к моменту смерти ежемесячных взносов свыше установленного срока (6 или 10 месяцев). Помимо ремесленных и других профессиональных коллегий, взаимное страхование в Древнем Риме проводилось в военных и религи-озных организациях. Средневековое страхование на первых порах носило те же черты, что и античное, т.е. оно было во многом аналогично по своему характеру страхованию в профессиональных коллегиях и организациях ра-бовладельческого общества и прошло в своем развитии те же стадии: 1) от взаимопомощи вообще, без дифференциации по отдельным видам несчастных случаев, по формам и размерам взаимной поддержки — к известной конкретизации и даже специализации взаимопомощи, с уточнением круга страховых случаев, форм и размеров страховых выплат; 2) от последующей раскладки убытка или отдельного, причитающегося к уплате пособия — к системе периодических, твердо определенных страховых взносов, к предварительному аккумулированию страхового фонда.

16. Каковы истоки страхования в Древней Греции?

Известны договоры купцов-корабельщиков Финикии, Древнего Египта, Древней Греции и Рима. Участники торговли обычно заключали соглашения о взаимопомощи членам торговых караванов на случай стихийного бедствия, разбойного нападения или кражи. Товары и транспортные средства становились объектами страхования. Целью заключения союза между страховщиками было возмещение убытков. В случае стихийного бедствия, оговоренного в соглашении, пострадавшему возмещали убыток непострадавшие участники за свой счет. В Древней Греции в эпоху Александра Македонского образовывались, по мнению В.К. Райхера, не только взаимные, но и акционерные страховые общества *(33). Купцами Древней Греции заключались соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения.

  1. В чем суть бенефициальной системы материально помощи?

В VIII в. в Королевстве Франков были проведены важные реформы. При Карле Мартелле (715–741) в результате военной реформы крестьян отстранили от военной службы. Основой войска стала рыцарская конница. Вооружение конного рыцаря стоило дорого. Расходы на содержание войска и снаряжение рыцарей легли на плечи крестьян.  Военная реформа потребовала изменений в земельных пожалованиях. Была введена бенефициальная система. Бенефиций – форма земельного владения феодала, обусловленная определенными обязанностями (платежи и военная служба) и сроком (обычно пожизненным). Возникли отношения вассалитета: вассал зависел от сеньора, пожаловавшего бенефиций, приносил последнему клятву верности и исполнения службы. Сеньор, сохраняя право верховного собственника на пожалованную землю, мог ее отобрать, если вассал нарушал договор. Военная служба становилась монополией феодалов. При раздаче бенефициев подданными вассалов часто становились ранее свободные люди, населявшие эти земли: они из подданных короля превращались в зависимых от частных лиц крестьян.

В IX в. бенефиции превратились в лены, или феоды, представлявшие собой условное пожалование вассалу, которое передавалось по наследству. Военная служба оставалась главным условием владения феодом, хотя последний и передавался в наследственное пользование. Ленная система – развитая форма феодального землевладения, на ее основе складывался вассалитет, феодальная иерархия знати.

  1. В чем суть субсидиарной системы материальной помощи?

Субсидиарная ответственность (от лат. subsidiarus — резервный, вспомогательный) — 1) право взыскания неполученного долга с другого обязанного лица, если первое лицо не может его внести; 2) дополнительная ответственность, возлагаемая на членов, например, полного товарищества, несущих солидарную ответственность, в условиях, когда основной ответчик не способен оплатить долг.

В российском гражданском праве, субсидиарная ответственность является дополнительной по отношению к ответственности, которую несет перед потерпевшим основной правонарушитель. Она призвана дополнить его ответственность, усиливая защиту интересов потерпевшего. При этом лицо, несущее такую дополнительную ответственность, совсем не обязательно является сопричинителем имущественного вреда, нанесенного потерпевшему, а во многих случаях вообще не совершает каких-либо правонарушений (например, поручитель, субсидиарно отвечающий за должника в случаях, предусмотренных ст. 363 ГК). Здесь проявляется компенсаторная направленность гражданско-правовой ответственности, определяющая ее специфику [2].

Данная ответственность в соответствии с нормами Закона о банкротстве может быть возложена: 

-на руководителя; 

- учредителей должника; 

- членов органов  управления должника; 

- членов ликвидационной  комиссии/ ликвидатора 

- собственника имущества  должника – унитарного предприятия. 

  1. Какова сущность гильдейско-цехового страхования?

