Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 11:27, дипломная работа
Целью дипломной работы является проведение анализа современного состояния рынка страхования грузовых перевозок, определение проблем, возможных путей их решения и рассмотрение вопроса о дальнейшем развитии рынка страхования грузовых перевозок.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретические основы страхования грузовых перевозок в научной литературе по логистике и страхованию;
2. проанализировать современное грузовых перевозок, их страхования;
3. определить проблемы в развитии железнодорожного комплекса и пути их решения;
4. представить дальнейшее развитие рынка страхования грузовых перевозок.
Введение 3
Глава1. Сущность страхования грузов
1. 1 Понятие и определение страхового риска 5
1. 2 Классификация страхования грузов 7
1. 3 Особенности транспортного страхования 10
Глава 2. Современное состояние рынка страхования грузовых перевозок в России
2. 1 Анализ рынка транспортных услуг в России 13
2. 2 Анализ современного состояния рынка страхования грузовых перевозок 16
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка страхования грузовых перевозок
3. 1 Основные проблемы развития рынка страхования грузовых перевозок 24
3.2 Перспективы развития страхования грузовых перевозок 27
Заключение 30
Список использованных источников 32
Карго – страхование грузов от рисков потери, порчи или повреждения товара в пути следования. Объектом данного вида страхования являются имущественные интересы лица, в пользу которого был заключен договор страхования; страховой случай наступает в момент повреждения, уничтожения, пропажи грузов, потери ими своих качественных свойств и т. д. во время владения, пользования или распоряжения грузом стороной коммерческих отношений, на которой лежат вышеперечисленные виды рисков.
Страхование грузов имеет ряд особенностей:
Генеральный полис представляет собой договор страхователя со страховщиком, в котором оговаривается страхование всех отправляемых грузов данного лица в течение определенного периода времени. При наличии такого договора период страхования начинается с уведомления страховщика об отправке очередной партии груза. При этом страховщик экономит накладные расходы, связанные с оформлением договора страхования для каждой отдельной партии груза. При возникновении необходимости возможно прекращение действия генерального полиса до окончания срока его действия, но с предварительным заявлением.
Тарифная ставка при страховании груза устанавливается в процентах от страховой суммы и зависит от стоимости и вида груза, вида транспортного средства и факторов, характеризующих степень риска.
В международной практике транспортного страхования выделяют три вида правил страхования и соответственно три вида полисов:
В коммерческой деятельности транспортное страхование обеспечивает страхователю возмещение его убытков, связанных с повреждением или утратой грузов в период их транспортировки. Этот раздел договора купли-продажи включает следующие основные условия: что страхуется, от каких рисков, кто страхует, на какую сумму и в чью пользу осуществляется страхование. Условия страхования груза на период транспортировки предусматривают все виды рисков, кроме нижеследующих:
При осуществлении внутрироссийской купли-продажи следует особо уделить внимание транспортному страхованию в связи с повышенной криминогенной обстановкой в стране.
Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА СТРАХОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ
2.1. Анализ рынка транспортных услуг в России.
На основании данных официального сайта Госкомстата была сформирована таблица 1, отражающая динамику развития транспорта в России в 2008-2012 годах.
За 5 лет было перевезено 38173,9 млн. т. груза, при чем наибольший объем грузов был перевезен в 2009 году и составил 8388,0 млн. т., а наименьший объем – в 2011 году в 6483,9 млн. т. Разница между наибольшим и наименьшим показателями составляет 1904,1 млн. т. или 22,7%. Резкий спад наблюдается после 2010 года и связан с мировым финансово-экономическим кризисом. Соответственно, кризис оставил свой след во всех видах транспорта.
Таблица 1 – Динамика развития транспорта в России за 2008-2012 гг.
