Понятие социального риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:52, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "риск" неразрывно связано с хозяйственной деятельностью человека и насчитывает столько же лет, сколько существует цивилизация.
Его существование связано с невозможностью во многих случаях со 100% уверенностью предвидеть наступление тех или иных событий, которые могут не зависеть от наших желаний, действий, поступков. Несмотря на то, что риск присутствует практически во всех сферах человеческой деятельности, точно сформулировать его определение достаточно сложно.

Вложенные файлы: 1 файл

страхование.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Под обеспечением по обязательному социальному страхованию в этом Законе "понимается исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования". Однако необходимо заметить существенную неточность в определении понятия социального риска, относящуюся к моменту осуществления социального страхования. Страхование всегда осуществлялось и осуществляется заблаговременно от возможных опасных, вредоносных событий, а не в момент их наступления (социально-страховые выплаты производятся при наступлении события).

Для формулирования определения понятия "социальный риск", устраняющего указанные ограничения и неточности в рассмотренных случаях его толкования, можно взять за основу текст из Закона РФ "Об основах обязательного социального страхования" и несколько уточнить его. Например, можно предложить такую редакцию данного определения: социальный риск - это предполагаемое событие, от которого проводится социальное страхование и результатом воздействия которого на жизнь, здоровье, трудоспособность, доходы и расходы работающих и неработающих по объективным обстоятельствам граждан является не зависящее от них ухудшение их социального положения и/или материального уровня и качества жизни.

С учетом рассмотренных социальных рисков правомерно сказать о последствиях негативного влияния органов  власти и управления РФ, субъектов  РФ, муниципальных образований и  руководства хозяйствующих субъектов на состояние рынка труда, социальное положение, уровень жизни населения, определенных категорий граждан или отдельных физических лиц. Результатами деятельности этих органов могут быть: созданная в связи с ошибочными подходами или недостаточно проработанными теоретическими и практическими вопросами идеология и концепция социально-экономического развития страны, региона и соответствующая макроэкономическая ситуация; неэффективная или ошибочная финансово-экономическая, структурная, инновационная и инвестиционная политика; несовершенные, с правовыми пробелами и коллизиями, отменяющие или умаляющие права граждан законы, подзаконные акты, разного рода решения (включая признанные незаконными постановления, определения, протоколы и другие документы следственных и судебных органов), индивидуальные правовые акты, ухудшающие социальное положение, материальный уровень и качество жизни граждан; бездействие и волокита, необъективность в рассмотрении заявлений, жалоб и предложений граждан. Последствиями всего этого для населения, определенных категорий граждан и отдельных физических лиц является существование следующих групп социальных рисков:

1) безработица;

2) снижение номинальной и реальной  заработной платы работающих  и покупательной способности  законодательно установленных доходов неработающих граждан по независящим от них обстоятельствам; обесценение или утрата банковских вкладов, сбережений, ценных бумаг граждан, их страховых сумм (и уплаченных страховых премий) по договорам накопительного страхования в результате деноминации национальной валюты, объявленного государством дефолта и банкротства кредитно-финансовых и страховых организаций по независящим от них причинам;

3) утрата имущества гражданами  в результате немотивированных, незаконных, как признается позднее, судебных решений или необоснованного неисполнения судебных решений службой судебных приставов (на основании ст. 53 Конституции РФ);

4) вред, причиненный гражданину  в результате признанного впоследствии  незаконным осуждения, привлечения  к уголовной ответственности, применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (на основании ст. ст. 52, 53 Конституции РФ, ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ);

5) вред, причиненный гражданину в результате признанных незаконными действий (бездействия) государственных органов власти, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту документа государственного органа или органа местного управления (на основании ст. ст. 52, 53 Конституции РФ, ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ);

6) причинение вреда жизни, здоровью  или имуществу граждан в результате  террористических актов или военных  действий, законодательно не оформленных  и влекущих неопределенность  правового статуса военнослужащих, работников милиции и членов их семей;

7) причинение вреда жизни, здоровью  и имуществу граждан вследствие  экологических катастроф и непринятия  органами власти мер, препятствующих  распространению смертельно опасных  болезней (ВИЧ-инфекции, атипичной пневмонии, туберкулеза).

