Система государственных пособий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 16:35, дипломная работа

Краткое описание

В условиях современного социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут дополнительные расходы, нуждаются в социальной поддержке. Для решения этих проблем предназначается система социального обеспечения, составной частью которой является система государственных социальных пособий. За время экономических реформ в России сформировалась довольно широкая система денежных выплат населению в виде пособий. Многие были введены новым российским законодательством. Несмотря на то, что денежные выплаты отличаются многообразием, говорить о том, что их система сформировалась окончательно и имеет согласованную структуру преждевременно.

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и классификация государственных пособий по
социальному обеспечению.
§ 1. Понятие государственных пособий по социальному
обеспечению.
§ 2. Виды государственных пособий.
§ 3. Классификация пособий.
Глава 2. Пособие по временной нетрудоспособности.
§ 1. История развития законодательства о пособии по временной
нетрудоспособности.
§ 2. Условия, определяющие право работника на пособие.
§ 3. Продолжительность выплаты пособия.
§ 4. Размеры и порядок исчисления пособия.
Глава 3. Государственные пособия семьям, имеющим детей.
§ 1. Общая характеристика пособий семьям, имеющим детей.
§ 2. Пособие по беременности и родам и при усыновлении ребенка.
§ 3. Единовременные пособия.
§ 4. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста
полутора лет.
§ 5. Ежемесячное пособие на ребенка.

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом система соц страх.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

              Решение о признании лица безработным принимают органы службы занятости по месту его жительства не позднее 11 дней со дня предоставления необходимых документов. Одновременно выносится решение о назначении пособия.

              Размеры пособий устанавливаются в зависимости от категории граждан-безработных: имеющие требуемый минимальный стаж и не имеющие необходимого стажа. Исчисляются пособия в процентном отношении к среднему заработку за последние 3 месяца работы. Так, при наличии у безработного стажа работы не менее 26 недель в течение 12 месяцев, предшествующих работе, пособие назначается за первые 3 месяца – 75%, следующие 4 месяца – 60% в дальнейшем – 45%, но не ниже минимального размера оплаты труда и не более величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении.

Единовременные пособия при возникновении поствакциональных осложнений введены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года «Об иммунопрофилактики инфекционных болезней» и выдаются в следующих случаях:

-         при возникновении поствакционального осложнения. Единовременное пособие выдается в сумме равной 10 000 рублей. Перечень поствакциональных осложнений утверждается Правительством РФ.

-         при наступлении смерти вследствие поствакционального осложнения на каждого члена семьи выдается пособие равное 30 000 рублей.

Единовременные пособия выплачиваются за счет средств Федерального бюджета. Кроме того, гражданам, у которых временная нетрудоспособность связана с поствакциональным осложнением пособие по временной нетрудоспособности, а также пособия по уходу за несовершеннолетним выдается в размере 100% независимо от непрерывного стажа за счет средств государственного социального страхования. 

Единовременные пособия при заражении вирусом иммунодефицита человека

 

предусмотрены Федеральным законом от 30 марта 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Правила их назначения и выплаты утверждены постановлением Правительства РФ от 20.06.97г. №757.

Право на получение государственных единовременных пособий  имеют работники системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ инфицированных, а также лица, работающие с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в случае заражения этим вирусом при исполнении служебных обязанностей. В случае смерти указанных работников право на получение пособия имеют члены их семей.

Размеры пособий:

-         при выявлении заражения вирусом иммунодефицита человека – 10 000 рублей

-         при установлении инвалидности: по этой причине

1 группы – 25 000 рублей

2 группы – 20 000 рублей

3 группы – 15 000 рублей

-         каждому члену семьи  работника, умершего вследствие заражения этим вирусом при исполнении служебных обязанностей  – 3 000 рублей.

Указанное пособие выплачивается за счет средств федерального бюджета.

Единовременное пособие на погребение назначается в соответствие с Федеральным законом от 12.01.93г. № 8-ФЗ «О погребении  и похоронном деле». Этот Закон устанавливает гарантированный перечень услуг на погребение, которые предоставляются гражданам бесплатно. В случае отказа от этих услуг лицо, осуществляющее похороны, может получить единовременное пособие на погребение в размере стоимости гарантированного перечня услуг, но не более 1000 рублей.

              Финансирование производится из разных источников:

-         в случае смерти пенсионера пособие выдается из Пенсионного фонда России;

-         в случае смерти работающих граждан или несовершеннолетних членов его семьи – Фонда социального страхования РФ.

