Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 20:10, курсовая работа
Главной целью исследования в данной работе является рассмотрение организации и функционирования системы страхования вкладов в России, в том числе с точки зрения мирового опыта, проанализировать деятельность данной системы за последние года, рассмотреть основные направления и перспективы ее развития.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СИСТЕМЫ
СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ 5
1.1. Понятие системы страхования вкладов, функции 5
1.2. Зарубежный опыт создания систем страхования вкладов 8
1.3. Модели систем страхования вкладов: США,
Великобритании Германии, Японии и их различия 13
2. ОЦЕНКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РФ 16
2.1. Создание системы страхования вкладов в РФ 16
2.2. Анализ деятельности
Агентства по страхованию вкладов 19
3. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РФ И ЗАРУБЕЖОМ 24
3.1. Международные принципы функционирования систем страхования вкладов 24
3.2. Перспективы развития системы страхования
вкладов в РФ 28
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 1. Зарубежная практика построения систем страхования вкладов
38
Что касается реалистичности целей, которые поставлены перед системой страхования вкладов, а именно – защиты прав и законных интересов вкладчиков российских банков и стимулирования привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации, то они являются вполне реалистичными. В качестве доказательства этого можно привести данные предоставленные на рисунке 1.
Рис. 3.1. Объем вкладов населения*
Источник: [5]
Следует отметить, что отказ при создании системы страхования вкладов от автоматического включения всех банков, привлекающих средства населения, и установление процедуры допуска в систему, предусматривающей, в том числе, проведение проверок банков Банком России на предмет выполнения ими законодательно установленных критериев членства, лежит в русле зарубежного опыта, рекомендованного к распространению. Сами критерии, касающиеся соблюдения банками требований к ведению учета и отчетности, выполнения обязательных нормативов, установленных Банком России, а также показателей финансовой устойчивости, оцениваемых по пяти категориям:
Возложение на ГК «Агентство по страхованию вкладов» функции корпоративного ликвидатора банков также соответствует практике, применяемой в целом ряде зарубежных стран, среди которых можно назвать США, Канаду, Корею, Японию, Филиппины, Вьетнам и многие другие. Таким образом, российская система страхования вкладов во многом схожа с наиболее передовыми системами, чей опыт признан в мире. Исключение из числа страхуемых депозитов юридических лиц, хотя и не является широко распространенной в мире практикой, тем не менее, способствует тому, чтобы субъекты рынка, чьи требования к банкам не защищаются Законом о страховании вкладов, осуществляли мониторинг финансового состояния и поведения банков, которым они доверяют свои денежные ресурсы и потоки, тем самым также заставляя банки и банкиров проводить более взвешенную с точки зрения принимаемых рисков политику.
Второй рекомендацией является описание в законе основных характеристик национальной системы страхования депозитов и формирование адекватной правовой среды, включающей эффективное законодательство, правоприменительную практику и судебную систему. Российский закон о страховании вкладов содержит детальное описание целей системы страхования вкладов, функций и полномочий органа, управляющего ее функционированием, организации деятельности этого органа – Агентства по страхованию вкладов, основных принципов и процедур, применяющихся для обеспечения выполнения задач, стоящих перед системой страхования вкладов. Если говорить о второй функции Агентства – управлении процедурами ликвидации несостоятельных кредитных организаций, то она также регламентирована законодательно – в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также в других законодательных и публичных подзаконных актах.
Что касается наличия в стране необходимой правовой инфраструктуры, то, как показывают первые два года функционирования российской системы страхования вкладов, сформированная у нас правовая система позволяет обеспечивать эффективное выполнение системой страхования вкладов возложенных на нее целей и задач. Кроме того, появление Агентства по страхованию вкладов как еще одного субъекта проведения государственной политики способствует разработке новых правовых норм и совершенствованию правоприменительной, включая судебную, практики в области ликвидации несостоятельных банков, а также защиты прав вкладчиков и других категорий кредиторов банков.
Если обратиться к третьей рекомендации, касающейся создания системы принятия надзорным органом неотложных мер, направленных на оздоровление либо своевременную ликвидацию неплатежеспособных банков, то действующее законодательство наделяет Банк России достаточно широкими полномочиями в данной области, а также содержит нормы, обязывающие Центральный банк Российской Федерации своевременно реагировать на проявление тех или иных проблем в деятельности кредитных организаций. О росте эффективности данной деятельности Банка России, на наш взгляд, свидетельствует увеличение числа банков, лишенных лицензии на право совершения банковских операций, а также присоединяющихся к другим кредитным организациям.
В то же время с передачей функции ликвидатора банков Агентству по страхованию вкладов высветился целый ряд проблем, в том числе касающихся эффективности предусмотренных действующим законодательством норм, направленных на предотвращение противоправных действий акционеров и руководителей проблемных банков по выводу активов и преднамеренному банкротству кредитных организаций.
Как показывает практика, нередко банки, конкурсным управляющим которых суд назначает Агентство, имеют значительный отрицательный реальный капитал, высокую долю неликвидных активов, занимались в течение достаточно продолжительного времени до отзыва лицензии сомнительными или противоправными операциями. Это может, на наш взгляд, служить основанием для выражения сомнений в адекватности и эффективности, существующих в настоящее время механизмов воздействия на проблемные банки.
Касаясь участия органа, управляющего функционированием системы страхования депозитов, в реструктуризации проблемных банков, следует отметить, что данный вопрос пока не получил своего разрешения, хотя возможные варианты привлечения Агентства по страхованию вкладов к работе по финансовому оздоровлению и другим формам санации банков, испытывающих финансовые трудности, рассматриваются Банком России (с участием Агентства).
