Система страхования вкладов в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Главной целью исследования в данной работе является рассмотрение организации и функционирования системы страхования вкладов в России, в том числе с точки зрения мирового опыта, проанализировать деятельность данной системы за последние года, рассмотреть основные направления и перспективы ее развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ
СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ 5
1.1. Понятие системы страхования вкладов, функции 5
1.2. Зарубежный опыт создания систем страхования вкладов 8
1.3. Модели систем страхования вкладов: США,
Великобритании Германии, Японии и их различия 13
2. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РФ 16
2.1. Создание системы страхования вкладов в РФ 16
2.2. Анализ деятельности
Агентства по страхованию вкладов 19
3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РФ И ЗАРУБЕЖОМ 24
3.1. Международные принципы функционирования систем страхования вкладов 24
3.2. Перспективы развития системы страхования
вкладов в РФ 28
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 1. Зарубежная практика построения систем страхования вкладов
38

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 308.35 Кб (Скачать файл)

Что касается реалистичности целей, которые поставлены перед системой страхования вкладов, а именно – защиты прав и законных интересов вкладчиков российских банков и стимулирования привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации, то они являются вполне реалистичными. В качестве доказательства этого можно привести данные предоставленные на рисунке 1.

Рис. 3.1. Объем вкладов населения*

Источник: [5]

Следует отметить, что отказ  при создании системы страхования  вкладов от автоматического включения  всех банков, привлекающих средства населения, и установление процедуры допуска  в систему, предусматривающей, в  том числе, проведение проверок банков Банком России на предмет выполнения ими законодательно установленных критериев членства, лежит в русле зарубежного опыта, рекомендованного к распространению. Сами критерии, касающиеся соблюдения банками требований к ведению учета и отчетности, выполнения обязательных нормативов, установленных Банком России, а также показателей финансовой устойчивости, оцениваемых по пяти категориям:

  • достаточность капитала;
  • качество активов;
  • качество управления;
  • доходность операций;
  • ликвидность аналог системы CAMEL), – соответствуют мировой практике оценки жизнеспособности банков.

Возложение  на ГК «Агентство по страхованию вкладов» функции корпоративного ликвидатора банков также соответствует практике, применяемой в целом ряде зарубежных стран, среди которых можно назвать США, Канаду, Корею, Японию, Филиппины, Вьетнам и многие другие. Таким образом, российская система страхования вкладов во многом схожа с наиболее передовыми системами, чей опыт признан в мире. Исключение из числа страхуемых депозитов юридических лиц, хотя и не является широко распространенной в мире практикой, тем не менее, способствует тому, чтобы субъекты рынка, чьи требования к банкам не защищаются Законом о страховании вкладов, осуществляли мониторинг финансового состояния и поведения банков, которым они доверяют свои денежные ресурсы и потоки, тем самым также заставляя банки и банкиров проводить более взвешенную с точки зрения принимаемых рисков политику.

Второй  рекомендацией является описание в законе основных характеристик национальной системы страхования депозитов и формирование адекватной правовой среды, включающей эффективное законодательство, правоприменительную практику и судебную систему. Российский закон о страховании вкладов содержит детальное описание целей системы страхования вкладов, функций и полномочий органа, управляющего ее функционированием, организации деятельности этого органа – Агентства по страхованию вкладов, основных принципов и процедур, применяющихся для обеспечения выполнения задач, стоящих перед системой страхования вкладов. Если говорить о второй функции Агентства – управлении процедурами ликвидации несостоятельных кредитных организаций, то она также регламентирована законодательно – в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также в других законодательных и публичных подзаконных актах.

Что касается наличия в стране необходимой  правовой инфраструктуры, то, как показывают первые два года функционирования российской системы страхования вкладов, сформированная у нас правовая система позволяет обеспечивать эффективное выполнение системой страхования вкладов возложенных на нее целей и задач. Кроме того, появление Агентства по страхованию вкладов как еще одного субъекта проведения государственной политики способствует разработке новых правовых норм и совершенствованию правоприменительной, включая судебную, практики в области ликвидации несостоятельных банков, а также защиты прав вкладчиков и других категорий кредиторов банков.

Если  обратиться к третьей рекомендации, касающейся создания системы принятия надзорным органом неотложных мер, направленных на оздоровление либо своевременную ликвидацию неплатежеспособных банков, то действующее законодательство наделяет Банк России достаточно широкими полномочиями в данной области, а также содержит нормы, обязывающие Центральный банк Российской Федерации своевременно реагировать на проявление тех или иных проблем в деятельности кредитных организаций. О росте эффективности данной деятельности Банка России, на наш взгляд, свидетельствует увеличение числа банков, лишенных лицензии на право совершения банковских операций, а также присоединяющихся к другим кредитным организациям.

