Перспективы и проблемы развития страхового рынка в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие сущности и тенденций формирования и развития страхового рынка.
Задачей исследования является:
- рассмотреть сущность и функции страхового рынка;
- проанализировать текущее состояние страхового рынка в России;

Содержание

Введение 2
Глава 1 Страхование: место и роль в экономической системе 4
1.1 Потенциал страхового рынка 4
1.2 Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка 9
1.3 Лицензирование и налогообложение страховой деятельности в РФ 13
1.4 Потребители рынка страховых услуг 19
Глава 2 Общая характеристика страхового рынка…………………………………..............................................................25
2.1 Сущность страхового рынка и история развития
страхования в России…………………………………………………… ……25
2.2 Современное состояние страхового рынка России……………………..31
Глава 3 Перспективы и проблемы развития страхового рынка в РФ…………………………………………………………………...35
3.1 Проблемы развития страхового рынка в России………………………..35
3.2 Перспективы развития страхового рынка……………………………….42
Заключение………………………………………………………………...46
Списокиспользованных источников………………….........49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа финансы.docx

— 87.75 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, страховой рынок представляет диалектическое единство двух систем — внутренней системы и внешнего окружения. Внутренняя система полностью управляется со стороны страховщика. Внешняя система, или внешнее окружение, состоит из элементов, на которые страховщик может оказывать управляющее воздействие, а также из элементов, не управляемых со стороны страховщика. При этом внешняя среда окружает внутреннюю систему и ограничивает ее.

К внутренней системе относятся управляемые переменные, составляющие ядро рыночной системы страховой компании. Основные из этих управляемых страховой компанией переменных: страховые продукты (условия конкретных договоров страхования данного вида), система организации продаж страховых полисов и формирования спроса, гибкая система тарифов, собственная инфраструктура страховщика [18].

К внутренней системе относятся также управляемые страховщиком переменные, не входящие в ядро рыночной системы, направленные на достижение цели по овладению рынком: материальные, финансовые и людские ресурсы страховой компании, которые определяют положение данного страховщика на рынке. Особое значение имеют финансовое положение страхового общества и доверие к нему со стороны финансовых институтов, ликвидность страхового фонда. Важно также наличие подготовленного квалифицированного персонала страховщика, который способен вести эффективную коммерческую работу. Многое зависит от компетентности руководящего состава страхового общества, понимающего цели и задачи рыночной деятельности страховщика. Совокупность всех этих факторов определяет политику страховой компании на рынке, ее имидж, который оказывает существенное влияние на формирование спроса. Немаловажное значение имеет и работа страховщика по исследованию рынка.

 

Все перечисленные управляемые компоненты взаимосвязаны, так как решение по одному из них затрагивает действие других. Из бесчисленного множества вариаций каждого из них генеральный менеджер страховой компании должен подобрать оптимальное сочетание, которое дало бы максимальный рыночный эффект. Страховые продукты, с которыми страховщик выходит на рынок, являются одними из основных управляемых факторов.

Это условия конкретные видов личного и имущественного страхования. В зависимости от условий рынка руководство страховой компании должно решать, вводить ли новый вид страхования, изменить ли его условия и т.д. Гибкая система тарифов также является одной из основных составляющих внутренней рыночной системы, управляемых страховщиком. Руководство страховой компании должно выработать целенаправленную тарифную политику и применять ее в соответствии с условиями рынка, т. е. определить, какие цены предлагать на рынке, какие скидки и льготы предоставлять. Должны быть также отработаны система льготных тарифов, система комиссионных, сверхкомиссионных, поощрительная бонусная система вознаграждений.

Внешнее окружение рынка — это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие. Страховщик планирует и проводит свою рыночную коммерческую работу в условиях внешнего окружения; последнее в свою очередь состоит из управляемых переменных, на которые страховщик может оказывать определенное воздействие, и неуправляемых составляющих, на которые страховщик влиять не может.

