Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 16:35, дипломная работа
В условиях современного социально-экономического кризиса и сложной политической обстановки в России постоянно возникают обстоятельства, в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут дополнительные расходы, нуждаются в социальной поддержке. Для решения этих проблем предназначается система социального обеспечения, составной частью которой является система государственных социальных пособий. За время экономических реформ в России сформировалась довольно широкая система денежных выплат населению в виде пособий. Многие были введены новым российским законодательством. Несмотря на то, что денежные выплаты отличаются многообразием, говорить о том, что их система сформировалась окончательно и имеет согласованную структуру преждевременно.
Введение
Глава 1. Понятие и классификация государственных пособий по
социальному обеспечению.
§ 1. Понятие государственных пособий по социальному
обеспечению.
§ 2. Виды государственных пособий.
§ 3. Классификация пособий.
Глава 2. Пособие по временной нетрудоспособности.
§ 1. История развития законодательства о пособии по временной
нетрудоспособности.
§ 2. Условия, определяющие право работника на пособие.
§ 3. Продолжительность выплаты пособия.
§ 4. Размеры и порядок исчисления пособия.
Глава 3. Государственные пособия семьям, имеющим детей.
§ 1. Общая характеристика пособий семьям, имеющим детей.
§ 2. Пособие по беременности и родам и при усыновлении ребенка.
§ 3. Единовременные пособия.
§ 4. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста
полутора лет.
§ 5. Ежемесячное пособие на ребенка.
Заключение
ременных женщин. Расходы из средств фонда социального страхования на выплату указанного пособия составляют по Орловскому региональному отделению в 1998г. - 165,8 тыс. руб., в 1999г. – 140,1 тыс. рублей, в 2000г. – 159,0 тыс. руб., за 9 месяцев 2001 г. – 134,3 тыс. руб. Следовательно, данное пособие, из-за своего крайне низкого уровня, вряд ли является стимулом своевременного обращения женщин в медицинские учреждения в случае беременности.
Для обеспечения целей этого пособия необходимо повысить его размер до 50% величины прожиточного минимума в целом по РФ.
§4 Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста
полутора лет и лицам, работающим в сельской местности
Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет было введено в 1981 году одновременно с решением вопроса о предоставлении частично оплачиваемого отпуска на период такого ухода. Вначале право на это пособие предоставлялось работающим женщинам, имеющим общий стаж не менее одного года, обучающимся с отрывом от производства, женщинам-членам колхозов. Отпуск предоставлялся до достижения ребенком возраста одного года. Размер пособия дифференцировался в зависимости от местности и составил в районах севера, Сибири и Дальнего востока-50 руб., а в остальных районах 35 руб. Это был сравнительно высокий уровень т.к. минимум пенсии по старости в то время составлял 50 рублей.
Женщинам предоставлялся также неоплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста трех лет.
Продолжительность оплаченного отпуска сохранилась до настоящего времени, а размер пособия менялся неоднократно.
Действующий порядок предоставления указанного пособия определен Федеральным законом от 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком, до достижения им возраста полутора лет, имеют:
- матери, либо отцы, другие родственники и опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и подлежащие государственному социальному страхованию. Здесь допускается замена основного получателя пособия – матери другим лицом, но это лицо также должно подлежать социальному страхованию. Это пособие выдается также матерям, обучающиеся с отрывом от производства, матери проходящие военную службу, а также матери уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией предприятия и другие категории.
Право на пособие сохраняется за получателем пособия в случае выполнения работы на дому или на условиях неполного рабочего времени.
Матери, одновременно имеющие право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и на пособие по безработице имеют право выбора на одного из них.
Для назначения пособия необходимо предоставить заявление о назначении пособия и копию свидетельства о рождении ребенка. Если уход за ребенком осуществляет не мать, а иное лицо, при оформлении отпуска по уходу за ребенком это лицо предоставляет справку с места работы матери ребенка о том, что она не использует указанный отпуск и не получает ежемесячное пособие. Матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком с работы (службы) вследствие ликвидации предприятия, дополнительно предоставляют выписку из трудовой книжки (военного билета), копию предоставления отпуска по уходу за ребенком и справку из органов государственной службы занятости населения о невыплате пособия по безработице.
Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком был установлен в сумме 2х минимальных заработных плат. Однако Федеральным Законом от 07.08.2000г. №122 ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации пособие установлено в твердой сумме и с 1 января 2001 года составляет 200 рублей в месяц. Оно не зависит от числа детей, за которыми осуществляется уход.
