Особенности налогообложения страховых компаний в РБ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 12:26, курсовая работа
Краткое описание
Целью курсовой работы является изучение существующей налоговой системы РБ в отношении страховых организаций, а также поиск путей совершенствования действующей налоговой системы Республики Беларусь. Задачи работы - изучить особенности налогообложения Республики Беларусь, проанализировать налоги, уплачиваемые страховыми организациями, а также провести анализ состава и динамики налоговых платежей и разработать пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь.
Расчет отчислений в Белгосстрах
за 3 квартал 2010 года:
36 960 000 бел. руб. Ð 0,6% = 221 760 бел. руб.
Все отчисления за отчетный
квартал были переведены на счета получателей
(ФСЗН, Белгосстрах) в установленные сроки.
Задолженностей по платежам в ФСЗН и взносов
по обязательному страхованию ОАО «Белорусский
народный страховой пенсионный фонд»
не имеет.
Согласно Закону Республики
Беларусь «О внесении дополнений и изменений
в Налоговый кодекс Республики Беларусь»,
с 1 января 2011 года был отменён местный
сбор на развитие территории, уплачиваемый
по ставке 3% от прибыли, что повлекло за
собой снижение общей суммы налоговых
платежей организаций. [2]
Итого
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Основной целью бюджетно-налоговой
политики является обеспечение финансовой
и социальной стабильности. Эта политика
будет направлена на создание макроэкономических
условий для стимулирования экономического
роста и структурной перестройки экономики,
снижение налоговой нагрузки и повышение
жизненного уровня населения.
Для укрепления бюджетно-налоговой
политики потребуется более тесная увязка
с макроэкономическими тенденциями и
формирование бюджетов всех уровней в
рамках среднесрочного планирования.
[14]
Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011-2015
гг. предусмотрено продолжать налоговую
реформу, которая обеспечит закрепление
сложившихся положительных тенденций
в области налогообложения и дальнейшее
совершенствование налогового законодательства
в целях снижения налоговой нагрузки,
улучшения налогового администрирования
и повышения рациональности, справедливости
и стабильности налоговой системы. Повышение
справедливости и нейтральности налоговой
системы требует, прежде всего, ликвидации
многочисленных налоговых льгот, отмены,
имеющих негативное влияние на экономику
оборотных налогов и сборов, исчисляемых
от выручки от реализации товаров и услуг,
урегулирования значительного объема
задолженности предприятий по налоговым
платежам и совершенствования процедур
уплаты налогов, сборов (пошлин). В связи
с этим предусматривается:
- отмена мелких, неэффективных,
а также оказывающих негативное
влияние на экономическую деятельность
субъектов хозяйствования налогов
и сборов;
- выравнивание условий
налогообложения для всех категорий
плательщиков путем максимального
сокращения существующих налоговых
льгот и оптимизации налоговых
ставок;
- совершенствование системы
налогового администрирования, которая
должна обеспечивать снижение
уровня издержек исполнения налогового
законодательства как для государства,
так и для плательщиков;
- внесение корректив в
определение налоговой базы по
отдельным налогам, сборам (пошлинам)
в целях уточнения их экономического
содержания;
- сокращение числа контролирующих
органов и количества плановых
проверок;
- сокращение возможностей
для уклонения от уплаты налогов.[9]
В Республике Беларусь действует
законодательство, регулирующее порядок
налогообложения по упрощенной системе.
Под данную категорию попадают организации
с численностью работников до 100 чел. и
объемом выручки в год – до 2 млрд р.
Тем не менее, по данным рейтинга
Всемирного банка «Ведение бизнеса-2010»
(«Doing Business-2010») по такому показателю как
простота налогообложения Республика
Беларусь занимает последнее 183-е место.
Возможно, в налогообложении
Республики Беларусь, последовав примеру
Российской Федерации, следует создать
своеобразную систему договорных отношений
между государством и гражданами, предпринимателями
по принципу – отдайте государству хотя
бы минимум, и оно откажется от жесткого
контроля за вашей предпринимательской
деятельностью и уровнем ваших доходов.
