Особенности национальной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

Позитивная роль рынка состоит в том, что он: обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей, развивает инициативу, предприимчивость; рационально распределяет трудовые, материальные и денежные ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу продуктов; оперативно изменяет объем и структуру предложения приспосабливая ее к платежеспособному спросу, обеспечивая корректировку равновесия; способствует НТР; заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления ориентируясь на цены соответствующие затратам; оздоравливает экономику, очищая ее от нежизнеспособных неустойчивых хозяйственны единиц, повышает устойчивость всего хозяйства в целом; повышает эффективность хозяйственной деятельности и является стихийным регулятором воспроизводственного процесса.

Содержание

1.Характеристика действующей системы ОСС.


2.Структура системы обязательного социального страхования.


3.Экономическая сущность и структура внебюджетных фондов.


4.Организационно-правовой статус фондов ОСС. Законодательная база по видам ОСС.


5.Управление системой ОСС.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы социального страхования.docx

— 102.09 Кб (Скачать файл)

устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; 
всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность  для застрахованных лиц реализации страховых гарантий; 
государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; 
государственное регулирование системы обязательного социального страхования; 
паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; 
обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; 
ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;  
обеспечение надзора и общественного контроля;  
автономность финансовой системы обязательного социального страхования. 

Субъектами  обязательного социального страхования  являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица. 
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые  должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными  платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы. 
Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые  для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев. 
Застрахованные  лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.  
Различают следующие виды социальных страховых  рисков: 

необходимость получения медицинской помощи; 
временная нетрудоспособность; 
трудовое увечье и профессиональное заболевание: 
материнство; 
инвалидность; 
наступление старости; 
потеряю кормильца; 
признание безработным; 
смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

 

 

      Отношения по обязательному социальному страхованию  возникают: 

у страхователя-работодателя — по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком; 
у страховщика — с момента регистрации страхователя; 
у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем; 
у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

16 июля 1999 года Государственной Думой  был принят федеральный закон  № 165-ФЗ об основах обязательного  страхования. 
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона 
Обязательное  социальное страхование - часть государственной  системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. 
Обязательное  социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию или  минимизацию последствий изменения  материального и (или) социального  положения работающих граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, и т.д. 
Статья 2. Законодательство Российской Федерации  об обязательном социальном страховании 
Законодательство  Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. 
Статья 6. Субъекты обязательного социального страхования 
1. Субъекты  обязательного социального страхования  - участники отношений по обязательному  социальному страхованию. 
2. Субъектами  обязательного социального страхования  являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. 
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. 
Застрахованные  лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. 
3. Посредническая  деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается. 
Статья 7. Виды социальных страховых рисков. Страховые случаи 
1. Видами  социальных страховых рисков  являются: 
1) необходимость  получения медицинской помощи; 2) временная нетрудоспособность; 3) трудовое увечье и профессиональное заболевание; 4) материнство и др. 
2. При  наступлении одновременно нескольких  страховых случаев порядок выплаты  страхового обеспечения по каждому  страховому случаю определяется  в соответствии с федеральными  законами о конкретных видах обязательного социального страхования. 

 

3.Экономическая сущность и структура  внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды - это обособленная часть финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, формируемая в соответствии с действующим законодательством за счет специальных источников, используемых по целевому назначению. Внебюджетные фонды являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальных, экономических, экологических и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания. В составе финансовой системы страны внебюджетные фонды занимают особое место: будучи самостоятельным звеном государственных и муниципальных финансов, они выступают экономической формой перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления для целевого финансирования социальных, экономических, экологических и других потребностей.

Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах мира. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода в интересах органов государственной власти и реализация конституционных прав граждан. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.

