ВВЕДЕНИЕ
Современное рыночное общество невозможно
себе представить без страхования как
особого вида экономических отношений.
Существует прямая связь между уровнем
благосостояния общества, степенью развития
рыночных отношений и уровнем развития
страхования. В странах, являющихся мировыми
лидерами в области социальных и рыночных
отношений (США, Япония, европейские государства
и другие), страхование является одной
из наиболее стабильных и динамично развивающихся
отраслей народного хозяйства.
Страхование - необходимый элемент производственных
отношений. Оно связано с возмещением
материальных потерь в процессе общественного
производства. Рисковый характер общественного
производства порождает отношения между
людьми по предупреждению, преодолению,
безусловному возмещению нанесенного
ущерба. Однако предприятия и организации
различных форм собственности, выступающие
в качестве страхователей, испытывают
потребность не только в возмещении ущерба,
выражающегося в гибели или повреждении
основных фондов и оборотных средств,
но и в компенсации недополученной прибыли
или дополнительных расходов из-за вынужденных
простоев (неритмичные поставки сырья,
неплатежеспособность оптовых покупателей).
Именно поэтому государственная политика
в области страхования, и в частности налогообложение
результатов деятельности страховых организаций
должно иметь стимулирующее воздействие
на данный сегмент экономики. Многовековой
опыт и история страхования убедительно
доказали, что оно является мощным фактором
положительного воздействия на экономику.
Однако на пути развития страхования в
Беларуси имеются разнообразные проблемы,
которые могут быть решены лишь при наличии
соответствующих условий. Одной из таких
проблем является несовершенство действующего
налогового законодательства. Для реализации
возможностей страховой отрасли нужна
активная государственная поддержка,
в том числе в части налогообложения, и,
чем быстрее государство осознает роль
страхования как стратегического сектора
экономики, тем скорее в Беларуси будет
осуществлен переход к социально-ориентировонному
рыночному росту. Несомненно, что государственная
власть во все времена нуждалась в средствах
для своего содержания, но методы привлечения
этих средств менялись в зависимости от
обстоятельств и уровня развития общества.
Современный период функционирования
страховых учреждений в Беларуси — это
период изменения внешней среды хозяйствования,
заключающийся в ужесточении конкурентной
борьбы в секторе страховых услуг (прежде
всего с привлечением иностранных инвестиций),
увеличении давления со стороны крупных
страховых организаций, бывших государственных
учреждений-монополистов.
Целью курсовой работы является
изучение существующей налоговой системы
РБ в отношении страховых организаций,
а также поиск путей совершенствования
действующей налоговой системы Республики
Беларусь.
Задачи работы - изучить
особенности налогообложения Республики
Беларусь, проанализировать налоги, уплачиваемые
страховыми организациями, а также провести
анализ состава и динамики налоговых платежей
и разработать пути совершенствования
налоговой системы Республики Беларусь.
- ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Понятие
и характеристика налоговой системы
Налоговая система - это совокупность
предусмотренных законодательством налогов,
сборов и пошлин, принципов и порядка их
установления, изменения, отмены, исчисления
и уплаты, а также форм и методов налогового
контроля и ответственности за нарушение
налогового законодательства.
Налоговая система включает
в себя такие элементы, как:
1)система налогов и сборов,
установленных в стране;
2) система налогового
законодательства;
3) система налоговых органов.
Налоговая система должна обладать
свойствами: продуктивностью и эластичностью.
Продуктивность означает, что
налоговые поступления должны полностью
покрывать обыкновенные расходы государства.
Исследования показали, что система будет
непродуктивной, если издержки по взиманию
налогов превышают половину от величины
налоговых поступлений. На продуктивность
влияет размер налоговой ставки. Есть
определенная зависимость между величиной
налоговой ставки и суммой поступлений
в бюджет [10].
