Понятие социального риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:52, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "риск" неразрывно связано с хозяйственной деятельностью человека и насчитывает столько же лет, сколько существует цивилизация.
Его существование связано с невозможностью во многих случаях со 100% уверенностью предвидеть наступление тех или иных событий, которые могут не зависеть от наших желаний, действий, поступков. Несмотря на то, что риск присутствует практически во всех сферах человеческой деятельности, точно сформулировать его определение достаточно сложно.

Вложенные файлы: 1 файл

страхование.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Понятие "риск" неразрывно связано  с хозяйственной деятельностью  человека и насчитывает столько  же лет, сколько существует цивилизация.

 

Его существование связано с  невозможностью во многих случаях со 100% уверенностью предвидеть наступление  тех или иных событий, которые могут не зависеть от наших желаний, действий, поступков. Несмотря на то, что риск присутствует практически во всех сферах человеческой деятельности, точно сформулировать его определение достаточно сложно.

 

В общем смысле под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой возникновение различного рода потерь (например, получение физической травмы, потеря имущества, ущерб от стихийного бедствия и т.д.).

 

Социальные риски, под которыми подразумеваются риски возникновения таких отрицательных социальных явлений, как преступность, нарушение безопасности объектов, неблагоприятные социальные внешние эффекты и др. В ряде случаев эти риски трудно выразить в экономической форме.

 

 

 

1.1 Общие социальные риски

В Российской Федерации, как Вы знаете, имеет место быстрое вымирание  населения. Иммиграция при этом создает  некоторое замещение, которое нисколько  не спасает нас.

В 2007 г. начался новый этап реализации демографической политики. С января введены новые меры помощи семьям с детьми, которые уже дают первые положительные результаты. Рождаемость подрастает, смертность снижается, и в обществе появился некоторый оптимизм по этому поводу.

Однако если уже в самые ближайшие  годы не будут сделаны весомые  последующие шаги, повышение рождаемости прекратится. Опыт бывшего Советского Союза, стран Восточной Европы в семидесятых гг., показывает, что меры семейной политики, не получая должного развития, действуют максимум на протяжении 2-3 лет.

Дальнейшая демографическая политика не должна быть просто инерционной, а должна быть последовательной и масштабной.

Благоприятная сегодня возрастная структура существенно ухудшится  уже с 2010 года, когда резко сократится число женщин репродуктивного возраста. Через 10 лет их будет меньше уже на 20%, а через 20 – на 45%, что потребует мер, направленных на пропорциональное увеличение рождаемости.

Сегодня семьи почувствовали изменение  отношения к себе со стороны государства. Однако, если не последуют новые  значимые меры, все, что сейчас делается в этом направлении, будет воспринято как очередная кампания, народ ощутит себя обманутым и второй раз уже не поверит. В этом и состоит главная особенность и главный риск настоящего момента.

По данным статистики в России половина семей с двумя детьми и две трети семей с тремя детьми живут ниже прожиточного минимума, т.е. в бедности. Меры должны или реально решать проблемы таких семей, которых в России большинство, или их нет смысла применять вовсе.

Очевидно, что основной мерой, если угодно, национального спасения является возрождение нормальной многодетной семьи.

Российское общество сегодня, на фоне прекрасной экономической динамики переживает глубокий ценностный, духовно-нравственный кризис, социальные последствия которого социологически и статистически измеряемы. Приведу конкретные данные.

Многие из показателей социального  неблагополучия в России имеют экстремально высокие значения не только на фоне западных стран, но и на фоне более  бедных, чем Россия, стран СНГ  и Третьего мира.

Россия занимает второе место в мире (после США) по проценту людей, содержащихся в заключении, при этом каждый 82 российский мужчина находится в тюрьме, а для мужчин трудоспособного возраста эта доля значительно выше.

По уровню самоубийств Россия в  последние годы занимает стабильно второе место в мире, а в 1995 г. (последний год, когда есть данные по всем странам) Россия занимала к тому же первое место по смертности от самоубийств среди подростков 15-19 лет.[1]

Следует отметить, что показатели смертности, в России, в целом, аномально высоки для такого уровня экономического развития, и для той системы здравоохранения, которая есть в России. Россия занимает 55-е место по производству ВВП на душу населения и только 115-е место по ожидаемой продолжительности жизни. Существуют десятки более бедных стран, где люди (особенно мужчины) живут намного дольше.