В то же время с передачей функции  ликвидатора банков Агентству по страхованию вкладов высветился целый ряд проблем, в том числе  касающихся эффективности предусмотренных  действующим законодательством  норм, направленных на предотвращение противоправных действий акционеров и руководителей проблемных банков по выводу активов и преднамеренному банкротству кредитных организаций.

Как показывает практика, нередко банки, конкурсным управляющим которых суд назначает Агентство, имеют значительный отрицательный реальный капитал, высокую долю неликвидных активов, занимались в течение достаточно продолжительного времени до отзыва лицензии сомнительными или противоправными операциями. Это может, на наш взгляд, служить основанием для выражения сомнений в адекватности и эффективности, существующих в настоящее время механизмов воздействия на проблемные банки.

Касаясь участия органа, управляющего функционированием  системы страхования депозитов, в реструктуризации проблемных банков, следует отметить, что данный вопрос пока не получил своего разрешения, хотя возможные варианты привлечения Агентства по страхованию вкладов к работе по финансовому оздоровлению и другим формам санации банков, испытывающих финансовые трудности, рассматриваются Банком России (с участием Агентства).

Четвертая рекомендация – предусматривать не слишком большой лимит страхового возмещения в России выполняется в полном объеме.

Если  говорить о возможности включения  в систему страхования депозитов  иных, чем банковские, институтов, то, учитывая рекомендации международных  финансовых организаций, представляется оправданным на настоящем этапе  ограничиться допуском в систему только банков, поскольку в их отношении налажен достаточно эффективный надзор, чего нельзя сказать о других типах организаций, работающих со средствами населения.

3.2. Перспективы развития системы страхования вкладов в РФ

В основе действия каждой системы  страхования вкладов лежит задача защиты интересов массового вкладчика, то есть лиц, не имеющих необходимых знаний и возможностей для самостоятельной оценки рисков при размещении средств. Реализация данной задачи осуществляется через гарантированную выплату вкладчикам определенной денежной компенсации (страхового возмещения) при неплатежеспособности банка.

Как показывает мировой опыт, абсолютные размеры выплат отличаются от страны к стране. Тем не менее, подходы, которые применяются в  практике страхования депозитов  для определения оптимального размера  страхового возмещения, в целом схожи. В их основу положен принцип адекватности размера возмещения уровню развития экономики страны и доходам населения, что в итоге делает систему страхования способной эффективно выполнять свои основные функции.

В настоящее время в  России предельный размер страхового возмещения по вкладам составляет 700 тыс. руб. Данный размер выплат был введен в действие 1 октября 2008 г. За прошедшее время сформировалось несколько факторов, позволяющих говорить о целесообразности корректировки размера страхового возмещения в обозримой перспективе.

1. Накопленная инфляция. В результате инфляционных процессов  реальный уровень защищенности вкладчиков снизился. По предварительным оценкам, к концу 2012 года возмещение по вкладам в эквиваленте, приведённом к 1 октября 2008 г., будет составлять около 500 тыс. руб. То есть оно девальвировалось почти на 30%.

2. Рост доходов населения.  За последние 4 года номинальные  доходы населения выросли на 50%. Это приводит к постепенному укрупнению вкладов. Так, в I полугодии 2012 года 63% притока средств в банки обеспечивалось за счет вкладов свыше 700 тыс. руб. (в 2009 году – только 40%). В результате на вклады в пределах действующего страхового возмещения приходится по объёму 54% вместо 63% в 2008 году.

3. Международный аспект.  После кризиса 2008 года во многих  странах прошло повышение гарантий  по вкладам в качестве превентивной  меры по поддержанию стабильности  банковского сектора. Повышение  страховки даёт финансовому рынку  и обществу в целом позитивный  сигнал – банковский сектор надёжен и безопасен.

На сегодняшний день уровень  защищенности вкладчиков в России существенно отстает не только от экономически развитых стран, но и от ряда стран СНГ (Азербайджан, Казахстан, Украина).

Рис. 3.2. Размер страхового возмещения в некоторых странах*

Источник: [5]

4. Общественные ожидания. По результатам социологического  исследования, проведённого в текущем году ВЦИОМ,  44% опрошенных считают целесообразным повышение страхового возмещения. При этом в Москве и Санкт-Петербурге, обеспечивающих наибольшую часть притока денежных средств в банки, эта цифра еще выше – около 70%.