В первой половине 90 годов минимальный размер оплаты изменялся в сторону увеличения 12 раз, и пособие по уходу за ребенком заметно росло. В 1997 году оно составило 180 рублей в месяц. Начиная с указанного периода рост пособий был практически приостановлен. Кроме того, в связи с неблагоприятной демографической ситуацией сократилось и количество этих выплат. По Орловскому региональному отделению выплаты пособий за последние годы представлены следующими показателями:
год | Количество выплат | Сумма (тыс. руб.) |
1998 | 68 774 | 11 411,8 |
1999 | 66 381 | 10 483,5 |
2000 | 60 256 | 9 613,3 |
9 мес. 2001 | 46 221 | 8 548,5 |
Как видно из приведенных данных количество выплат снижается в среднем по 3-4 тысячи выплат. Снижение реального размера пособий по уходу за ребенком можно проследить по отношению суммы выплат в целом по региональному отделению к начисленным страховым взносам : если в 1999 году этот показатель составил 8,9%, 2000 г. – 8,4%, в 2001 г. (9 мес.) – 6,3%.
В связи со сложившейся экономической и демографической ситуацией необходимо незамедлительное повышение пособия по уходу за ребенком. Считаю, что поскольку это пособие увязано с отпуском, а следовательно и с зарплатой работника, установить его в размере 60% заработка, но не ниже прожиточного минимума и не выше 1,5 прожиточного минимума в целом по РФ.
Постановлением Верховного совета РСФСР от 1 ноября 1990 года №289/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» было установлено, что лицам, работающим в сельской местности пособие по уходу за ребенком, до достижении им возраста 3х лет, выплачивается в размере минимальной оплаты труда, с увеличением этого размера на 50% на каждого последующего ребенка. Выплата этого пособия производится матери, отцу или опекуну ребенка за счет хозяйственной деятельности предприятий, независимо от форм собственности (п.п.1.6 и 6 указанного постановления и п. 4 Постановления Президиума Верховного совета РСФСР от 25.01.91г. о порядке применения Постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.90г. №289/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе».)
Указанные постановления не отменены и лица, работающие на селе вправе предъявить претензии к администрации организаций, распложенных в сельской местности, когда сумма пособий с учетом количества имеющихся в семье детей, выше той, что полагается работнику по государственному социальному страхованию, «а также в отношении за период со дня достижения ребенком полутора лет до
исполнения 3-х лет».* Поскольку указанная норма практически не применяется, её необходимо отменить.
§ 5. Ежемесячное пособие на ребенка
Ежемесячное пособие на ребенка введено в России Указом Президента РФ от 21 мая 1992 г. №515. Указом предусматривались выплаты пособий на детей до 6 лет в сумме 400 рублей ежемесячно и на детей до 16 лет не получающих пособий и пенсий в размере 200 рублей. Пособие выплачивалось независимо от того, каков был среднедушевой уровень дохода в семье. Право на такое пособие было закреплено затем в Федеральном законе от 19 мая 1995 года. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В настоящее время условия назначения этого пособия изменились. Если вначале оно выплачивалось на детей всех семей, то сейчас оно практически превратилось в пособие на детей малообеспеченных семей. В истории развития законодательства о пособиях уже было пособие на детей малообеспеченным семьям. В своей книге «Право социального обеспечения России» М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова относят указанное пособие к ежемесячным пособиям на ребенка. Оно появилось в ноябре 1974 года. Малообеспеченной признавалась семья, где среднедушевой доход не превышал 50 рублей, а на Дальнем Востоке, Сибири и северных районах 75 рублей в месяц. Это пособие выплачивалось в размере 12 рублей на детей вначале до 8 лет, а затем до 12 лет.
Частные изменения редакции статьи 16 Федерального закона от 19.05.95 г. № 81-ФЗ предопределили сложности в назначении и определении права на
* Кучма М.И. Система государственных пособий в России, Справочник кадровика № 1, 2001г. стр. 76.
