Перспективы и проблемы развития страхового рынка в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие сущности и тенденций формирования и развития страхового рынка.
Задачей исследования является:
- рассмотреть сущность и функции страхового рынка;
- проанализировать текущее состояние страхового рынка в России;

Содержание

Введение 2
Глава 1 Страхование: место и роль в экономической системе 4
1.1 Потенциал страхового рынка 4
1.2 Внутренняя система и внешнее окружение страхового рынка 9
1.3 Лицензирование и налогообложение страховой деятельности в РФ 13
1.4 Потребители рынка страховых услуг 19
Глава 2 Общая характеристика страхового рынка…………………………………..............................................................25
2.1 Сущность страхового рынка и история развития
страхования в России…………………………………………………… ……25
2.2 Современное состояние страхового рынка России……………………..31
Глава 3 Перспективы и проблемы развития страхового рынка в РФ…………………………………………………………………...35
3.1 Проблемы развития страхового рынка в России………………………..35
3.2 Перспективы развития страхового рынка……………………………….42
Заключение………………………………………………………………...46
Списокиспользованных источников………………….........49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа финансы.docx

— 87.75 Кб (Скачать файл)

1)  Повышение производительности  труда в страховом бизнесе.

2) Снижение уровня выплат  за счет проведения профилактики  ДТП, улучшения качества покрытия  автодорог, а также повышение  тарифов для водителей со стажем  вождения до 2-х лет. Основное количество  страховых выплат происходит  в этом сегменте автострахования.

3) Повышение конкурентоспособности  отечественных страховых компаний. Включает в себя: проведение рекламных  акций для привлечения новых  клиентов, повышение качества обслуживания, качественная подготовка кадров  и т.д.

 

 

 

 

 

Глава 3 Перспективы и проблемы развития страхового рынка в РФ

3.1 Проблемы развития страхового рынка в России

 

В настоящее время спрос на страховую защиту имеет три главных источника. Во-первых, это негосударственный сектор хозяйства, имеющий естественную потребность в страховании в силу своей незащищенности и невозможности претендовать на государственную финансовую поддержку. Второй источник спроса на страховые услуги связан с приватизацией жилищного фонда, реформой ЖКХ, развитием индивидуального жилищного строительства и ростом благосостояния определенной части населения.

Третий источник спроса на страховую защиту — это широкие массы населения. Государство снимает с себя обязанность постоянной опеки над своими гражданами. В этих условиях неизбежно возрастает потребность в различных формах личного и имущественного страхования, гарантирующих поддержку граждан в критических ситуациях.

Исторический среднегодовой рост страхового рынка в 2011–2012 годах составлял более 10%, что придало оптимизм участникам рынка и в 2013 году.

Таблица 2

Динамика страховых премий в 2010-2011 годах2 , млрд. руб.

Виды страхования

 

2011

2012

Темп роста,%

Страховая премия

 всего млрд.руб.

 

777

 

933,8

 

120,2

Добровольное страхование

345,9

414,8

120,0

Страхование жизни

14,1

23,3

165,2

Личное страхование

98,4

117,1

119,1

Имущественное страхование

64,9

63,6

98,1

Страхование ответственности

5,7

6,9

121,1

Обязательное

страхование

431,1

519

120,4

ОСАГО

67,6

71,6

106

Добровольное страхование и ОСАГО

413,6

486,4

117,6


 

Источник: http://raexpert.ru/2

Из таблицы 2 видно, что общий объём премий в 2011 году составил 777 млрд. руб. В 2011 году премии значительно уменьшились по всем видам страхования, а в 2012 году составили 933,8 млрд. руб. Увеличение премий по сравнению в 2011 года наблюдается во всех видах страхования, кроме страхования ответственности.

Далее рассмотрим динамику страховых выплат за 2010-2011 года.         (таблица 3)

 

Таблица 3

Структура страховых премий по видам страхования в 2011-2012 гг3

Показатели

2011

2012

Темп роста %

Добровольное страхование-всего,в том числе:

345,9

414,8

120

Личное страхование

98,4

117,1

119,1

Имущественное страхование

207,1

245,6

118,6

Страхование ответственности

20,68

20,67

100

Обязательное страхование

431,1

519,0

120,4


 

Источник : www.expert.ru 3

 

 

Из таблицы видно, что за период 2011-2012 заметно возросли платежи по страхованию имущества и составили в 2011 году 245,6 млн.руб, что на 38,5 млн.руб. больше по отношению к 2011 году.

Долговременная тенденция - сокращение количества игроков и концентрация рынка. В начале 2012 года на рынке страхования наметились три тенденции, которые будут определяющими для страховщиков в обозримом будущем. Все они связаны с ужесточением государственного контроля над деятельностью страховщиков и, по сути, направлены на защиту клиентов.