Эта зависимость отражена Кривой
Лаффера (Рис.1). Кривая Лаффера — графическое
отображение зависимости между налоговыми
поступлениями и динамикой налоговых
ставок. Концепция кривой подразумевает
наличие оптимального уровня налогообложения,
при котором налоговые поступления достигают
максимума. Зависимость выведена американским
экономистом Артуром Лаффером.
Рис. 1
где R0 – максимально
оптимальное поступление налоговых платежей
[18].
На продуктивность налоговой
системы влияет неотвратимость платежа,
т.к. всегда есть эффект уклонения, когда
субъект обложения не уплачивает налог
и при этом не переносит эту уплату на
другое лицо.
Уклонение может быть непреднамеренным,
например, в результате незнания обязанностей
или преднамеренным (например, вследствие
заведомого обмана или через отказ от
покупки товаров, на которые налагается
сбор).
Масштабы уклонений зависят
от следующих факторов:
- уровня профессионализма
работников налоговых служб;
- степени информированности
хозяйственных агентов о действующем
законодательстве;
- эластичности спроса
и предложения;
- границ деятельности
теневой экономики;
- высоты ставок обложения;
- размера налагаемых штрафов
и др.
Эластичность характеризует
способность налоговой системы к быстрому
расширению в случае чрезвычайных дополнительных
расходов государства.
Существует несколько путей
увеличения эластичности:
- путем простого повышения
ставки изъятий нескольких налогов
(например, подоходного c граждан, на
имущество предприятий);
- путем увеличения доли
косвенных налогов (таможенных пошлин,
акцизов) в общей величине фискальных
поступлений.
Эластичность налоговой системы
имеет свои пределы. По расчетам западных
специалистов, если налоговые изъятия
превышают 50-70% от совокупного дохода плательщика,
то налоговая система становиться неспособной
к дальнейшему расширению.
Основные экономические показатели
налоговой системы:
1.Налоговое бремя. Оно
может исчисляться для экономики
страны в целом и для конкретных
налогоплательщиков. Для конкретного
налогоплательщика налоговое бремя
показывает долю совокупного
дохода этого лица, который отчуждается
в бюджет. В макроэкономическом
плане налоговое бремя – это
процентное отношение всей суммы
собираемых в стране налогов
к валовому внутреннему продукту.
2.Соотношение налоговых
доходов от внутренней и внешней
торговли. Этот показатель зависит
от состояния экономики страны
в целом. Чем больше развита
промышленность, тем в больших
объемах страна экспортирует
готовый продукт. Правительства, заинтересованные
в развитии национальной промышленности,
уменьшают или вовсе ликвидируют
экспортные пошлины, поэтому их
поступления незначительны и
наоборот, выше доля доходов бюджета
от внутреннего налогообложения.
3. Соотношение прямых
и косвенных налогов. По механизму
взимания и контроля косвенные
налоги являются более простыми,
чем прямые налоги. Они не требуют
развитого налогового аппарата
и сложной системы расчетов. Поэтому,
как правило, в менее развитых
странах доля косвенных налогов
выше. Кроме того, доходы населения
в этих странах ниже, что также
определяет незначительный уровень
прямых налогов.
4. Структура прямых налогов.
Структура прямых налогов зависит
от отношений собственности и
соответствующих им распределительных
отношений. В данном случае учитывается,
какая сумма налогов поступает
в бюджет от налогов, взимаемых
с прибыли (дохода) и с других
объектов налогообложения. Если
доля налогов с прибыли (доходов)
незначительна, то это означает,
что плательщики не обладают
достаточными доходами и государство
вынуждено добирать налоги с
других объектов [10] .