Таким образом, государство, по сути,откажется
от использования контрольной функции
при налогообложении населения.
Вместе с тем, в системе налогообложения
Республики Беларусь имеются и свои плюсы,
которых нет в Российской Федерации.Например,
это касается видового содержания инвестиционных
льгот.
Необходимо дальнейшее упрощение
налоговой системы, которое приведет к
существованию минимального количества
основных налогов. Представляется важным
уделить внимание совершенствованию системы
и порядка взимания местных и имущественных
налогов и сборов.
Дальнейшее планирование смещения
акцентов в налоговой политике с косвенного
налогообложения в сторону прямого также
является перспективным. Это подтверждается
ростом ВВП, увеличением доходов населения.
Немаловажно и продолжение работы по систематизации
категориальных налоговых льгот, что позволит
выровнять условия налогообложения для
плательщиков и обеспечить частичную
компенсацию от реализации мер по предполагаемому
снижению налоговой нагрузки.
Оперативное реагирование на
изменения состояния национальной экономики,
будь то поведение предпринимательских
организаций или государственных органов,
должно быстро анализироваться и при необходимости
отражаться в законодательстве путем
внесения корректив или дополнений.
В настоящее время в собственности
определенной части населения сосредоточено
значительное имущество, которое должно
облагаться налогом на имущество по дифференцированным
ставкам. Жилая площадь в пределах установленных
норм не должна облагаться в отличие от
излишней. Однако в Республике Беларусь
доля налогов на собственность в ВВП остается
незначительной, хотя за последнее время
несколько возросла.
Таким образом, основными направлениями
дальнейшей реформы налоговой системы
должны стать:
- улучшение налоговой
структуры за счет повышения
доли и значения прямого налогообложения,
пересмотра применяемых налоговых
льгот и расширения налоговой
базы каждого из установленных
налогов и сборов;
- оптимизация соотношения
республиканских и местных налогов
и сборов с ориентацией на
повышение роли и расширение
самостоятельности местных бюджетов
за счет увеличения удельного
веса имущественных налогов, экологических
платежей, которые будут являться основой
формирования местных бюджетов.
Следует продолжить работу
по приведению действующего налогового
законодательства в соответствие с требованиями
Всемирной торговой организации, упорядочению
ставок таможенных пошлин в условиях подготовки
Республики Беларусь в эту организацию.
Таким образом, успешная реализация
данных направлений приблизит характеристики
налоговой системы страны к международным
стандартам, позволит более эффективно
использовать бюджетно-налоговый механизм
для повышения эффективности и конкурентоспособности
национальной экономики.
Система налогообложения страховой
деятельности должна обеспечивать увеличение
поступлений в бюджетную систему и
способствовать оптимизации страхового
рынка.
Несовершенство налогового
законодательства - один из основных факторов,
тормозящих развитие страхования в РБ,
являющимся в условиях кризиса важным
инструментом социальной защиты населения,
стабильным источником инвестиций в экономику,
фактором снижения деловых рисков в экономике.
Совершенствование налогообложения имеет
очень важное значение как один из факторов
создания условий для развития страхования.
При внесении изменений в налогообложение
страховой деятельности необходимо учитывать
интересы налогоплательщиков - как страховщиков,
так и страхователей. Вместе с тем изменения
налогообложения, осуществляемые законодательными
органами, поддерживают также обеспечение
заинтересованности государства в росте
налоговых поступлений по мере расширения
страховых операций.[16]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применяемая в республике налоговая
система имеет общепризнанный набор налоговых
платежей, используемых в европейских
странах и в странах СНГ, однако активное
участие Беларуси в региональных экономических
группировках и, в частности, в Евразийском
экономическом сообществе вызывает необходимость
реформирования национальной налоговой
системы.