ежемесячное пособие на ребенка. Первоначальная редакция этой статьи давала право одному из родителей на получение пособия на ребенка до достижения им возраста 16 лет, без каких либо дополнительных условий. Однако, впоследствии законодатели решили сузить круг получателей пособия до семей с низким среднедушевым доходом. В связи с этим был принят Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 134-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», которым было установлено, что пособие выдается на детей тех семей, в которых среднедушевой доход не превышает 200 % величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Однако из-за отсутствия в тот период закона о потребительской корзине, эта норма длительное время не вводилась. К 1 июля 1999 г. ситуация с выплатой пособий резко обострилась: « задолженность по ним превышала 30 млрд. рублей». *
В связи с этим по инициативе Совета Федерации был принят
Федеральный закон от 17.07.1999 г. № 171-ФЗ «о внесении изменения в статью 16 Федерального закона « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», установившим величину учитываемого среднедушевого дохода 100% прожиточного минимума вместо 200%. В ст.3 этого Закона указано, что он действует до вступления в силу Федерального закона от 29.07.98 г., но не позднее, чем до 1 января 2000 г. Введение этого закона позволило приостановить рост задолженности: « в период с 1 июля 1999 г. до 1 января 2000 г. долги по детским пособиям снизились с 30 млрд. руб. до 28,6 млрд. руб. Уменьшилось с 25 млн. до 19.1 млн. и количество детей, которым согласно этому закону назначались пособия». **
* «Социальный мир» № 7 июль 2001 г. с.13
** «Социальный мир» № 7 2000 г. с.13
Федеральный закон о потребительской корзине был принят от 20 ноября 1999 г. и через месяц после его опубликования вступил в силу Федеральный закон от 29.07.98 г. Следовательно, это означало, что теперь надо учитывать, не превышает ли доход одного члена семьи 2-х прожиточных минимумов. Однако 10 июля 2000г. Федеральный закон № 93-ФЗ внес поправку в ст.16 Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»: слова 200 % прожиточного минимума заменены на «100 % прожиточного минимума». Кроме того, в указанном законе было оговорено, что он действует до 1 января 2001 г. Этой же датой был ограничен срок действия Федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». С начала 2001 года эта поправка перестала действовать, однако пособия по-прежнему получали лишь семьи, чей среднедушевой доход не превышал региональный прожиточный минимум. Основанием для такого решения стала ст.74 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год». В результате чего эти меры привели к дальнейшему снижению задолженности. В 18 регионах, в т.ч. в Орловской области долги были полностью ликвидированы.
Окончательная редакция ст.16 Федерального закона» О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», закрепляющая строгую адресность предоставления пособия при уровне среднедушевых доходов семей, не превышающих регионального прожиточного минимума, утверждена Федеральным законом от 30.05.2001 г. № 66-ФЗ.
Из выше указанного видно, что Правительство РФ не изыскало источников для погашения задолженности по пособиям на детей, а попыталось снизить социальную напряженность путем уменьшения круга семей, обеспечиваемых пособиями, и снижением реальной стоимости пособия.
В настоящее время ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей на каждого ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до 18 лет), если в семье размер среднедушевого дохода не выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, установленной в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
На местах возникают определенные трудности с установлением прожиточного минимума субъекта Федерации. Многие области взяли за основу прожиточный минимум в целом по РФ. Такая же ситуация сложилась и в нашей области.
4 сентября 2000 года глава администрации Орловской области принимает Постановление «О порядке предоставления права на ежемесячное пособие на ребенка гражданам, имеющим детей» № 1951. В нем установлено, что за величину прожиточного минимума В Орловской области использовать его размер, установленный в целом по России, до официального установления прожиточного минимума в области. Аналогичное постановление принято и администрацией города Орла.
В целях реализации перехода на адресное предоставление ежемесячного пособия на ребенка постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1999 г. был утвержден Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающий право на получение ежемесячного пособия на ребенка.
Указанный документ содержит обширный перечень доходов и состав семьи, которые учитываются при исчислении среднедушевого дохода. Для определения которого необходимо собрать множество сведений: о зарплате, премиях, вкладах банка, доходах от подсобного хозяйства и т.д. На практике возникают сложности с получением справки с места жительства о совместном проживании с ребенком в том случае, если родители и ребенок прописаны в разных местах. Кроме того семьи должны постоянно подсчитывать свои доходы для того, чтобы своевременно сообщить в органы социальной защиты о превышении среднедушевого дохода величины прожиточного минимума. Указанная «трудоёмкость» установления права на это пособия и чрезвычайно низкий его размер приводит к тому, что отдельные семьи просто не обращаются за пособием.
Информация о работе Система государственных пособий в России