Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 19:56, контрольная работа
Позитивная роль рынка состоит в том, что он: обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей, развивает инициативу, предприимчивость; рационально распределяет трудовые, материальные и денежные ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу продуктов; оперативно изменяет объем и структуру предложения приспосабливая ее к платежеспособному спросу, обеспечивая корректировку равновесия; способствует НТР; заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления ориентируясь на цены соответствующие затратам; оздоравливает экономику, очищая ее от нежизнеспособных неустойчивых хозяйственны единиц, повышает устойчивость всего хозяйства в целом; повышает эффективность хозяйственной деятельности и является стихийным регулятором воспроизводственного процесса.
1.Характеристика действующей системы ОСС.
2.Структура системы обязательного социального страхования.
3.Экономическая сущность и структура внебюджетных фондов.
4.Организационно-правовой статус фондов ОСС. Законодательная база по видам ОСС.
5.Управление системой ОСС.
Негосударственное образовательное частное учреждение
профессиональная образовательная организация
«Колледж предпринимательства и социального управления»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Основы социального страхования»
На тему: «Особенности национальной системы России»
Выполнил студент:
Группа-З-П-13
Специальность-право и организация социального обеспечения
Мутовкина Александра Михайловна
Преподаватель:
Екатеринбург 2015 год.
Содержание:
Особенности национальной системы России.
1.Характеристика действующей системы ОСС.
2.Структура системы
обязательного социального
3.Экономическая сущность
и структура внебюджетных
4.Организационно-правовой статус фондов ОСС. Законодательная база по видам ОСС.
5.Управление системой ОСС.
1.Характеристика действующей системы ОСС.
Зарождение социального обеспечения в каждой стране происходило в соответствии с конкретными условиями и имеет глубокие исторические корни. Несмотря на определенные различия в подходах, методах, а также в организационном оформлении, в основе его формирования есть немало общего, вытекающего из самой сути человеческой природы. Процесс развития цивилизации на нашей планете свидетельствует о том, что такие черты, как сострадание, сопереживание, сочувствие, свойственны каждому народу и проявлялись уже на самых ранних стадиях общественного развития. Постепенно забота о детях, инвалидах становилась нравственной нормой, показателем здоровья любого цивилизованного общества. Система обязательного социального страхования в нашей стране была сформирована в советский период. Заложенные в это время подходы к видам и механизмам социального обеспечения застрахованных в ряде случаев сохраняются и в период построения рыночной экономики. Как известно рынок играет позитивную роль и негативную роль в социально-экономической жизни общества.
Позитивная роль рынка состоит в том, что он: обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей, развивает инициативу, предприимчивость; рационально распределяет трудовые, материальные и денежные ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу продуктов; оперативно изменяет объем и структуру предложения приспосабливая ее к платежеспособному спросу, обеспечивая корректировку равновесия; способствует НТР; заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления ориентируясь на цены соответствующие затратам; оздоравливает экономику, очищая ее от нежизнеспособных неустойчивых хозяйственны единиц, повышает устойчивость всего хозяйства в целом; повышает эффективность хозяйственной деятельности и является стихийным регулятором воспроизводственного процесса.
Негативная роль рынка проявляется
в том, что он: стимулирует чрезмерность
в личном потреблении; не имеет механизмов
защиты окружающей среды; не обеспечивает
сохранение невоспроизводимых ресурсов;
не способен формировать оптимальные
макроэкономические параметры, осуществлять
крупные сдвиги в экономике, обеспечить
равновесие национальной экономики; не
содержит мотивации в реализации крупных
научно-технических программ, фундаментальных
исследований в подготовке научных кадров;
не создает стимулов для производства
товаров массового пользования – обороны,
охраны общественного порядка, водоснабжения
и др.; вызывает затраты на рекламу, ведущие
к удорожанию продукции; не гарантирует
право на труд, не может предотвращать
массовую безработицу; не гарантирует
право на доход, порождает поляризацию
общества; не обеспечивает социальной
защиты нетрудоспособных, безработных,
многодетных семей, низкооплачиваемых
слоев населения, не удовлетворяет их
нужд в жилье, медицинских услугах, образовании,
культуре и т.д.; порождает монополизм,
инфляцию, кризис перепроизводства. Поэтому
государство берет на себя выполнение
таких функций как регулирование экономики,
социальную, оборонную, управленческую
и др.Конституция РФ гарантирует право
на труд, отдых, охрану здоровья, социальное
обеспечение в старости, в случае болезни,
утраты трудоспособности и потери кормильца,
право на жилище, на образование, на пользование
достижениями культуры, право участия
в управлении государством и общественными
делами и т.д.В настоящее время в РФ, действующие
до 2000 г. внебюджетные фонды, утратили
свою автономность и были консолидированы
в бюджетах соответствующего уровня. Исключение
составили три государственных внебюджетных
фонда социального назначения – пенсионный,
социального страхования, обязательного
медицинского страхования. Они предназначены
- трудящиеся (от которых, как правило, требуется внесение страховых взносов) вовлекаются - материально и морально - в процесс защиты своего здоровья и поддержания трудоспособности;
- создаются специализированные (а потому высокоэффективные) страховые учреждения, занимающиеся исключительно организацией профилактики, медицинским обслуживанием и денежными выплатами, которые осуществляются одной и той же организацией, что обеспечивает максимум удобства для страхуемых ;
- гарантируются ("материализуются") конституционные права граждан, делающих страховые взносы, что защищает их от произвольных решений органа, отвечающего за выплату пособий;
-
выплаты гарантируются путем
выделения определенных
Важной особенностью социального обеспечения являются принципы его построения:
• устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
• всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
• государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
• государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
• паритетность участия представителей обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
• обязательность уплаты страхователями страховых взносов обязательного социального страхования;
• ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
• обеспечение надзора и общественного контроля;
• автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Субъектами обязательного социального страхования являются:
- страхователи – организации и граждане, обязанные уплачивать страховые взносы (обязательные платежи);
- страховщики – некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;
- застрахованные лица – граждане РФ, а также иностранные граждане, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законодательством.
Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается.
Социальное страхование направлено на защиту от социальных страховых рисков, к которым относятся риски, связанные с:
- необходимостью получения медицинской помощи;
- временной нетрудоспособностью;
- трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
- материнством;
- инвалидностью;
- наступлением старости;
- потерей кормильца;
- признанием безработным;
- смертью застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Каждому виду страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию:
- оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
- пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;
- пособие по временной нетрудоспособности, в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, по безработице и др.;
- пособие на санаторно-курортное лечение;
- социальное пособие на погребение;
- оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Внебюджетные фонды составляют и исполняют свои бюджеты, что является составной частью бюджетного процесса в РФ. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год. И исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ, в порядке, установленным БК РФ.
Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, также определяются в соответствии БК РФ.
В бюджетах внебюджетных фондов отражаются их доходы и расходы.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей и других доходов, предусмотренных законодательством РФ.
Сбор и контроль за поступление обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.
Расходы государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.
Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между ними и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.
При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.
При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды обязательного социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств федерального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.
При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.
2.Структура системы
Государственное
социальное страхование - объективная
необходимость. На определенном этапе
развития общество берет под свою защиту
лиц, которые в силу некоторых причин не
могут трудиться и получать оплату за
труд.
Обоснованная система социального
К задачам социального
страхования относятся: формирование
денежных фондов, из которых покрываются
затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных
или лиц, не участвующих в трудовом процессе;
сокращение разрыва в уровне материального
обеспечения неработающих и работающих
членов общества.
Учитывая особую важность
социального страхования, его влияние на
общественные процессы, государство во
многих странах создает системы обязательного
Переход к рыночной
экономике сопровождался модернизацией всей
финансовой системы Российской Федерации.
В наибольшей степени это относится к её
центральному звену – бюджету. Из бюджета
постепенно выделились внебюджетные фонды,
среди которых основное место заняли социальные
фонды1.
В России государственное обязательное
социальное страхование представлено
четырьмя фондами:
• пенсионным;
• обязательного медицинского
страхования;
• социального страхования;
• занятости (до 2001
г.).
В формировании и использовании этих
фондов есть свои особенности. Задуманные
как страховые, они не всегда соответствуют принципам
формирования и использования страховых
фондов. В их деятельности очевидны черты
бюджетного подхода: обязательность и
нормативность отчислений, плановое расходование
средств, отсутствие персонификации накоплений
и др. По экономической сущности эти фонды
не являются страховыми, по форме они относятся
к внебюджетным фондам.
Создание внебюджетных
фондов необходимо государству для более
эффективного использования своих финансовых
ресурсов2.
Специфика внебюджетных
социальных фондов – четкое закрепление за
ними доходных источников и, как правило,
строго целевое использование их средств.
Согласно Бюджетному
Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный
фонд – это фонд
денежных средств, образуемый вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской
Федерации и предназначенный для
Решение об образовании внебюджетных
фондов принимает Федеральное собрание
РФ, а также государственные представительные
органы субъектов Федерации и местного
самоуправления.
Расходы и доходы (бюджет)
государственных внебюджетных фондов
утверждаются законодательными (представительными)
органами в форме закона (решения) аналогично
закону (решению) об утверждении государственного
бюджета. Формируются государственные
внебюджетные фонды в порядке, установленном
федеральным законом, в основном за счет
обязательных отчислений, уплачиваемых
юридическими и физическими лицами. Средства
государственных внебюджетных фондов
и сами внебюджетные фонды находятся в
собственности государства, но являются
автономными.
Ранее (до принятия
Бюджетного кодекса Российской Федерации),
внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ,
являясь самостоятельным элементом российской
финансовой системы (общегосударственные
финансы). С принятием БК РФ федеральные
внебюджетные фонды были включены в первый
уровень бюджетной системы, фонды субъектов
Федерации - во второй. В настоящее время
принципы формирования, расходования,
управления внебюджетными фондами регламентируются
БК РФ; порядок составления, утверждения
бюджетов государственных внебюджетных
фондов, составления и утверждения отчетов
об их исполнении регулируется нормами
бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов
государственных внебюджетных фондов
осуществляется Федеральным казначейством
Российской Федерации.
Однако нельзя не отметить,
что наряду с обязательным государственным социальным
страхованием возникают и постепенно развиваются негосударственные
пенсионные фонды; некоторые страховые
компании заключают договоры медицинского
страхования.
В своей теме я раскрываю сущность
государственной системы социальной защиты
населения, как и каким образом, государство
берет под свою опеку лиц, которые в силу
некоторых причин не могут трудиться и
получать оплату за труд.
Государственное обязательное
социальное страхование — часть государственной
Обязательное социальное
страхование образует систему создаваемых государством
правовых, экономических и
К основным принципам обязательного