История возникновения внебюджетных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. Специальные фонды появились задолго до возникновения единого государственного бюджета. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными: одни счета открывались, другие аннулировались. Поскольку они не утверждались парламентом, правительство могло использовать эти средства бесконтрольно. Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Правительство получало возможность за счет временно свободных средств, аккумулированных в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, осуществлять непредвиденные расходы. Расширение деятельности государства привело к созданию большого числа специальных фондов, названия которых, как правило, объясняли и цель расходования средств. Но такое множество фондов усложняло деятельность государства, поэтому на основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. Тем не менее, многие внебюджетные фонды сохранили свое значение и продолжали существовать наряду с государственным бюджетом. Специальные фонды или счета появились в Германии, Франции, Англии, Японии, США и целом ряде других государств. За счет их средств финансировалось в отдельные периоды 50% и более государственных расходов. Создавались специальные счета для правительственной предпринимательской деятельности, строительства, управления денежной системой и государственным долгом, национального страхования. Формирование специальных фондов осуществляется за счет специальных налогов и сборов, добровольных поступлений. Кроме того, средства могут поступать от капитализации части временно свободных средств фонда (покупка ценных бумаг, инвестирование). 

 

Подразделение внебюджетных фондов

 

Критерии подразделения внебюджетных фондов

Виды внебюджетных фондов

По срокам действия

§        Постоянные

§        временные

По принадлежности

§        государственные

§        местные

§        межгосударственные

По правовому положению

§        внебюджетные специальные фонды

§        бюджетные целевые фонды

§        фонды, обладающие частичной самостоятельностью.

По целям

§        социальные фонды

§        фонды личного и имущественного страхования

§        экономически

§        кредитные

§        научно-исследовательские

§        инвестиционные

§        конъюнктурные, экологические

военно-политические


 

 

В отличие от зарубежных государств в России исторически сложилась иная система осуществления государственных расходов. Составлялись два вида бюджетов: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных доходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки, вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного бюджета. Бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета.

 

4.Организационно-правовой статус  фондов ОСС. Законодательная база  по видам ОСС.

 

В соответствии со ст.11 ФЗ от 16 июля 1999г. № 165-ФЗ «Об основных обязательного социального страхования». Фонд социального страхования как внебюджетный фонд и страховщик одновременно имеет право:

1.При  наступлении страхового случая  при необходимости назначать  и проводить экспертизу для  проверки наступления страхового  случая;

2.Проверять  документы по учету и перечислению  страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового  обеспечения;

3.Не  принимать к зачету расходы  на обязательное социальное страхование. Произведенные с нарушением законодательства  РФ;

4.Взыскать  со страхователей в порядке, установленном  законодательством РФ недоимки  по страховым взносам. А также  налагать штрафы. Начислять пеню  и осуществлять другие начисления  в соответствие законодательством  РФ;

5.Обращаться  в установленном Федеральным  законом порядке в арбитражной  судебное заявление о признании  страхователя несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им  обязанности по уплате страховых  взносов;

6.Предоставить  страхователем отсрочку уплаты  страховых взносов в установленных  федеральными законами случаях;

7.Осуществлять  социальное страхование лиц, самостоятельно  обеспечивающих себя работой, на  условиях, определенных федеральными  законами о конкретных видах  обязательного социального страхования;

8.Обращаться  в суд с исками о защите  своих прав и возмещении  причиненного вреда, в т.ч.  предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

Вместе с тем на Фонде социального страхования (в т.ч. на его территориальных органах) лежат следующие обязанности:

- подготавливать  с учетом мнения работодателей  профсоюзов обоснование тарифов  страховых взносов;

- обеспечить  сбор страховых взносов, а также  своевременную выплату страхового  обеспечения в соответствии  с федеральными законами;

- регулярно  информировать в установленном  порядке страхователей, застрахованных  лиц, государственные,  общественные организации в своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

- обеспечивать  контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением  страховых взносов страхователями, а также  за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными Федеральными законами о контрольных видах обязательного социального страхования;

- контролировать  правильность и своевременность  назначения и выплаты страхового  обеспечения застрахованными лицами;

- осуществлять  учет уплачиваемых страховых  взносов и зачисляемых средств  от уплаты налога;

- осуществлять  регистрацию страхования;

- осуществлять  ведение  единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых идентифицированных знаков;

- бесплатно  предоставлять страхователям, не застрахованным лицам либо их представителям, а также государственным общественным организациям информацию о совей деятельности, за исключением конфиденциальной информации;

- бесплатно  информировать и консультировать  страхователей о нормативно-правовых  актах по вопросам обязательного  социального страхования.

Постановлении Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 было утверждено Положение о Фонде социального страхования РФ (ФСС), согласно которому Фонд управляет средствами государственного социального страхования России. ФСС осуществляет свою деятельность в  соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также положением о Фонде.

Информация о работе Особенности национальной системы России