Вид транспорта |
Объем перевезенного груза, млн. т. | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
1. Железнодорожный |
1312,0 |
1345,0 |
1304,0 |
1109,0 |
1312,0 |
2. Автомобильный |
6753,0 |
6861,0 |
6893,0 |
5240,0 |
5236,0 |
3. Морской |
25,0 |
28,0 |
35,0 |
37,0 |
37,0 |
4. Внутренний водный |
139,0 |
153,0 |
151,0 |
97,0 |
102,0 |
5. Воздушный |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
1,1 |
Общий объем перевозок |
8229,9 |
8388,0 |
8384,0 |
6483,9 |
6688,1 |
Динамика развития транспорта наглядно представлена на рисунке 1, составленном на основании данных таблицы 1.
Обращаясь к таблице 1 и рисунку 2, можно сделать вывод, что грузы перевозятся неравномерно. Большая часть грузов (в 2012 году – 78,29%) перевозится автомобильным транспортом, второе место по объему перевозок занимает железнодорожный транспорт и составляет 19,62 (на 2012 год), третье место занимает внутренний водный транспорт (1,53%), далее идут морской и воздушный транспорт, удельный вес каждого составляет меньше процента.
Рисунок 2 – Объемы перевозок грузов различными видами транспорта в России за 2008-2012 гг., млн. т.
На графике можно заметить резкий спад объема перевезенного груза в 2011 году. Объемы перевозок железнодорожного транспорта снизились в 2010 году с 1345,0 до 1304 млн. т. Объемы автомобильного транспорта снизились в 2011 году с 6893,0 до 5240,0 млн.т. Морской транспорт развивается равномерно, объемы перевезенного груза увеличиваются. За пять лет (с 2008 до 2012 года) увеличился с 25 до 37 млн. т., таким образом, прирост составило 48%. В 2010 году также снизились объемы внутреннего водного транспорта с 153 до 151 млн. т. Воздушный транспорт занимает самую малую долю в общем объеме грузовых перевозок, в 2011 году объемы снизились на 10%.
Подводя итоги, следует отметить, что в настоящее время рынок транспортных перевозок в России практически полностью восстановился после кризиса и продолжает показывать позитивную динамику, что в целом соответствует тенденциям в мировой экономике.
Таким образом, транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире и включающей в себя 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. В ней занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения.
Можно сделать вывод, что транспортная система России несмотря на кризис 2008 года развивается достаточно равномерно и динамично. Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система обеспечивает условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.
Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей экономики. Параллельно с развитием транспорта, страхование транспортных перевозок будет развиваться динамично, так как грузовые перевозки – дорогостоящая процедура с определенными рисками.
Объемы грузоперевозок и интенсивность эксплуатации транспортной инфраструктуры с каждым годом увеличиваются в несколько раз. В результате стремительно растут риски сбойных и чрезвычайных ситуаций. Статистические данные неутешительны: аварийность на грузовом автотранспорте в 2010 году выросла в целом на 10%. На железной дороге в 2009 году количество сходов подвижного состава в грузовых поездах возросло почти в 1,5 раза. В результате, вопросы обеспечения сохранности перевозимых грузов и компенсации убытков от аварий на транспорте приобретают все большую актуальность.
Евгений Налетов, директор регионального центра «ЮГ» компании «Ингосстрах» отметил, что «…страхование грузов является одним из наиболее востребованных в нашей стране видов страхования. Это связано с тем, что перевозки грузов подвержены большому количеству различных рисков (строительная техника — повреждению или хищению мелких узлов и деталей, строительные материалы — краже или угону транспортного средства вместе с грузами и т. д.). Какой бы совершенной не была логистика груза, всегда есть вероятность случайных событий, которые могут привести к его порче или уничтожению. Поэтому страхование является на сегодняшний день наиболее выгодным и действенным способом возмещения возможных убытков…».
2.2. Анализ современного состояния рынка страхования грузовых перевозок.
В настоящее время на рынке грузоперевозок отмечается средний уровень востребованности услуг страховых компаний и, как следствие, недостаточный охват перевозок страхованием. Как правило, груз страхуется тогда, когда страхование является вмененным — например, будучи обязательным условием контракта поставки. Дать точную оценку объема рынка сложно, можно говорить о том, что в настоящее время в России страхованием охвачено 15-45% от всего объема перевозок.