Изучение и обобщение теоретических  и практических аспектов социальных рисков в данной статье позволяют  сделать следующие выводы:

- Социальные риски имеют общие  свойства с рисками коммерческого  личного страхования. Во-первых, как основания для осуществления страховой защиты имущественных интересов, означающей одновременно и защиту материального уровня жизни граждан. Во-вторых, эти разновидности рисков имеют и общую природу - в части происхождения от одинаковых опасных, неблагоприятных событий, в том числе противоправных действий третьих лиц.

- Социальные риски обладают  двойственной природой. Вторая их  природа вытекает из событий  общественных форм жизни и  деятельности людей, а также  принципов их существования и  развития: сотрудничества и взаимопомощи, солидарности, соблюдения интересов граждан и справедливости. Такими событиями являются не зависящие от индивидуумов и их сообществ ухудшение социального положения и степени удовлетворения социальных потребностей граждан (определяются ст. 25 Всеобщей декларации прав человека ООН, Европейской социальной хартией, Конвенциями и Рекомендациями МОТ), т.е. материального уровня и качества их жизни. Социальное положение гражданина определяется: 1) принадлежностью к определенной или нескольким категориям граждан; 2) имущественным положением (наличием движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг, вкладов в банках) и доходами; 3) профессионально-квалификационным уровнем; 4) правами, обязанностями и ответственностью в разных ролевых обстоятельствах; 5) степенью реальной возможности и доступности защиты своих прав в органах исполнительной и судебной власти.

- Двойственная природа социальных  рисков позволяет обозначить  дополнительную сферу и соответствующий  состав этих рисков, порождаемых принятыми законами, подзаконными актами (являющимися, как выясняется впоследствии, несовершенными - с правовыми пробелами, коллизиями и/или допускающими разночтения) и индивидуальными правовыми актами, разного рода решениями органов власти РФ (законодательной, исполнительной и судебной), субъектов РФ и муниципальных образований, которые ухудшают социальное положение, уровень и качество жизни населения или определенных категорий граждан и отдельных физических лиц.

- Дополнительная сфера социальных  рисков, связанных с негативными результатами деятельности органов власти, объективно обусловливает необходимость законодательного введения обязательного страхования гражданской ответственности органов власти всех ветвей и уровней за ухудшение социального положения, уровня и качества жизни граждан при уплате страховых платежей из бюджетных средств в пределах установленного законом лимита. Руководители, ответственные лица и специалисты, ведущие проработку вопросов и подготовку соответствующих нормативно-правовых актов, индивидуальных правовых актов и разного рода решений также должны быть обязаны законом страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда органу власти в связи с его ответственностью. Уплату страховых платежей они должны осуществлять за свой счет. Страховые выплаты при страховых случаях осуществляются страховщиками (при больших количествах потерпевших через страхователей) в том и другом случае страхования в пределах страховых сумм по соответствующим договорам страхования. При превышении величиной причиненного страхователями вреда страховой суммы не покрываемая часть вреда возмещается ими согласно норме ст. 1072 ГК РФ.

Введение указанного вида обязательного  страхования гражданской ответственности  позволит:

1) обеспечить компенсацию вреда,  причиненного жизни, здоровью и/или имуществу граждан, материальному уровню и качеству их жизни за счет страховых выплат страховщиков;

2) иметь дополнительный источник  денежных средств (за счет обязательств  страховщиков по страховым полисам)  и выполнять государству свои конституционные обязанности, предусмотренные ст. ст. 35, 39, 40 (ч. 1), 41, 42, 45 (ч. 1), 46 (ч. 1), 47 (ч. 1), 52, 53, 55 (ч. 1 и 2) Конституции РФ и ст. ст. 1069, 1070 ГК РФ;

3) экономить средства бюджета  соответствующего уровня в размерах  возмещаемого страховщиками вреда при наступлении страховых случаев по договорам обязательного страхования гражданской ответственности органов власти всех их ветвей и уровней;

4) повысить качество работы и  ответственность органов власти  в центре и на местах перед населением страны.

 

Литература

 

1. Основы страховой деятельности. Учебник / Под ред. Т.А. Федоровой  - М.: БЕК, 2003.

2. Право социального обеспечения.  Учебник / Под ред. К.М. Гусова. - М.: ПРОСПЕКТ, 2001.

