При осуществлении налогового
планирования необходимо учитывать и
возможность для субъекта хозяйствования
использовать особые режимы налогообложения.
В частности, в соответствии со ст. 10 НК
особый режим налогообложения применяется
для плательщиков:
1) налога при упрощенной
системе налогообложения;
2) единого налога с
индивидуальных предпринимателей
и иных физических лиц;
3) единого налога для
производителей сельскохозяйственной
продукции;
4) налога на игорный
бизнес;
5) налога на доходы
от осуществления лотерейной
деятельности;
6) налога на доходы
от проведения электронных интерактивных
игр;
7) сбора за осуществление
ремесленной деятельности;
8) сбора за осуществление
деятельности по оказанию услуг
в сфере агроэкотуризма.
Важнейшей задачей государства
при выборе и проведении налоговой политики
является гарантия стабильности и предсказуемости
налогового законодательства. При отсутствии
этих условий налогоплательщику трудно
планировать экономическую деятельность.
Вторая задача связана с упрощением
и рационализацией действующей налоговой
системы на основе сокращения числа налогов
и снижения налогового бремени на законопослушных
налогоплательщиков.
Для повышения действенности
налоговой системы в современных условиях
необходимо пересмотреть подходы к возникновению
и исполнению налогового обязательства,
к порядку уплаты налогов и отношениям
между налоговыми органами, налогоплательщиками
и другими участниками этих отношений,
ужесточить контроль за полнотой и своевременностью
уплаты налогов.[13]
- Платежи, приравненные к налогам
Платежами, приравненными к
налогам, являются отчисления от фонда
оплаты труда. К ним относятся отчисления
в фонд социальной защиты населения и
отчисления в Белгосстрах на обязательное
страхование от несчастных случаях на
производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с Законом Республики
Беларусь «Об основах государственного
социального страхования» государственное
социальное страхование представляет
собой систему пенсий, пособий и других
выплат гражданам Республики Беларусь
за счет средств государственных страховых
фондов в случаях, предусмотренных законодательством.
Основными принципами государственного
социального страхования являются:
-участие работающих граждан
и нанимателей в создании государственных
страховых фондов;
-распределение средств от трудоспособных
граждан к нетрудоспособным, от
работающих к неработающим;
-гарантированность пенсий, пособий
и других выплат в соответствии
с законодательством;
-равенство граждан Республики
Беларусь независимо от социального
положения, расовой и национальной
принадлежности, пола, языка, рода занятий,
места жительства в праве на государственное
социальное страхование;
- дифференциация условий и размеров
пенсий, пособий и других выплат
по государственному социальному
страхованию;
-участие представителей юридических
и физических лиц, уплачивающих
страховые взносы, в управлении
государственным социальным страхованием.
Средства государственного социального
страхования состоят из обязательных
взносов нанимателей и работающих граждан
в государственные страховые фонды.
Размеры обязательных страховых взносов
(тарифов) на государственное социальное
страхование, а также порядок уплаты обязательных
страховых взносов в государственные
внебюджетные страховые фонды на государственное
социальное страхование и их использования
устанавливаются актами Президента Республики
Беларусь и законами Республики Беларусь.
Обязательному государственному социальному
страхованию подлежат граждане, работающие
на основе:
-трудовых договоров;
-членства (участия) в юридических
лицах любых организационно-правовых
форм;
-гражданско-правовых договоров
у юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей.
При условии уплаты страховых взносов
государственное социальное страхование
распространяется на:
-индивидуальных предпринимателей;
-граждан, выполняющих работы по
гражданско-правовым договорам у
физических лиц;
-творческих работников;
-иностранных граждан и лиц
без гражданства, работающих в
Республике Беларусь.
Право на выплаты по государственному
социальному страхованию, кроме пособий
и компенсаций в связи с несчастными случаями
на производстве и профессиональными
заболеваниями, приобретается в зависимости
от уплаты страховых взносов. Условия
назначения выплат по государственному
социальному страхованию могут включать
требования о том, чтобы взносы по государственному
социальному страхованию были уплачены
в течение определенного срока до наступления
страхового случая.
К случаям, при наступлении которых застрахованные
граждане имеют право на государственное
социальное страхование, относятся:
-болезнь и временная нетрудоспособность;
-беременность и роды;
-рождение ребенка, уход за ребенком
до достижения им возраста
трех лет;
-инвалидность;
-достижение пенсионного возраста;
- потеря кормильца;
-потеря работы;
- производственные травмы и
профессиональные заболевания;
-смерть застрахованного или
члена его семьи.
По государственному социальному страхованию
застрахованные граждане обеспечиваются
пенсиями по возрасту, инвалидности, пособиями
и компенсациями в связи с несчастными
случаями на производстве и профессиональными
заболеваниями, пособиями по беременности
и родам, пособиями, связанными с рождением
ребенка, уходом за ребенком до достижения
им возраста трех лет, пособиями по болезни
и временной нетрудоспособности, выплатами,
связанными с санаторно-курортным лечением
и оздоровлением, пособиями по безработице,
пособиями на погребение.
Уплата обязательных страховых взносов
в фонд социальной защиты населения производится
плательщиками единым платежом в порядке
и на условиях, предусмотренных законодательством
(ст. 3 Закона № 138-XIII), в следующих размерах:
обязательные страховые взносы на пенсионное
страхование для работодателей в размере
28 %, на социальное страхование — 6 %,
а на обязательное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний в размере 0,6% от фонда заработной
платы. Оплата производится до 25 числа
месяца, следующего за отчетным кварталом
[8].