Четвертая рекомендация – предусматривать не слишком большой лимит страхового возмещения в России выполняется в полном объеме.
Если
говорить о возможности включения
в систему страхования
3.2. Перспективы развития системы страхования вкладов в РФ
В основе действия каждой системы
страхования вкладов лежит
Как показывает мировой опыт, абсолютные размеры выплат отличаются от страны к стране. Тем не менее, подходы, которые применяются в практике страхования депозитов для определения оптимального размера страхового возмещения, в целом схожи. В их основу положен принцип адекватности размера возмещения уровню развития экономики страны и доходам населения, что в итоге делает систему страхования способной эффективно выполнять свои основные функции.
В настоящее время в России предельный размер страхового возмещения по вкладам составляет 700 тыс. руб. Данный размер выплат был введен в действие 1 октября 2008 г. За прошедшее время сформировалось несколько факторов, позволяющих говорить о целесообразности корректировки размера страхового возмещения в обозримой перспективе.
1. Накопленная инфляция.
В результате инфляционных
2. Рост доходов населения. За последние 4 года номинальные доходы населения выросли на 50%. Это приводит к постепенному укрупнению вкладов. Так, в I полугодии 2012 года 63% притока средств в банки обеспечивалось за счет вкладов свыше 700 тыс. руб. (в 2009 году – только 40%). В результате на вклады в пределах действующего страхового возмещения приходится по объёму 54% вместо 63% в 2008 году.
3. Международный аспект.
После кризиса 2008 года во многих
странах прошло повышение
На сегодняшний день уровень защищенности вкладчиков в России существенно отстает не только от экономически развитых стран, но и от ряда стран СНГ (Азербайджан, Казахстан, Украина).
Рис. 3.2. Размер страхового возмещения в некоторых странах*
Источник: [5]
4. Общественные ожидания.
По результатам
Анализ структуры вкладов
также свидетельствует о
В результате с момента последнего повышения суммы страхового возмещения в октябре 2008 г. отношение страховой ответственности (объема потенциальных выплат) к общей сумме застрахованных вкладов постепенно снижалось, достигнув на 1 октября 2012 г. 66,8% всей суммы вкладов (без Сбербанка – 53,4%)(см. Рис. 3.3.).
Рис. 3.3. Отношение страховой
ответственности АСВ к
Источник: [5]
Вышесказанное свидетельствует о том, что к настоящему времени сложились предпосылки для повышения страхового возмещения.
Наряду с повышением защищенности вкладчиков данный шаг может также содействовать решению ряда смежных задач:
Анализ финансовых возможностей
системы страхования
Результатом повышения страховки станет расширение круга лиц, имеющих твердые гарантии сохранности сбережений. По оценкам к ним прибавится еще около 1 млн. человек (3% вкладчиков), на долю которых приходится 6,8% всех вкладов (862 млрд. руб.). Соответственно, доля вкладов, полностью защищенных страховкой, увеличится с 54% до 61%.
Одной из часто обсуждаемых проблем, связанных с повышением уровня страхового возмещения по вкладам, является проблема появления так называемого «морального риска» (moral hazard).
Теоретические исследования отмечают, что моральный риск в страховании вкладов, в основном, проявляет себя в двух формах и касается с одной стороны поведения вкладчиков, а с другой - собственников и менеджмента банков.
Во-первых, отмечается, что защита, предоставляемая вкладчикам, может снижать их бдительность при выборе банка, и даже подталкивать к переводу вкладов из более надежных банков в менее надежные, но предлагающие высокую процентную ставку по вкладам.
Во-вторых, указывается, что собственники и менеджмент банка, зная о том, что отток депозитов маловероятен, могут принимать дополнительные риски при размещении активов, снижать уровень капитала, ликвидных резервов, чего они не сделали бы в случае контроля за их действиями со стороны вкладчиков.
До недавнего времени в мировой практике страхования вкладов основными механизмами, позволяющими минимизировать возможные негативные эффекты, связанные с проблемой морального риска, являлось пропорциональное страхование и система дифференцированных ставок страховых взносов, которые индивидуально рассчитываются для каждого из банков и зависят от уровня их рисков (речь идет о таком устройстве системы страхования вкладов, когда для более склонных к риску банков участие в системе страхования стоит дороже, чем для консервативных банков).
Механизм пропорционального страхования (франшизы) предусматривает, что при наступлении страхового случая возмещению подлежит определенная процентная доля от суммы депозитов, принадлежащих одному лицу. В теоретических исследованиях отмечалось, что этот механизм стимулирует вкладчиков, сохраняющих риск утраты части своих сбережений, к более взвешенному подходу в выборе банка, исходя не только из обещания высокой процентной ставки, но и из оценки надежности банка.
Исторически пропорциональное страхование применялось в 26 странах, в том числе в Великобритании, Венгрии, Германии, Ирландии, Эстонии, Чили, Омане и т.д.
В 2006-2008 гг. подобный принцип выплаты возмещения по вкладам действовал и в России. Опыт работы Агентства в этот период показал, что пропорциональное страхование (особенно при значительном размере гарантий) не позволяет системе страхования вкладов решать одну из своих важнейших задач – предотвращать паническое бегство вкладчиков из банков в самые сложные для банковской системы моменты – в периоды общей финансовой нестабильности.
Информация о работе Система страхования вкладов в России и за рубежом