Анализ структуры вкладов  также свидетельствует о востребованности повышения страхового возмещения. На протяжении последних лет наблюдается последовательный  рост средних и крупных вкладов. Доля вкладов от 400 тыс. до 700 тыс. руб., от 700 тыс. до 1 млн. руб. и свыше 1 млн. руб. постоянно увеличивается, при этом сегмент от 700 тыс. до 1 млн. рублей растет наиболее быстрыми темпами.

В результате с момента  последнего повышения суммы страхового возмещения в октябре 2008 г. отношение страховой ответственности (объема потенциальных выплат) к общей сумме застрахованных вкладов постепенно снижалось, достигнув на 1 октября 2012 г. 66,8% всей суммы вкладов (без Сбербанка – 53,4%)(см. Рис. 3.3.).

Рис. 3.3. Отношение страховой  ответственности АСВ к застрахованным вкладам.*

Источник: [5]

Вышесказанное свидетельствует  о том, что к настоящему времени  сложились предпосылки для повышения страхового возмещения.

Наряду с повышением защищенности вкладчиков данный шаг может также содействовать решению ряда смежных задач:

  • после повышения страхового возмещения можно ожидать роста всей депозитной базы и прежде всего вкладов, граничащих с новым уровнем страховки. Представляется, что в сегодняшней ситуации это будет способствовать росту долгосрочной ликвидности банковского сектора;
  • существенно упростятся ликвидационные процедуры в несостоятельных банках производства. По оценкам Агентства, увеличение размера возмещения по вкладам до 1 млн. руб. позволит вывести за рамки конкурсного производства около 67% кредиторов, что сделает процедуры банкротства более короткими и менее затратными, снизит нагрузку на арбитражные суды.

Анализ финансовых возможностей системы страхования показывает, что прогнозируемый размер фонда  страхования вкладов  позволяет  увеличить страховое возмещение в первом  полугодии  2013  года  до  уровня  не  более  1 млн. руб.

Результатом повышения страховки  станет расширение круга лиц, имеющих твердые гарантии сохранности сбережений. По оценкам к ним прибавится еще около 1 млн. человек (3% вкладчиков), на долю которых приходится 6,8% всех вкладов (862 млрд. руб.). Соответственно, доля вкладов, полностью защищенных страховкой, увеличится с 54% до 61%.

Одной из часто обсуждаемых  проблем, связанных с повышением уровня страхового возмещения по вкладам, является проблема появления так  называемого «морального риска» (moral hazard).

Теоретические исследования отмечают, что моральный риск в  страховании вкладов, в основном, проявляет себя в двух формах и  касается с одной стороны поведения  вкладчиков, а с другой - собственников  и менеджмента банков.

Во-первых, отмечается, что  защита, предоставляемая вкладчикам, может снижать их бдительность при  выборе банка, и даже подталкивать к  переводу вкладов из более надежных банков в менее надежные, но предлагающие высокую процентную ставку по вкладам.

Во-вторых, указывается, что  собственники и менеджмент банка, зная о том, что отток депозитов  маловероятен, могут принимать дополнительные риски при размещении активов, снижать уровень капитала, ликвидных резервов, чего они не сделали бы в случае контроля за их действиями со стороны вкладчиков.

До недавнего времени  в мировой практике страхования  вкладов основными механизмами, позволяющими минимизировать возможные негативные эффекты, связанные с проблемой морального риска, являлось пропорциональное страхование и система дифференцированных ставок страховых взносов, которые индивидуально рассчитываются для каждого из банков и зависят от уровня их рисков (речь идет о таком устройстве системы страхования вкладов, когда для более склонных к риску банков участие в системе страхования стоит дороже, чем для консервативных банков).

Механизм пропорционального  страхования (франшизы) предусматривает, что при наступлении страхового случая возмещению подлежит определенная процентная доля от суммы депозитов, принадлежащих одному лицу. В теоретических исследованиях отмечалось, что этот механизм стимулирует вкладчиков, сохраняющих риск утраты части своих сбережений, к более взвешенному подходу в выборе банка, исходя не только из обещания высокой процентной ставки, но и из оценки надежности банка.

Исторически пропорциональное страхование применялось в 26 странах, в  том числе в Великобритании, Венгрии, Германии, Ирландии, Эстонии, Чили, Омане и т.д.

В 2006-2008  гг. подобный принцип  выплаты возмещения по вкладам действовал и в России. Опыт работы Агентства в этот период показал, что пропорциональное страхование (особенно при значительном размере гарантий) не позволяет системе страхования вкладов решать одну из своих важнейших задач – предотвращать паническое бегство вкладчиков из банков в самые сложные для банковской системы моменты – в периоды общей финансовой нестабильности.

Информация о работе Система страхования вкладов в России и за рубежом