Особенности национальной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 19:56, контрольная работа

Краткое описание

Позитивная роль рынка состоит в том, что он: обеспечивает свободу выбора и действий производителей и потребителей, развивает инициативу, предприимчивость; рационально распределяет трудовые, материальные и денежные ресурсы, направляя их на производство необходимых обществу продуктов; оперативно изменяет объем и структуру предложения приспосабливая ее к платежеспособному спросу, обеспечивая корректировку равновесия; способствует НТР; заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления ориентируясь на цены соответствующие затратам; оздоравливает экономику, очищая ее от нежизнеспособных неустойчивых хозяйственны единиц, повышает устойчивость всего хозяйства в целом; повышает эффективность хозяйственной деятельности и является стихийным регулятором воспроизводственного процесса.

Содержание

1.Характеристика действующей системы ОСС.


2.Структура системы обязательного социального страхования.


3.Экономическая сущность и структура внебюджетных фондов.


4.Организационно-правовой статус фондов ОСС. Законодательная база по видам ОСС.


5.Управление системой ОСС.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы социального страхования.docx

— 102.09 Кб (Скачать файл)

ФСС – является специализированным финансово - кредитным предприятием при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными ФСС санаторно-курортными учреждениями, являются Федеральной собственностью.

В ФСС РФ входят следующие исполнительные органы:

- региональные  отделения, управляющие средствами  государственного социального страхования  на территории субъектов РФ;

- центральные  отраслевые отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования в отдельных отраслях  хозяйства;

- филиалы  отделений, создаваемые региональными  отраслевыми отделениями Фонда  по согласованию с председателями  Фонда.

Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для  обеспечения деятельности Фонда социального страхования создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах – аппараты органов Фонда социального страхования. При фонде образуется – правление, а при отраслевых отделениях – координационные советы, ФСС,  его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами,  имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках. Место нахождения фонда является Москва. Средства Фонда являются целевыми по  характеру использования. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. Средства ФСС могут расходоваться только по следующим направлением в области социального страхования и обеспечения граждан:

1.выплата  пособий по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшие на учет в ранние  сроки беременности; при рождении  ребенка; при усыновлении ребенка; по уходу за ребенком до  достижения или возраста 1,5 лет, а  также социальные пособия на  погребение или возмещение стоимости  гарантируемого перечня ритуальных  услуг;

2.оплата  дополнительных выходных дней  по уходу  за ребенком – инвалидом или инвалидам детства; оплату путевок для работников и их детей в санитарно-курортные учреждения, расположенные на территории России;

3.частное  содержание находящихся на балансе  страхователей санаториев-профилакториев. Имеющих лицензии на право  занятий этими видами деятельности;

4.частичная  оплата путевок в детские загородные  оздоровительные лагеря, находящиеся  на территории РФ для работающих  граждан;

5.частичное  содержание детско-юношеских спортивных  школ (оплата расходов на оплату  труда тренерско-преподавательского  состава и аренду помещений, необходимых  для учебно-тренировочного процесса;

6.оплата  проезда к месту лечения и  обратно;

7.создание  резерва для обеспечения финансовой  устойчивости фонда на всех  уровнях;

8.обеспечение  текущей деятельности, содержание  аппарата управления Фонда;

9.финансирование  деятельности подразделений органов  исполнительной власти, обеспечивающих  государственную защиту трудовых  прав работников, охрану труда  в случаях, установленных законом;

10.проведение  научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрения внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятия по социальному страхованию;

11.участие  в финансировании программы международного  сотрудничества по вопросам социального  страхования. Для обеспечения контроля  за правильным начислением и  своевременной выплатой пособий  по социальному страхованию и  т.п. на предприятиях, в организациях, учреждениях и многих субъектах  образуются комиссии по социальному  страхованию из представителей  администрации и профсоюзов.

Правление Фондом осуществляется по следующей схеме. Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством РФ. Председатель имеет 5-ть заместителей, в том числе одного первого. Правление Фонда является коллегиальным органом. Заседание правления проводится по мере необходимости. Состав правления Фонда численностью 30 человек, формируется из лиц входящих в него по должности. Председатель Фонда является председателем правления Фонда. Решения правления Фонда оформляются постановлением или приказом председателя фонда.

Правление Фонда рассматривает вопросы, входящие в его компетенцию, в том числе:

- о  задачах фонда и совершенствование  государственного социального страхования;

-о  формировании и использование  резервных средств;

- проекты  размера тарифа страховых взносов;

- проект  бюджета Фонда и его исполнение;

- об  участии в реализации проектов  государственных программ по  социальному страхованию;

- отчеты  о результатах деятельности региональных  и центральных отраслевых отделений  Фонда;

- о  контрольно-ревизионной деятельности  Фонда;

- проекты  законодательных и других нормативных  актов, правил, инструкций и положений  по вопросам государственного  социального страхования.

Региональные отделения Фонда образуется в субъектах РФ, а центральные отраслевые отделения Фонда – в отдельных отраслях социального страхования. Руководство осуществляют управляющие соответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность за их работу. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой РФ, а за правильным и рациональным расходованием этих ресурсов на предприятиях – Фондом с участием профсоюзов.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность на основании положения, одобренного правлением Фонда и утвержденного председателем Фонда. Проверка финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией имеющий соответствующую лицензию.