С ростом стоимости перевозимых товаров собственники все чаще обращаются к страховщикам. В наибольшей степени это относится к импортерам, для которых обязательство застраховать груз может быть предусмотрено договором с иностранным поставщиком. На внутренних трассах с недавних пор почти всегда страхуют перевозки дорогостоящих и легкоуязвимых предметов: мобильных телефонов, бытовой техники, электроники, легковых автомобилей, а также косметики и товаров, сделанных из стекла. В качестве страхователей чаще всего выступают крупные производители и ритейлеры.
С 1 марта 2008 года вступили в силу изменения в Правила страхования гражданской ответственности автотранспортных средств. Теперь стоимость поврежденного груза, перевозимого виновником ДТП, не покрывается полисом ОСАГО, и понимание этого отразилось на увеличении обращений грузоперевозчиков в страховые компании. Страхование грузов — это отличительная особенность «рачительных хозяев», которые знают ситуацию на дорогах, отлично знают качество дорожного покрытия на некоторых трассах, да и статистика ДТП тоже говорит в пользу страхования.
Страхование грузов является сравнительно недорогим средством, реально предоставляющим финансовую защиту. И обходится в десятки раз меньше суммы возможных убытков и расходов, понесенных при самостоятельном взыскании ущерба с грузоперевозчика. Кроме того, страхование грузов часто является обязательным условием при выполнении международных контрактов.
Объектом страхования являются любые виды грузов, не противоречащие требованиям Законодательства РФ к перевозке. Это могут быть товары народного потребления, продукты питания. Также грузы, перевозимые насыпью, наливом, навалом. Денежная наличность, предметы искусства, картины, скульптуры, животные, птицы и др.
Договор страхования заключается с целью сохранности груза в период его перевозки.
Страхование грузов охватывает собой страхование перемещаемых товаров, страхование культурных и исторических ценностей на время выездной экспозиции, страхование инкассаторских перевозок. Сюда же можно отнести и страхование транспортных контейнеров.
Объем международных и внутрироссийских автомобильных грузоперевозок в 2012 году сократился приблизительно на 30%.
Наиболее сильное падение произошло в сегменте перевозок легковых автомобилей, в меньшей степени пострадали контейнерные перевозки и в наименьшей степени – рефрижераторные грузы.
На фоне общего падения в 2009 году объема международных и внутрироссийских грузоперевозок, который отмечали участники круглого стола, неизбежно сокращается и рынок страхования грузоперевозок. По оценкам экспертов, его падение достигает до 50%. Чтобы не терять клиентов, страховым компаниям нужно будет переориентировать свои продукты на отдельные сегменты грузов. Как отмечают сами перевозчики, страхование остается актуальным для сегментов электроники и подакцизных товаров, тогда как товары средней категории, скорее всего, будут в меньшей степени покрываться страховкой ввиду сокращения расходов участниками рынка.
Говоря о состоянии рынка страхования грузов, то верным является снижение показателей. Если раньше страховщики оценивали объемы, как правило, исходя из 4-8 кругорейсов одной машины, то теперь оборот снизился, и 4 - это максимальный предел, а в среднем - это 2-3 рейса. Соотношение по грузообороту между внутренними перевозчиками и международными несколько изменилось. Но по сравнению сентября текущего года с сентябрем прошлого года есть позитивная динамика. Есть перевозчики, которые продолжают закупать машины, несмотря на потерю во фрахте и другие сложности. На границе все чаще выстраиваются очереди из грузовиков, что дает некоторую надежду на то, что положение наших транспортных компаний рано или поздно улучшится. В целом, по мнению специалистов, перевозки страхуются пассивно, не более 35% от общего объема поставок, проводимых компаниями, работающими на территории России. Для сравнения, этот же показатель в Европе, несмотря на кризис, достигает 85%.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка страхования грузовых перевозок