Россия занимает одно из первых мест в мире по потреблению алкоголя на душу, и первое – по потреблению  наиболее опасных крепких напитков. Смертность от алкогольных отравлений в России – самая высокая в мире,

Согласно расчетам, каждая четвертая  смерть в России связана с алкоголем. В целом, лучшим предсказателем уровня смертности в России является производство этилового спирта.

Россия не является лидером по потреблению  наркотиков, т.к. потребление наркотиков распространено среди западной молодежи значительной большое, чем среди молодых россиян. Однако Россия на одном из первых мест по потреблению наиболее тяжелых и смертоносных инъекционных наркотиков.

В глубоком кризисе находится институт семьи в России. В последнее десятилетие Россия занимает первое или одно из первых мест (в зависимости от методики подсчета) в мире по уровню разводимости.

Доля детей, рожденных вне зарегистрированного  брака в 2004 г. по данным мониторинга  Детского фонда ООН – составляет примерно 30%.

С начала 1990-х гг. Россия занимает первое место в мире по уровню абортов. По сути, Россия – единственная страна мира, где до недавнего времени  количество абортов превышало количество живорождений (в 2004 г. 120 абортов на 100 живорождений).

Россия занимает первое место в  мире, по количеству брошенных детей. В нашей стране каждый 38-й ребенок  живет в государственных учреждениях, в патронатных семьях или у  опекунов. Даже в культурно близких  восточноевропейских странах, где  ситуация также неблагополучная, этот показатель ниже. Для сравнения, на Украине доля таких детей в два раза меньше, в Сербии, Киргизстане и Азербайджане – в пять раз. Факты говорят сами за себя. СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

1. Социальное обеспечение - государственная  система защиты населения от социального риска

 

2. Единая государственная система  социального обеспечения

 

3. Федеральный закон «О государственном  пенсионном обеспечении» как  источник права социального обеспечения"

 

4. Условия назначения пенсий  гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей

 

5. Общий порядок применения законодательства; назначение пенсий гражданам,  пострадавшим в результате катастрофы  на Чернобыльской АЭС; порядок  включения разных периодов в  страховой стаж; установление различных видов пенсий

 

6. Пенсия по старости

 

7. Пенсия по инвалидности

 

8. Пенсия по случаю потери  кормильца

 

9. Размеры пенсий граждан, пострадавших  в результате радиационных или  техногенных катастроф, и членов  их семей

 

10. Порядок назначения, выплаты и организации доставки пенсии

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Деятельность государства, направленную на обеспечение нормальной жизни  для развития полноценной личности, снятия негативных факторов, препятствующих такой жизни, создание условий для безболезненного существования индивидуума в обществе, и есть социальная защита, о которой пойдет речь.

 

Можно еще ее рассматривать как  экономические и правовые гарантии для достижения социально-приемлемого  уровня жизни и соблюдения прав граждан.

 

Социальное обеспечение может  выполнять одновременно несколько  задач: экономическую, политическую, социально-реабилитационную, демографическую и прочие.

 

При отсутствии заработка, содержания или другого дохода по причине  достижения определенного возраста, нетрудоспособности или смерти кормильца, возможно возмещение или частичное возмещение расходов со стороны государства в виде оказания минимальной денежной или натуральной помощи гражданам.

 

Для политики важна социальная стабильность общества, поскольку социальная помощь уменьшает нагрузку различий различных слоев населения.

 

Также это может серьезно повлиять на демографическую ситуацию в стране, когда приобретает важное значение рождение новых граждан и увеличение продолжительности жизни каждого человека.

 

Восстановление общественного  статуса малоимущего и нетрудоспособного  населения выполняет социально-реабилитационную функцию, несущую задачу ощущения гражданами своей полноценности.

 

Итак, социальное обеспечение представляет собой слаженную систему между обществом и государством по распределению фондов социального назначения и фондов государственного бюджета для удовлетворения первоочередных потребностей граждан и/или членов их семей в случаях утраты какого-либо источника доходов, для облегчения несения дополнительных расходов либо при размерах доходов менее прожиточного минимума по объективным причинам, а также оказания медицинской помощи, помощи при рождении и воспитании детей, предоставления других социальных льгот и услуг.