Под законодательной базой обязательного социального страхования обычно понимается совокупность законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность системы обязательного социального страхования. Роль и значение законодательной базы для успешного функционирования системы ОСС трудно переоценить. Ведь без правового обеспечения система будет работать не по законам, а по понятиям. Поэтому чем качественнее законодательная база, чем меньше в ней правовых пробелов, тем больше возможностей для эффективной деятельности системы ОСС. В современной России действующая система страховой формы социальной защиты населения опирается на довольнообширную законодательную базу. Она включает в себя: во-первых, законодательные акты общего страхового законодательства, отдельные положения которого прямо или косвенно регулирует ОСС; во-вторых, законы, регулирующие отдельные его направления; в-третьих, правовые акты субъектов Российской Федерации, а также различные подзаконные акты — постановления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств, внебюджетных фондов ОСС; в-четвертых, сравнительно небольшую часть норм ОСС составляют решения судов и в первую очередь Конституционного Суда Российской Федерации. Его решения выполняют функцию "негативного" законодателя. Это означает, что он не принимает новых законов, а отменяет действующие, если они противоречат Конституции Российской Федерации.

Наглядно основные блоки законодательной базы ОСС представлены на рис. 1.

Рис. 1 - Основные блоки законодательной базы ОСС

 

 

Основополагающие принципы российского законодательства в области страхования установлены Конституцией Российской Федерации, ст. 39 которой гласит, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, потере кормильца, по уходу за детьми и в иных случаях, установленных законом. Правовая система обязательного социального страхования учитывает также требования и положения Международных организаций в области социальной защиты населения рекомендации Международной организации труда (МОТ), Европейской конвенции о правах человека, Европейской Социальной Хартии, Международного Бюро труда (МБТ) и др. Поскольку деятельность системы ОСС охватывает широкий круг экономических, финансовых, организационных и других вопросов, постольку ее законодательное регулирование носит многоплановый характер. Оно осуществляется целым рядом правовых актов. В их число входят:

1. Правовые акты общего  страхового законодательства:

• Гражданский кодекс Российской Федерации;

• Трудовой кодекс Российской Федерации;

• Налоговый кодекс Российской Федерации;

• Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Закон "Об основах  обязательного социального страхования".

3. Правовые акты отдельных  направлений обязательного социального  страхования:

• Законодательство пенсионного страхования,

• Законодательство обязательного медицинского страхования,

• Нормативные законодательные акты обязательного социального страхования,

• Закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

 

5.Управление системой ОСС.

 

Обязательное социальное страхование проводит страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования. Схема правоотношений по обязательному социальному страхованию представляет собой замкнутый треугольник, в углах которого находятся: работник (который выступает одновременно и застрахованным, и страхователем), работодатель (страхователь) и страховщик (страховая организация). При этом страховые платежи носят возвратный характер в пользу застрахованных, так как при наступлении страховых случаев (утрата трудоспособности, старость) они возвращаются к застрахованным. Сильная сторона института социального страхования заключена в увязке индивидуального вклада страхуемого и его страхователя (работодателя) с размером пенсий исходя из величины страховых тарифов, размера заработной платы и периода внесения страховых взносов. Хотя в социальном страховании есть и нестраховое перераспределение, но оно приближается к разумным пределам, с которыми, как правило, страхуемые и их работодатели согласны. И, напротив, в налоговых системах, для которых характерно полное отсутствие взаимосвязи по схеме взнос-выплата, интересы плательщиков по уплате взносов невелики, что объясняет стремление к уклонению от налогов. Профсоюзы и другие социальные партнеры имеют право на паритетное представительство в органах, управления фондов конкретных видов обязательного социального страхования, бюджеты которых формируются за счет страховых взносов. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

- страховые взносы:

- дотации, другие средства  федерального бюджета, а также  средства других бюджетов в  случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации;

- штрафные санкции и  пени;

- денежные средства, возмещаемые  страховщикам в результате регрессных  требований к ответственным за  причинение вреда застрахованным  лицам;

- доходы от размещения  временно свободных денежных  средств обязательного социального  страхования;

- другие поступления, не  противоречащие законодательству  Российской Федерации.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховые взносы работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ. В настоящее время экономическая политика государства направлена на создание условии, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции и оказания услуг. Вместе с тем невозможно добиться экономического роста без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан. Система социального страхования – довольно сложное образование и при ее создании важно учитывать позитивный отечественный и зарубежный опыт особенности переходного периода и обеспечения действенной защиты в перспективе. Предлагаемая схема ее организации представляет собой попытку увязать эти объективные трудности, а также требования всех заинтересованных субъектов. Данная система должна строиться на демократических принципах, которыми предлагается считать: ее независимость от государства; многосубъектность и солидарность; справедливость социальной защиты; автономность управления; наличие системы добровольного страхования в дополнение к обязательной форме, но при условии, что обязательное страхование не будет недостаточным для обеспечения необходимой социальной защиты. В системе также предложено использовать принцип трехсубъектного взаимодействия, – при котором отношения между двумя любыми субъектами осуществляются посредством любого третьего субъекта при условии их взаимной независимости друг от друга и обладании своей областью действий. В качестве субъектов взаимодействия будут выступать:

Информация о работе Особенности национальной системы России