Во-первых, страховщики обязаны увеличить уставной капитал. Во-вторых, контроль над ними передан Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), которая получает возможность штрафовать страховые организации и их должностных лиц, а в случае необходимости предупреждения банкротства вводить внешнее управление. И в-третьих, существует инициатива по созданию гарантийных фондов, которые обеспечат выплаты клиентам разорившихся компаний (аналогично банковской системе страхования вкладов [24].

В 2011 году страховой рынок покинули такие известные компании, как «РОСТРА», «Росстрах», «Инногарант», «Русские страховые традиции» и «Контакт-Страхование». Все они имели объемный портфель услуг в сфере автострахования. Это достаточно крупные страховщики, с достаточным для выполнения требований законодательства уставным капиталом. Причиной их падения, скорее всего, стала ошибочная тарифная политика. Но, кроме них с 2012 года рынок вынужденно покидает еще множество страховых организаций.

Сейчас минимальный размер капитала для компании, занимающейся медицинским страхованием, вырос до 60 млн. рублей, универсальные страховщики должны иметь минимум 120 млн. рублей; компании, занимающиеся страхованием жизни 240 млн. рублей, а перестраховочные компании должны поднять свой уставной капитал до 480 млн. рублей. В случае недостаточности капитала у компаний есть несколько путей: найти инвестора, объединиться с другими страховыми компаниями, либо просто дождаться отзыва лицензии ФСФР. До 2012 года государство могло влиять на страховой рынок только тремя способами: выдавать предписания на устранение нарушений, приостанавливать действие лицензии и отзывать лицензию [16].

Ожидаемое в 2013 году снижение темпов роста розничного кредитования не приведет к такому же падению темпов прироста страховых взносов. В 2013 году замедление российского страхового рынка будет незначительным (с 20% в 2012 году до 15-18% в 2013 году). Ключевыми драйверами станут развитие банковского страхования жизни и повышение доли кредитных продуктов, включающих страхование. Рост за счет банкострахования приведет к дальнейшему увеличению доли РВД и снижению прибыльности страхового бизнеса с 10 до 6-8%.

 

До триллиона не дотянем: по базовому прогнозу «Эксперт РА», в 2013 году совокупный объем взносов на российском страховом рынке достигнет 920-945 млрд. рублей (прирост на 15-18%). Этот прогноз предполагает рост экономики в соответствии с базовым сценарием МЭР. В случае реализации негативного сценария (если цена на нефть снизится до 80-90 долл.), темпы прироста взносов в 2013 году составят 5-10%. При этом совокупный объем взносов на российском страховом рынке не превысит 840-880 млрд. рублей. По итогам 2012 года объем взносов составит 800 млрд. рублей (прирост – 20%)[20].

      Рост вопреки: ожидаемое замедление темпов кредитования и продаж новых автомобилей не ударит сильно по страховым компаниям. В 2013 году росту страховых взносов будет способствовать увеличение доли кредитных продуктов, включающих страхование, а также развитие рынка страхования подержанных автомобилей. Еще один драйвер – развитие накопительного страхования жизни как результат выхода на рынок такого серьезного игрока как «Сбербанк Страхование».

Небольшой прирост рынка обеспечат новые обязательные виды страхования (ОС ОПО в части опасных объектов в государственной и муниципальной собственности и ОС ОП). Однако эффект от их введения окажется меньше, чем это ожидалось 1-2 года назад. Рост взносов в страховании имущества и грузов частично может произойти за счет возврата «схем». Таким образом, наибольший прирост взносов ожидается в следующих сегментах страхового рынка:

-страхование жизни, около 30 млрд. рублей;

-Страхование автокаско, около 23 млрд. рублей;

-Страхование от несчастных  случаев и болезней ,около 20 млрд. рублей;

-ДМС, около 8 млрд. рублей;

-Страхование имущества юридических лиц ,около 7 млрд. рублей;

Страхование предпринимательских и финансовых рисков, около 7 млрд. рублей;

Прибыль банкам: в 2013 году произойдет рост доли РВД, комбинированного коэффициента убыточности-нетто и, в результате, снижение рентабельности собственных средств до 6-8% (с 10% в 2012 году). Ускоренный рост банкострахования с учетом крайне высоких ставок комиссий банкам будет способствовать дальнейшему росту расходов на ведение дела. Другие факторы – рост штрафов ФСФР, дополнительные расходы на организацию работы с АИС ОСАГО, а также на подготовку отчетности по МСФО. По данным «Эксперт РА», за 9 месяцев 2012 года средняя доля РВД достигла 45% (44% за 9 месяцев 2011 года). Прогноз на 2013 год – 46-47% [20].