 

1. Социальное обеспечение - государственная  система защиты населения от  социального риска

 

Социальный риск рассматривается  чаще как вероятность наступления  материальной необеспеченности из-за потери заработка по причинам, не связанным  с воздействием производственных факторов на человека.

 

У материальной необеспеченности или  бедности в современных условиях есть экономические причины, помимо них существуют также демографические  и физиологические причины, связанные  с потерей нетрудоспособности человека. Также она может быть вызвана такими временными причинами как появление расходов, которые должны покрыть дополнительные потребности в ценностях или услугах, чаще в медицинской помощи, протезировании и прочем.

 

Страховые риски включают, как правило: 1) срочную медицинскую помощь; 2) профессиональное заболевание или трудовое увечье; 3) временная нетрудоспособность по болезни, например; 4) инвалидность; 5) материнство; 6) наступление пожилого возраста; 7) смерть кормильца; 8) безработица; 9) смерть застрахованного гражданина для членов его семьи, находящихся на его иждивении.

 

Конституцией Российской Федерации  за каждым человеком как за членом общества закреплено право на социальное обеспечение. Это право дает гарантии на получение соцпомощи на случай страхового риска или иного случая утраты средств к существованию по объективным причинам.

 

Все виды пенсий, пособий, компенсационных  выплат, социальное обслуживание, медицинскую  обслуживание, снабжение лекарствами, санаторно-курортное лечение, льготы для отдельных категорий граждан составляют материальное выражение социального обеспечения.

 

2. единая государственная система  социального обеспечения

 

В настоящее время в России социальное обеспечение складывается из следующих  государственных организационно-правовых форм:

 

- обязательное социальное страхование;

 

- социальное обеспечение за  счет средств из федерального  бюджета;

 

- государственная социальная помощь.

 

Обязательное государственное  страхование - это часть государственной  системы по социальной защите населения, в ходе которого осуществляется страхование работающих граждан от возможности изменения материального и (или) социального положения, от не зависящих или зависящих от них обстоятельств.

 

Тогда при наступлении случая страхового риска ответственность ложится  как на государство, так и на работодателя и самого работника, подлежащих обязательному страхованию.

 

Прямые ассигнования из федерального бюджета - еще одна организационно-правовая форма социального обеспечения. Форма охватывает государственных  служащих, военнослужащих, сотрудников полиции, таможенников, судебных приставов, а также другие категории лиц, с учетом специфического характера их работы и членов их семей. Средства на финансирование указанных лиц выделяются из федерального бюджета и направляются в соответствующие внебюджетные фонды или поступают из соответствующих министерств и ведомств.

 

Эти средства расходуются на следующие  пенсии: за выслугу лет военнослужащим и лиц приравненным к ним в  пенсионном обеспечении служащим, пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца в связи с военной травмой или заболеванием, полученным в период военной службы, пенсии государственным служащим, прокурорским работникам, судьям, пособия по их временной нетрудоспособности и другие выплаты, на основании законов и нормативных актов.

 

Третьей организационно-правовой формой государственной системы социального  обеспечения является социальная помощь. Государственная социальная помощь - это помощь нуждающимся малоимущим семьям или малоимущим гражданам  в получении необходимого количества товаров и услуг в виде компенсаций, пособий, субсидий, социальных услуг, жизненно необходимых товаров .

 

Граждане, чей доход меньше прожиточного минимума, установленного в данном субъекте РФ, могут получать такую  помощь для поддержания нормального  существования в обществе. Особенность социальной помощи состоит в том, что она оказывается вне зависимости от того, имеет гражданин трудовой стаж или нет, и уплачивал ли он страховые взносы.

 

В соответствии со ст. 12 Закона от 17 июля 1999 г., производятся различные выплаты (социальные пособия, субсидии и прочее) в денежном выражении либо помощь оказывается в натуральном виде (продукты питания, одежда, топливо, обувь, протезы, медикаменты и другое).

 

Указанные выше организационно-правовые формы функционируют как взаимосвязанные элементы и составляют единую государственную систему социального обеспечения.

Информация о работе Понятие социального риска