1.4
Налоги
Налог на прибыль
Плательщиками налога на прибыль
являются юридические лица Республики
Беларусь, иностранные юридические лица
и международные организации, осуществляющие
деятельность в Республике Беларусь через
постоянное представительство, простые
товарищества, хозяйственные группы.
Налогооблагаемая прибыль определяется
как общая сумма прибыли от реализации
товаров (работ, услуг), иных ценностей
(включая основные средства, товарно-материальные
ценности, нематериальные активы, ценные
бумаги), имущественных прав и доходов
от внереализационных операций, уменьшенных
на сумму расходов по этим операциям.
Ставка налога на прибыль составляет
24 процента.
Налоговые льготы в виде снижения
ставок налога установлены в законодательном
порядке для:
организаций, осуществляющих
производство лазерно-оптической техники,
у которых доля этой техники в стоимостном
выражении в общем объеме их производства
составляет не менее 50 процентов (уплачивают
налог по ставке 10 процентов);
организаций, включенных в перечень
высокотехнологичных организаций, утверждаемый
Президентом Республики Беларусь, в части
прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных
товаров (работ, услуг) собственного производства
(ставка налога уменьшается на 50 процентов);
организаций, получающих прибыль
от реализации долей в уставном фонде
(паев, акций) организаций, находящихся
на территории Республики Беларусь, либо
их части (ставка налога уменьшается на
50 процентов).
От налога на прибыль освобождаются:
прибыль, направленная на финансирование
капитальных вложений производственного
назначения и жилищного строительства,
а также полученных и использованных на
эти цели кредитов банков, займов нерезидентов
Республики Беларусь, оформленных в порядке,
установленном законодательством Республики
Беларусь;
организации, в которых более
50 процентов от списочной численности
в среднем за период составляют инвалиды;
организации, осуществляющие
эксплуатацию объектов придорожного сервиса
в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию
таких объектов;
другие организации, указанные
законодательством. [6]
Согласно Закону Республики
Беларусь «О внесении дополнений и изменений
в Налоговый кодекс Республики Беларусь»
от 1 января 2011 года по налогу на прибыль
следует учесть, что:
перейти к предоставлению налоговой
декларации (расчета) по налогу на прибыль
один раз в год с уплатой этого налога
в течение года ежеквартально авансовыми
платежами;
упростить порядок применения
налоговой льготы по прибыли, направленной
на финансирование капитальных вложений,
за счет отказа от увязки размера льготы
с суммой использованного амортизационного
фонда и распространить ее на займы, получаемые
от иностранных организаций (при этом
льготированию будет подлежать 50 % суммы
валовой прибыли);
в состав расходов, учитываемых
при налогообложении, включить оплату
услуг по управлению предприятием или
его отдельными подразделениями (например,
бухгалтерской, финансовой или маркетинговой
службой) сторонними специализированными
организациями и индивидуальными предпринимателями;
отменить нормирование представительских
расходов для целей налогообложения [2].
Расчет предоставляется ежемесячно до 20 числа следующего месяца за отчетным периодом, а уплата до 22 числа следующего месяца за отчетным периодом.
Налог на недвижимость
Плательщиками налога на недвижимость
являются юридические лица, иностранные
юридические лица и международные организации,
простые товарищества (участники договора
о совместной деятельности), хозяйственные
группы и физические лица.
Налогом облагается стоимость зданий
и сооружений, объектов не завершенного
строительства, а также стоимость принадлежащих
физическим лицам жилых домов, садовых
домиков, дач, жилых помещений (квартир,
комнат), надворных построек, гаражей,
иных зданий и строений, в том числе не
завершенных строительством (далее - здания
и строения).
Годовая ставка налога на недвижимость:
- для организаций устанавливается в размере
1 процента;
- для физических лиц, в том числе индивидуальных
предпринимателей - в размере 0,1 процента;
- для организаций, имеющих объекты сверхнормативного
незавершенного строительства и осуществляющих
строительство новых объектов, устанавливается
в размере 2 процентов.
Налогом не облагаются здания и сооружения
социально-культурного назначения, здания
и сооружения организаций, принадлежащих
обществам инвалидов, здания и сооружения,
предназначенные для охраны окружающей
среды и улучшения экологической обстановки,
жилые помещения в многоквартирных домах,
принадлежащие физическим лицам на праве
собственности, здания и строения (за исключением
предназначенных и (или) используемых
в установленном порядке для осуществления
предпринимательской деятельности), принадлежащие
пенсионерам и инвалидам и т.п.[6].
- АНАЛИЗ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
Согласно данным, предоставленным
бухгалтерией ОАО «Белорусский народный
страховой пенсионный фонд», балансовая
прибыль за сентябрь 2010 года составила
61 665 000 бел. руб. Из полученной прибыли организация
уплатила налог на прибыль.
Расчет налога на прибыль за
сентябрь 2010 года:
61 665 000 бел. руб. Ð 24% = 14 799 600 бел. руб.
Соответственно чистая прибыль
за месяц будет рассчитана как:
61 665 000 бел. руб. – 14 799 600
бел. руб. = 46 865 400 бел. руб.
Как указано выше, расчет платежей
в ФСЗН и Белгосстрах исчисляется от общего
фонда заработной платы. Фонд заработной
платы отдела продаж ОАО «Белорусский
народный страховой пенсионный фонд»
в 3 квартале 2010 года составил 36 960 000 бел.
руб.