Сейчас полномочия государства, как регулятора страхового рынка, начинают расширяться. Во-первых, контроль над страховым сектором передан ФСФР, который имеет большой опыт наведения порядка среди других финансовых институтов . В частности, ведомство получило право накладывать на страховщиков и их должностных лиц штрафы за различные нарушения.

Как уже отмечалось, регулятор также обладает теперь правом вводить временную администрацию в страховых организациях, чья финансовая устойчивость находится в критичном состоянии. Обсуждается вопрос  о необходимости создания гарантийного фонда для добровольного страхования по аналогии с фондом компенсационных выплат в ОСАГО и ОСОПО, а также фондом системы страхования банковских вкладов. Эта мера направлена на исполнение обязательств перед клиентами в случае ухода компании с рынка.

Ещё одна задача, которая сейчас стоит перед ФСФР, это контроль над финансовой устойчивостью компаний. Государство должно достоверно проверять активы, которые страховщики предъявляют как гарантию своей платежеспособности. В крайнем случае ФСФР будет иметь право ввести внешнее управление, а также применить крайние меры — приостановить и отозвать лицензию. Наличие гарантийного фонда всё же будет способствовать стабильности рынка [17].

Однако необходимо более четко прописать механизм его работы, поскольку стабильные и прозрачные компании не обязаны оплачивать недобросовестность других страховщиков. Кроме того, новые инструменты контроля и управления ФСФР позволят оперативнее реагировать на сложные ситуации, вводить внешнее управление и помешать выводу активов. Все же главная задача, которая стоит и перед надежными компаниями, и перед государством — сделать рынок страхования прозрачным и понятным для клиентов, которые бы могли пользоваться услугами, не беспокоясь, что в случае форс-мажора останутся без выплат.

 

3.2 Перспективы развития  страхового рынка в России

 

На сегодняшний день развитие страхового рынка в России отмечено положительной динамикой и растущими показателями. Это обусловлено, в первую очередь, законодательными новшествами, регламентирующими работу данного сегмента. С учетом повышения уровня доходов населения активнее будет развиваться личное страхование, в первую очередь страхование жизни и пенсий. В связи с ростом требований к осуществлению хозяйственной деятельности, обеспечению ее финансовыми гарантиями и повышением размера ответственности хозяйствующих субъектов за исполнение обязательств возрастут объемы страховых премий по страхованию ответственности перед третьими лицами.

Экономическая стабильность позволит привлечь иностранных инвесторов для участия в капитале российских страховщиков, создаст условия для открытия ими обособленных подразделений в субъектах РФ. Размер участия иностранного капитала в уставных капиталах российских страховых организаций будет постоянно увеличиваться. Сохраниться тенденция направленная на концентрацию капитала, укрупнение субъектов страхового дела, создание финансовых групп с участием страховщиков. Совокупный уставный капитал к 2012 году составит- 450-500 млрд. руб., к 2020 году данный показатель превысит 1000 млрд. руб. Сумма страховых премий приходящихся на душу населения будет увеличиваться, и в 2012 году затраты населения на страхование составят- 9 000-10 000 руб., в 2020 году-13 000-15 000 руб. В 2012 году объем совокупных страховых премий составит 1 200-1 500 млрд. рублей, выплат- 750- 800 млрд. руб., а к 2020 году объем совокупных страховых премий превысит 2 000 млрд. рублей, выплат 1 200 млрд. руб. Расширится ассортимент страховых услуг, предоставляемых страховыми организациями [23].

Доля обязательного страхования в общем объеме страховой премии к 2012 году составит 60- 65%. После 2012 года намечается тенденция увеличения доли добровольного страхования в общем объеме страховых премий и к 2020 году она достигнет 65-70%. Увеличится объем инвестиций в экономику.

Будут созданы предпосылки для:

- прозрачности отчетности субъектов страхового дела;

- формирования конкурентоспособной среды;

- повышения уровня информированности общественности о деятельности субъектов страхового дела.

Большая часть задач, определенных Стратегией, должна быть решена посредством совершенствования законодательных и иных нормативных правовых актов. Сформулированные выше цели и задачи позволят страховой отрасли России выйти на новые рубежи, полнее удовлетворять потребности в страховой защите граждан и хозяйствующих субъектов, претерпеть качественные изменения. Развитие страхового рынка определяется динамикой производства и потребления товаров и услуг. В посткризисное время, в 2009 году, доля страховых премий в ВВП снизилась до 1,3% ВВП.

Информация о работе Перспективы и проблемы развития страхового рынка в РФ