Формирование равной налоговой
нагрузки в пределах объединенной экономики
является базовым условием формирования
единого налогового пространства, обеспечивающим
свободу движения товаров, труда и капитала
и создающим равные условия развития национальных
экономик.
Хозяйствующие субъекты уплачивают
в бюджет и во внебюджетные фонды более
двадцати видов налогов и сборов, которые
в комплексе позволяют наиболее полно
учесть платежеспособность налогоплательщиков,
разнообразие форм их доходов, соблюсти
принципы равенства и справедливости
и эффективно регулировать потребления
и накопления.[9]
Для Республики Беларусь в связи
со становлением налоговой системы особое
значение приобретает принцип разумного
сочетания ее гибкости со стабильностью,
обеспечивающий адекватность налогов
меняющейся экономической ситуации и
одновременно создающий гарантию постоянства
налоговой нагрузки в течение длительного
времени.
Главные недостатки налоговой
системы Республики Беларусь можно свести
к следующим:
практикуется многократное
обложение разными налогами одной и той
же базы,
доминирование косвенных налогов
по сравнению с прямыми,
регулирование налогов осуществляется
с помощью многочисленных нормативных
актов, инструктивных и методических материалов,
принимаемых органами исполнительной
власти,
роль налоговой инспекции сужена
до наложения штрафных санкций вместо
активной профилактики налоговых нарушений.
Вместе с тем серьезным недостатком
отечественной налоговой системы является
рассредоточение элементов ее нормативно-правовой
регламентации по многочисленным законам
и подзаконным актам, что вызывает вполне
справедливые нарекания у налогоплательщиков.
Ситуация еще более усугубляется недостаточной
конкретизацией отдельных норм налогового
законодательства и противоречивостью
их интерпретации.[7]
Таким образом, Республике Беларусь
необходимо используя зарубежный опыт
реформировать свое налоговое законодательство
с целью его упрощения и большей прозрачности
для населения. Оптимальным можно считать
способ взаимоотношений государственного
бюджета и местных бюджетов, когда налоги
и сборы непосредственно относящиеся
к территориям, взимаются в их бюджеты
полностью (или большая часть), что способствует
конкуренции между местными органами
власти с целью привлечения инвестиций
и непосредственного развития подконтрольных
территорий.
Тем не менее, налоговая система
Республики Беларусь от начала своего
становления достигла сравнимо лучших
результатов в уровне налоговой нагрузки
и организации всего процесса налогообложения.
Список литературы и используемых
источников:
Налоговый кодекс РБ (общая и особенная части):по состоянию на 1 января 2010 Г. Минск, НЦПИ
Закон Республики Беларусь
«О внесении дополнений и изменений в
Налоговый кодекс Республики Беларусь» от 1 января 2011 года
Постановление Министерства
по налогам и сборам Республики Беларусь
от 15 ноября 2010 г. № 82
http://nalog.by/
http://belstat.gov.by
http://minfin.gov.by
Жидкова Ю.Е. Налоги и налогообложение
- Москва,2009
Адаменко А.А. Налогообложение
2010. - Минск, 2010
Полуян В.Н. Налогообложение в Республике
Беларусь и пути его совершенствования. Минск, 2008
Попов Е.М. Налоги в рыночной экономике
(анализ налогообложения в Беларуси). Минск, 2010
Н.В. Миляков. Налоги и налогообложение: учебник., Москва, 2009
Пушкарёва В.М. История финансовой мысли и
политики налогов. Минск, 2008
Никулкина В.И. Общая теория налогообложения.
Санкт-Петербург, 2009
Богданов Е.Д. Налоги и налогообложение. Минск,
2010
Алешкевич. И.П. Налоги и налогообложение. Минск,
2010
Заяц Н. Е. Налоги и налогообложение: Учебник. , Минск, 2008
Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. Москва, 2003
В.В. Шевцова. Налоги в Республике Беларусь:
Теория и практика в цифрах 2008