Средневековое страхование обычно именуется гильдийско-цеховым. Первые гильдии возникли в Англии (Х-Х1 вв.), а затем в Германии (XI—XII вв.) и Дании (ХПв.). Первоначальное значение средневековых гильдий — братство. Таковыми они в основе и были, поскольку ставили своей задачей оказание всесторонней помощи каждому члену и братству в целом. Общественные (политические, религиозные и т.д.) и хозяйственные цели в их деятельности соединялись. Взаимоотношения членов были более тесные, чем в римских коллегиях. Кроме того они носили универсальный характер, поскольку на ранней стадии объединяли представителей различных профессий, Позднее начался процесс дифференциации, в результате чего появились защитные (охранительные) гильдии, которые ставили своей задачей охрану личности и имущества своих членов от различного рода посягательств, и профессиональные гильдии, в основе которых лежала общность интересов лиц различных профессий. Наибольшее распространение имели купеческие гильдии (их разновидность — германские заграничные ганзы) и ремесленные цехи. Существовали и другие профессиональные объединения, например гильдии актеров и фехтовальщиков, союзы наемных солдат и т.д. В форме гильдии организовывались союзы нищих, бродяг и даже грабителей и воров. Следует заметить, однако, что деление средневековых гильдий на защитные и профессиональные не носило и не могло носить абсолютный характер и что и те и другие выполняли и развивали такую важную функцию, как оказание взаимопомощи своим членам при определенных обстоятельствах, иными словами — функцию страхования. Вначале взаимопомощь закреплялась в уставах гильдий и цехов в самой общей форме, без определения размеров пособий и круга стра-ховых случаев. Возмещение убытков или выплата пособий производилась из общегильдийской или общецеховой кассы наряду с другими расходами, либо путем последующей раскладки между членами. Постепенно организация взаимопомощи получила в гильдиях и цехах более определенные формы, гильдийско-цеховое страхование становилось на путь регулярных взносов, уточнялись основания и даже размеры страховых выплат. Перечень страховых случаев строился все более с учетом степени риска. Значительно шире он был в гильдиях, поскольку занятие торговлей в средние века было сопряжено с дальними морскими и сухопутными путешествиями и с большой степенью опасности. В то время как занятие различными ремеслами предполагало оседлую жизнь и спокойную деятельность. С учетом этого гильдийское взаимное страхование предусматривало разнообразные страховые случаи, относящиеся как к личности, так и к имуществу членов гильдии, разделяя уже в ту далекую пору страхование на личное и имущественное. Имущественное страхование предусматривало возмещение убытков, возникших от стихийных бедствий, таких, как наводнение, пожар, кораблекрушение, падеж скота, а также от краж и грабежей. Наряду с этими специальными рисками к страховым случаям, порождающим право на помощь, относилось разорение члена гильдии независимо от его причины. Личное страхование в гильдиях предусматривало выплату пособия в случае смерти, болезни, инвалидности. При наступлении смерти пособие выдавалось на погребение и на поддержку вдов и сирот. Помощь больным предусматривалась, как правило, при тяжких, неизлечимых болезнях. В цехах взаимное страхование было направлено преимущественно на случаи, непосредственно затрагивающие личность членов цеха, такие, как смерть, болезнь и т.д. Следует отметить, что помимо помощи, оказываемой пострадавшему из гильдийской или цеховой кассы, предусматривалась обязанность членов коллектива оказывать друг другу содействие в борьбе со стихийными бедствиями, опасностями морского плавания, в тушении пожара, в защите от грабителей и т.п. Все понесенные при этом расходы возмещались, как и основной убыток, гильдией. Члены гильдии обязаны были надлежаще содержать свое имущество и принимать меры по его спасению и предотвращению возможных убытков. Нарушение предписанных правил охраны имущества лишало права на получение страхового возмещения. Для гильдийско-цехового страхования, особенно позднего периода, характерно выделение из общего фонда специальных фондов, так называемых вдовьих, сиротских и т.п., страховых касс, к участию в которых начинают допускаться и посторонние лица.Помимо древнейшей формы страхования — временных соглашений участников торговых караванов об оказании взаимопомощи при причинении вреда и постоянных профессионально-корпоративных организаций уставного типа (римских коллегий и гильдийско-цеховых корпораций), в докапиталистических обществах существовали еще некоторые виды явлений страхового характера, а именно общинная (родовая) взаимопомощь и разнообразные государственные страховые мероприятия, связанные с особенностями развития отдельных стран и регионов.

Информация о работе Контрольная работа по «Страхованию»