Рынок — система незамкнутая, поскольку окружающий его мировой страховой рынок практически неограничен. Рыночная система может быть представлена в пространстве в виде восходящей спирали постепенно увеличивающегося радиуса, каждый виток которой представляет собой соответствующий уровень ее воздействия на непосредственного потребителя страховых услуг.

Как выше уже отмечали, к основным элементам внешнего окружения, на которые страховая компания может оказывать частично управляющее воздействие, относятся: рыночный спрос, конкуренция, ноу-хау страховых услуг, инфраструктура страховщика. Рыночный спрос на страховые услуги — один из главных элементов внешней среды: на него направлены основные усилия рыночной коммерческой деятельности страховщика.

Мотивировка принятия решений потенциальным страхователем основывается на следующих экономических и психологических предпосылках:

  - человек всегда стремится максимально удовлетворить свои страховые интересы при минимальных финансовых затратах; прежде чем принять решение о заключении договора страхования, он изучает все альтернативы для удовлетворения данных страховых интересов;

- страхователь всегда действует рационально; не найдя идеальной альтернативы, человек идет на компромисс, находя оптимальный баланс между своими желаниями и возможностями их удовлетворения с учетом лимита денежных средств, которыми он располагает для удовлетворения своих страховых интересов.

По нашему мнению, важной составляющей внешнего окружения, на которую направлено управляющее воздействие страховой компании, является конкуренция. Страховые компании испытывают жесткую конкуренцию в борьбе за страховой рынок со стороны как других страховщиков, так и финансово-банковских институтов, осуществляющих страхование в качестве дополнительной услуги своим клиентам. Государственное законодательство, расстановка политических сил оказывают влияние на коммерческую деятельность страховщиков. Это выражается в правовом воздействии на страховщиков путем издания соответствующих нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих страховую деятельность. Часто игнорирование страховой компанией этических требований общества ведет к ограничительным юридическим мерам по отношению к ней.

 

1.3  Лицензирование и налогообложение страховой деятельности в РФ

 

Лицензирование страховых операций страховщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, носит обязательный характер и осуществляется Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ. На Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ также возложены разработка соответствующих методических и нормативных документов, обобщение практики применения страхового законодательства, разработка предложений по его применению, защита интересов страхователей в случае банкротства страховых организаций или их ликвидации по другим причинам.

Необходимым условием для получения лицензии является наличие у страховой организации полностью оплаченного до начала деятельности уставного капитала. При обращении страховой организации в Департамент страхового надзора за получением лицензии на проведение страховой деятельности необходимо документальное подтверждение того, что оплаченный уставный капитал и иные собственные средства будущего страховщика обеспечивают проведение планируемых видов страхования и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования (не менее 150—250 млн. руб.).

Для получения лицензии страховщик, прошедший регистрацию, должен представить следующие документы:

- программу развития страховых операций на три года, включающую виды и объемы намечаемых операций, максимальную ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты;

-правила или условия страхования по видам операций; справки банков или иных учреждений, подтверждающие наличие уставного фонда, запасных или аналогичных фондов;

-статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.

Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней со дня получения всех необходимых документов или, в случае отказа в выдаче лицензии, в течение того же срока сообщить страховой организации о причинах отказа. В случае необеспечения финансовой устойчивости страховых операций Департамент страхового надзора может потребовать от страховой организации повышения размера этих фондов в рублях и валюте в зависимости от видов, объема и валюты страховых операций. При принятии решений об отказе, приостановлении действия и аннулировании лицензий Департамент руководствуется заключением экспертной комиссии с обязательным привлечением лицензируемой организации. За выдачу лицензии со страховщика взимается специальный сбор [8].

Для осуществления возложенных задач Департамент страхового надзора имеет право:

-проводить проверки отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, касающихся действующего законодательства о страховании, установленных правил и предписаний;

-получать от страховых организаций необходимые сведения, справки и иную информацию, подтверждающую достоверность получаемых сведений, а также обращаться за получением информации к банкам и другим учреждениям и организациям;

-осуществлять контроль за создаваемыми в страховых организациях необходимыми резервами для обеспечения соответствия между принятыми страховыми организациями обязательствами и имеющимися у них средствами;

-контролировать размещение страховыми организациями временно свободных средств с целью определения степени надежности капиталовложений и ликвидности активов этих организаций.