-         в том случае, если умерший нигде не работал и не является пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности – из бюджета субъектов РФ.

Социальное пособие предоставляется одиноко проживающим малоимущим гражданам или малоимущим семьям за счет средств соответствующих бюджетов.

К малоимущим относятся граждане и семьи, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. (Федеральный закон от 17.07.99г.  №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»). Что касается размера пособия, то оно рассчитывается в соответствии с законодательством субъектов РФ в пределах разницы между суммой величины прожиточного минимума и доходов малоимущей семьи или малоимущего, одиноко проживающего инвалида.

§ 3.  Классификация пособий.

Многочисленные виды пособий можно классифицировать по разным основаниям. Одно из таких оснований – целевое назначение пособий. М.И. Кучмой предложено по целевому назначению пособия подразделять на три группы.*

Первую группу представляют пособия, которые выплачиваются гражданам

 

*М.И. Кучма Система государственных пособий в России

взамен утраченного заработка за период, когда они не могут заработать себе средства на жизнь по объективным причинам. К этой группе относятся: - пособия по временной нетрудоспособности, в т. ч. пособия в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием; по беременности и родам; пособие при усыновлении детей; пособие супругам военнослужащих, проходящих службу по контракту.

Ко второй группе относятся пособия, которые представляют собой помощь гражданам в тот период, когда им необходимо в течение длительного времени производить более высокие, чем обычно, расходы. В эту группу входят:

-         единовременные пособие при рождении ребенка;

-         пособие на погребение умершего члена семьи;

-         ежемесячное пособие на ребенка;

-         пособие работникам медицинских учреждений в случае заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении служебных обязанностей;

-         пособие при возникновении осложнений в результате иммунопрофилактики инфекционных болезней.

В третью группу можно объединить пособия, выплачиваемые в качестве компенсации за причиненный здоровью вред. Это пособия выплачивающиеся военнослужащим и членам их семей при стойкой утрате военнослужащим трудоспособности или его смерти. Подобная выплата лицам, признанным инвалидами вследствие поствакциональных осложнений, называется компенсацией.

В силу своей специфики отдельные пособия в эти три группы не вошли. Это:

-         единовременное пособие женщинам, ставшим в ранние сроки беременности (до 12 недель) на учет в медицинских учреждениях;

-         социальное пособие, предусмотренное ФЗ от 17.07.99г. №178-ФЗ.

В зависимости от продолжительности выплаты различают ежемесячные и единовременные социальные выплаты.

К ежемесячным относятся: пособие по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет, пособие на ребенка. Размер их определяется в расчете на календарный месяц, а выплата производится ежемесячно.

Единовременным является пособие при рождении ребенка, пособие женщинам, ставшим в ранние сроки беременности на учет в медицинском учреждении и т.д. их размер определяется в твердой сумме, и выплачиваются они единовременно.

Кроме того можно выделить пособия, назначаемые на определенный период, например, пособие по временной нетрудоспособности.

Классификация социальных пособий производится также в зависимости от источника средств, за счет которых выдается пособие. Например, есть пособия, выплачиваемые за счет централизованных внебюджетных фондов обязательного социального страхования и пособия которые выдаются за счет бюджетных ассигнований.

В зависимости от контингента получателей различают: пособия для всех и пособия для работающих, в т.ч. определенных категорий занятого населения. Так пособие временной нетрудоспособности выплачивается наемным работникам за счет средств государственного социального страхования, а такое же пособие гражданам, проходящим военную службу - за счет бюджетных ассигнований. Пособие на ребенка, пособие при рождении ребенка являются пособиями для всех, а пособие по беременности и родам – для женщин, работающих по найму и проходящих определенную службу.

Глава 2. Пособие по временной нетрудоспособности.

§ 1.  История развития законодательства о пособии по временной

нетрудоспособности.

В России  с конца 19 века активно велась подготовка по введению обязательного страхования рабочих и служащих на случай болезни, инвалидности и от несчастных случаев на производстве. Первоначально это были формы добровольного и условно обязательного страхования  рабочих для отдельных предприятий и отраслей промышленности, где были особенно вредные и опасные условия труда.

Обеспечение рабочих на случай болезни сводилось к предоставлению им врачебной помощи, лечения и денежных вспомоществований, восполнявших частично их заработок. Действующие в то время законы не вменяли в обязанность предпринимателя уплачивать пособие по болезни, а рабочие не имели законного основания их требовать. На практике владельцами некоторых предприятий в Москве, Петербурге, Киеве и других крупных центров была установлена выдача заболевшим пособий, или уплата жалования за пропущенные вследствие болезни дни.