Налоговая система Республики
Беларусь строится исходя из следующих
принципов:
1. Единства налоговой
системы. Этот принцип закреплен
в Налоговом кодексе Республики
Беларусь в статье 2 пункт 4-''Не
допускается установление налогов,
сборов (пошлин) и льгот по их
уплате, наносящих ущерб национальной
безопасности республики Беларусь,
ее территориальной целостности,
политической экономической стабильности,
в том числе нарушающих единое
экономическое пространство Республики
Беларусь, ограничивающих свободное
передвижение физических лиц, перемещение
товаров (работ, услуг) или финансовых
средств в пределах территории
Республики Беларусь либо создающих
в нарушении Конституции Республики
Беларусь и принятых в соответствии
с ней законодательных актов
иные препятствии для осуществления
предпринимательской и другой
деятельности организации и физических
лиц, кроме запрещенной законодательными
актами''[1];
2. Подвижности налоговой
системы - налоги и иные платежи
могут быть изменены в сторону
как увеличения, так и уменьшения
или отмены в соответствии с возможностями
государства на определенном этапе его
развития. Воплощение данного принципа
на практике являются многочисленные
изменения в налоговом законодательстве,
характерные для белорусской налоговой
системы;
3. Стабильность налоговой
системы. Налоговую систему можно
считать стабильной и благоприятной
для предпринимательской деятельности,
если остаются неизменными принципы
налогообложения, состав налоговой
системы, наиболее значимые льготы
и санкции (если при этом ставки
налогов не выходят за пределы
экономической целесообразности).
4. Множественности налогов.
Согласно этому принципу налоговая
система должна быть основана
на совокупности дифференцированных
налогов и объектов обложения
таким образом, чтобы комбинация
различных налогов и облагаемых
объектов образовывала такую
систему, которая отвечала бы
требованию перераспределения налогового
бремени по плательщикам [12].
1.2.
Налоговая политика государства. Налоговое
планирование предприятия
Налоговая политика государства
- система актов и мероприятий, проводимых
государством в области налогообложения
и направленных на реализацию конкретных
задач, стоящих перед обществом.
Существует три типа налоговой
политики:
1. Политика максимальных налогов.
Существует вероятность того, что
повышение налогов приведет к
снижению мотивации деятельности
и не сопровождается приростом
государственных доходов.
2. Политика оптимальных
налогов, которая способствует развитию
предпринимательства и малого
бизнеса, обеспечивая им благоприятный
налоговый климат.
3. Политика, предусматривающая
довольно высокий уровень обложения,
но при значительной государственной
социальной защите, когда доходы
бюджета направляются на увеличение
различных социальных фондов [17]
.
Изменяя налоговую политику,
манипулируя налоговый механизмом, государство
получает возможность стимулировать экономическое
развитее или сдерживать его. Цель регулирования
– создание общего налогового климата
для внутренней и внешней деятельности
компаний обеспечение соответствующих
налоговых условий для стимулирования
приоритетных направлений движения капитала.
Исходя из налоговой политики
государства, субъекты хозяйствования
могут осуществлять налоговое планирование,
которое представляет собой использование
физическими и юридическими лицами своих
прав для минимизации налоговых платежей
в рамках действующего законодательства.
В его основе лежит полное использование
всех разрешенных законами льгот и возможностей,
предоставляемых государством. В связи
с эти, налоговое планирование необходимо
отличать от уклонения от уплаты налогов.
Минимизация налоговых платежей
может быть проведена по нескольким направлениям:
Выбор оптимальной организационно-правовой
формы с точки зрения налогообложения
(малые предприятия; недавно созданные
предприятия по переработке, производству
сельскохозяйственной продукции; индивидуальный
предприниматель, а не юридическое лицо);
Выбор места для размещения
и регистрации фирмы (разные регионы, СЭЗ);
Тщательное исследование и
использование действующих налоговых
льгот, связанных с производственной,
коммерческой и финансовой деятельностью
(использование новых технологий, фирмы-экспортеры,
включение в штат определенной категории
работников);
Оптимальное использование
прибыли и свободного капитала, выбор инвестиционной политики
(вложения в государственные ценные бумаги,
реинвестирование прибыли на техническое
перевооружение, реконструкцию производства,
инновационные разработки).
Кроме того, налоговое планирование
подразумевает использование всех возможностей
хозяйственных договоров, безупречное
ведение бухгалтерского и налогового
учета, использование законных способов
защиты нарушенных прав [15] .