3. Роик В.Д. Профессиональные  риски. - М.: АНКИЛ, 2004.

4. Роик В.Д. Социальное страхование  от несчастных случаев на производстве. - М.: ГУУ, 1999.

5. Теория и практика страхования.  Учебное пособие. - М.: АНКИЛ, 2003.

6. Шихов А.К. Страхование. Учебное  пособие. - М.: ЮНИТИ, 2001.

7. Якушев Л.П. Страховая защита. Учебное пособие. - М.: ГАУ, 1998.

Социальная защита населения является важной составляющей социальной политики любого государства. Впервые понятие  «социальная защита» получило официальное  закрепление за рубежом – сначала  в законе о социальной защите, принятом в рамках политики нового курса Ф.Д. Рузвельта в 1935 г., а позднее, в 1940-х годах, в документах Международной организации труда [1]. В 1952 году МОТ принята Конвенция № 102, содержащая целую концепцию социальной защиты. Она провозглашает право всех членов общества на социальную помощь, вне зависимости от трудового стажа и размера выплаченных страховых взносов. В данной Конвенции также выделяется девять направлений, по которым должна быть оказана данная помощь: медицинское обслуживание, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пенсии по производственному травматизму, пособия в связи с рождением ребенка, семейные пособия, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца. В Конвенции зафиксирован базовый принцип равноправия при оказании социальной помощи – все государства, ратифицировавшие Конвенцию, принимают на себя обязательство предоставлять на своей территории гражданам любого другого государства—члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые со своими гражданами права, касающиеся установленных Конвенцией видов социального обеспечения. Странам, не достигшим необходимого уровня развития экономики и системы медицинского обслуживания населения, предоставляется возможность ратифицировать Конвенцию, на начальном этапе временно исключив некоторые аспекты, при обосновании причин такого исключения в ежегодных докладах, предоставляемых в МОТ [2]. В дальнейшем концепция МОТ нашла свое отражение в документах Европейского союза: в Европейском кодексе социального обеспечения (1968 г.), Хартии основных социальных прав трудящихся, Зеленой (1992 г.) и Белой (1994 г.) книгах о европейской социальной политике и пр.

В отечественной экономической  литературе понятие социальной защиты появилось с началом перехода России от плановой экономики к рыночным отношениям, однако до настоящего времени оно не получило окончательного определения. Это обусловлено как относительно короткой историей существования данной категории в России, так и сложностью происходящих в нашей стране экономических и социальных процессов. Вследствие этого различными авторами содержание данного понятия трактовалось, как правило, в зависимости от субъективного понимания социально-экономических явлений и институтов, которые должны быть охвачены данной категорией, и к настоящему моменту сформировалось значительное количество подходов к его определению. Так, одни авторы рассматривают социальную защиту как деятельность государства по обеспечению развития личности, а также поддержку малообеспеченных групп населения [3].  Другие – как систему гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших прав человека на достойный уровень жизни [4]. Некоторые исследователи вообще игнорируют понятие социальной защиты, оставаясь в рамках традиционных категорий «социального обеспечения» и «социального страхования» [5].

Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему  распределительных отношений, в  процессе которых за счет части национального  дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, надостойный уровень жизни [6]. Однако, с целью выявления значимости данной сферы непосредственно для граждан, представляется более целесообразным сосредоточиться на выявлении сущности категории «социальная защита» именно в узком смысле.

В последнее время российские авторы все чаще рассматривают социальную защиту как защиту различных групп  населения от потенциальных социальных рисков. Так:

В.В. Антропов считает, что «под системой социальной защиты следует понимать совокупность институтов и мероприятий, направленных на защиту индивидов и  социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия» [7];

по мнению А.Н. Аверина, социальная защита «представляет систему мер  по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых  для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни» [8];

Т.К. Миронова предлагает рассматривать  социальную защиту, как «деятельность  государственных и негосударственных  органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия» [9].

Под социальным риском понимается предполагаемое вероятное событие в жизни  человека, наступление которого приводит к постоянной или временной утрате способности к труду. К основным видам социальных рисков относятся: болезнь, временная нетрудоспособность, получение травмы в течение трудового процесса, профессиональное заболевание, материнство, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца, признание безработным, смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Информация о работе Понятие социального риска