Помимо средств предпринимателей, другим источникам пособий являлись штрафные капиталы, которые образовывались из взысканий, налагаемых администрацией предприятия на рабочих за прогулы и нарушения порядка.

Существовал также общеимперский штрафной капитал, образовывался который из взысканий налагаемых судом и губернскими по фабричным делам присутствиями на заведующих промышленными заведениями.

Однако пособия, выплачиваемые рабочим из штрафного капитала и общеимперского штрафного капитала, были совершенно ничтожными.

Под влиянием забастовочного движения в 1905 – 1906 годах многие промышленники стали вводить в условие договора найма также и выдачу пособий заболевшим рабочим. Кроме того, уступая требованиям рабочих, промышленники заключали с ними соглашение о выдачи пособий  во время болезни, которые включались в правила внутреннего трудового распорядка.

В 1907 году выдача пособий осуществлялась в 51 губернии, в остальных 13 они или вовсе не выдавались, или выдавались в порядке исключения.

Размер, выдаваемых пособий был различен. Отдельные предприятия устанавливали твердую сумму, другие определяли размер, основываясь на стаже работы, на третьих предприятиях он зависел от продолжительности болезни и т.д. Сроки выплаты пособий были также различны. Зачастую пособия выдавались после 2 – 3, иногда 6 дней болезни.

Вместе с тем необходимо отметить, что законом от 2 июня 1903 г. «Об ответственности предпринимателей за причиненные трудящимся увечья на производстве» на промышленников была возложена обязанность вознаграждать увечных рабочих, не исключая и случаев, не повлекших за собой постоянной инвалидности. т.е. в соответствии с действовавшим в то время законодательством выдача пособий по временной нетрудоспособности при несчастном случае производилась за счет промышленников.

Важным шагом на пути формирования законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности явилось подготовка и принятия 23 июня 1912 года целого ряда законов: “О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве”, “Об обеспечении рабочих на случай болезни”, “Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих”, “Об утверждении совета по делам страхования рабочих”

В соответствии с названными законами был создан Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях – Страховые присутствия. На предприятиях утверждались больничные кассы и страховые товарищества. Для рабочих состоящих членами больничных касс, вводились пособия в связи с болезнью, увечьем, смертью и родами за счет взносов в эти кассы. Если рабочий не состоял членом кассы, то он получал пособия только в связи с увечьем. Размер пособия по болезни устанавливается от 2/3 до 1/4  дневного заработка. Кроме того, были установлены существенные ограничения в части круга лиц, подлежащих государственному социальному страхованию. Размер страховых взносов рабочих в значительной степени превышал размер взносов предпринимателей. Застрахованные уплачивали 3/5 общей суммы взносов, тогда как предприниматели  2/5.

Не смотря на то, что указанные законы носили урезанный характер и не решали в полной мере проблем обеспечения трудящихся в случае болезни, умалять их значение в истории развития законодательства о пособиях по временной нетрудоспособности, нельзя.

Временное правительство также внесло свою лепту в этот процесс: 25 июля 1917 г. был принят ряд законов, вносивших коррективы в законы 23 июня 1912 года в т. числе “Об изменении правил об обеспечении рабочих на случай болезни”. Эти изменения сводились к расширению круга застрахованных лиц, размер пособия не мог быть меньше половины заработка, за участником кассы в течение месяца после договора найма сохранялось право на пособие.

После Октябрьской революции законодательство о пособиях развивалось быстрыми темпами. В соответствии с декретами от 22 декабря 1917 года “О страховании на случай болезни” выплата пособий распространялась на всю территорию России, на всех лиц занятых по найму. Однако страхование на случай болезни не распространялось на администраторов, мастеров, инженеров, юристов и т.п. Исчисление пособия по болезни проводилось из полного заработка, но не выше трехкратного среднего заработка данной местности. Пособие выдавалось с первого дня нетрудоспособности по день выздоровления. Взносы на страхование были целиком возложены на предпринимателей.

Указанный декрет действовал менее года, и 31 октября 1918 года было утверждено Положение о социальном обеспечении трудящихся. Согласно положению обеспечению подлежали все лица, источником существования которых, являлся собственный труд без эксплуатации чужого труда. Однако в эту уже государственную систему не вошли крестьяне, а также ремесленники и другие лица, занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

Информация о работе Система государственных пособий в России