В случае выявления нарушений по результатам проверок отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности Департамент страхового надзора имеет право давать предписание страховым организациям об увеличении размера резервных фондов, изменении тарифов, ставок, страховых взносов (премии), правил и условий страхования, характера вложений временно свободных средств. Могут даваться также предписания о введении или изменении схемы перестрахования. Если страховая организация не выполняет выданных предписаний и не устраняет вскрытые проверками нарушения. Департамент страхового надзора имеет право временно приостанавливать действие выданных лицензий, ограничивать их действие, аннулировать лицензии или принимать решение о полном прекращении деятельности страховой организации. Состав налогов, оплачиваемых страховой компанией в государственный бюджет, определяется Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (2001г.) с последующими дополнениями и изменениями. В соответствии с этим законом страховые компании, которые действуют в Российской Федерации, уплачивают федеральные, республиканские и местные налоги.

К федеральным налогам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные виды товаров;

- налог на операции с ценными бумагами;

-таможенная пошлина;

-налог на прибыль (доход);

- подоходный налог с физических лиц;

-налоги, перечисленные в дорожные фонды, гербовый сбор.

Федеральные налоги и порядок их зачисления в бюджеты разных уровней или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

К республиканским налогам (в том числе краев, областей, округов и т.п.) относятся:

- налог на имущество;

-сбор на нужды образовательных учреждений;

-сбор за регистрацию предприятия (страхового учреждения).

Эти налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. Конкретные ставки этих налогов определяются законами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев и областей.

К местным налогам относятся: земельный налог; целевые сборы; налог на рекламу; налог на продажу автомобилей; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Некоторые из местных налогов, например земельный налог, устанавливаются законом Российской Федерации, однако подавляющее большинство этих налогов устанавливается городскими и районными органами государственной власти.

Следует иметь в виду, что страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.

Исходя из этого страховые взносы, уплачиваемые страховой компании со стороны страхователя и цедента, а также другие виды страховых платежей, в том числе комиссионное вознаграждение страховым агентам и брокерам НДС не облагаются. По прочим операциям страховой компании (например, приобретению основных средств) ставка НДС в настоящее время установлена на уровне 20%.

Отдельные импортные товары, ввозимые на территорию РФ облагаются акцизами по ставкам, утверждаемым Правительством РФ. Например на легковые автомобили с объемом двигателя не более 1500 куб. см, ввозимые в РФ для нужд страховой компании, установлена ставка акциза 10%, но не менее 0,425 ЭКЮ/куб.см объема двигателя.

Страховые компании обязаны 50% своей валютной выручки продавать на внутреннем валютном рынке через уполномоченные банки по рыночному курсу в рублях. После выполнения требований по обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем рынке РФ оставшаяся часть зачисляется страховой компанией на текущий валютный счет и может использоваться в соответствии с действующим законодательством.

Для всех страховых компаний в РФ установлен налог на прибыль. Объектом налогообложения является валовая прибыль страховщика. В настоящее время установлены следующие ставки налога на прибыль — 13% в федеральный бюджет и 30% — в местный бюджет.

Подоходный налог с физических лиц. Объектом обложения является совокупный доход, полученный работником страховой компании в текущем календарном году. Ставка подоходного налога зависит от размера совокупного годового дохода страхового работника. В основном применяется ставка налога 12%. В отдельных случаях подоходным налогом в РФ могут облагаться страховые выплаты [3].

В случае эмиссии ценных бумаг со стороны страховой компании уплачивается налог на операции по ценным бумагам. Объектом налогообложения является номинальная стоимость выпуска ценных бумаг, объявленная эмитентом (т.е. страховой компанией). Не облагаются этим налогом операции с ценными бумагами, если страховая компания осуществляет первичную эмиссию ценных бумаг, а также в некоторых других случаях. Сумма налога на операции с ценными бумагами уплачивается эмитентом одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет.

Информация о работе Перспективы и проблемы развития страхового рынка в РФ