Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и
политической структуры российского общества предметом пристального внимания
ученых и практиков стала система государственного социального страхования.
Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она
становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым
переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому -
генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой
советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-
экономическим и производным от них реалиям. В новых условиях хозяйствования
это объективно заводит в тупик всю систему социальной защиты населения,
что, как показывает исторический опыт, порождает угрозу социальной
стабильности общества.

Содержание

Введение 3


Национальная безопасность общества и социальная защита личности 5


Место социальной безопасности в общей системе национальной безопасности 6


Система социального страхования в странах Запада 7


Страхование как форма социальной защиты 7


Виды социального страхования 9


Исторические аспекты развития социального страхования в России 11


Первый этап - 11


Второй этап - 12


Третий этап - 14


Кризис экономики — кризис социальной политики 16


Развитие системы социального страхования 19


Принципы построения системы социального страхования 19


Финансирование социального страхования 22


Заключение 28


Список используемой литературы 30



Введение

Вложенные файлы: 1 файл

страхование.docx

— 95.15 Кб (Скачать файл)

контроль  за  исполнением  законов  и  за  уровнем  обеспечения   социальной

защищенности трудящихся;

      - посредничество  в области трудовых  отношений   с  целью  согласования

интересов субъектов этих отношений;

      - оказание  необходимой   целевой  помощи  наиболее  социально-уязвимым

категориям населения в рамках социальной помощи, а также финансовое  участие

в   некоторых   видах   социального   страхования,    предполагающих    долю

ответственности государства.

      Работодатели (или  предприятия):

      - участвуют в социальной  защите своих работников в   процессе  трудовой

деятельности,  а   также   в   социальном   обеспечении   при   утрате   ими

трудоспособности   или   прекращении   трудовой   деятельности    вследствие

сокращения рабочих мест, либо при  выходе на пенсию;

      - финансируют расходы  на  страховую  защиту,  а   также  на  проведение

профилактических  мер  по  предупреждению  травматизма  и   профессиональных

заболеваний.

      Работник   несет   личную   ответственность   за   свое   здоровье   и

благосостояние, платит страховые взносы и активно участвует в управлении

социальным страхованием. Право  на участие в управлении он может  реализовать

как  непосредственно,  так  и  через  представителей,   которыми   выступают

профсоюзы или другие общественные  организации,  являющиеся  посредниками  в

системе  не  только  социально-трудовых  отношений  на  производстве,  но  и

социального страхования.

      Принцип  личной   ответственности   в   рамках   системы   социального

страхования, как мы уже говорили,  с  необходимостью  дополняется  принципом

солидарности,  выражающимся  в перераспределении средств между людьми  с

разными уровнями дохода (заработка),  целью  которого  является  обеспечение

возможности получения каждым  трудящимся  достойного  уровня  поддержки  при

потере трудоспособности.

      На  основании  вышеприведенного   формулируются   основные   положения

Концепции социального страхования. [2]

      Первое положение  состоит в  том,  что  социальное  страхование  должно

разделяться на отдельные виды.  Обеспечение  страхуемых  (страхователей)  по

принципу  однородности   и   общности   интересов   способствует   повышению

эффективности социальной защиты. Это  также способствует  осознанию  важности

такой формы социальной защиты и  росту солидарности.

      Второе  положение   заключается  в  том,  что   в   основе   разделения

социального страхования на виды должны лежать  конкретные  социальные  риски

как  “функциональный  признак  защиты”,  что  повысит  адресность  защиты  и

сделает более совершенным финансовый механизм ее обеспечения.

      Третье положение   относится  к  созданию  различных   форм  социального

страхования. Учитывая разнообразие условий  труда  и  природно-климатических

зон в России, предлагается использование  трех обязательных форм  страхования

— общего, профессионального и  территориального.

      Реализация  указанных   и  иных  концептуальных  принципов   социального

страхования требует прежде всего разработки  законодательного  акта  “Основы

социального страхования в  РФ”  как  некоторого  “кодекса”  либо  “рамочного

закона”. Он должен стать базовым  для разработки и создания  различных  видов

(систем) социального страхования,  соответствующих нормативных актов.

 

 

 

                   Финансирование социального страхования

 

 

      Как свидетельствует  мировая практика, наиболее надежным  является метод

трехканального финансирования, в  том числе:

      - две трети средств,  идущих  на  компенсационные   выплаты  при  утрате

дохода наемным работником, вносится работодателем;

      -  одна  треть   —  самими  работниками,  подлежащими   страхованию,   и

государством.

      Средства госбюджета  могут направляться на выплаты  всеобщего  характера

и на обеспечение минимального уровня страховых  пособий  при  условии,  если

средств первых двух участников не хватает.  Так  устанавливается  совместная

ответственность трех субъектов страхования  за социальный риск.

      В  наиболее  общем  виде  можно  выделить   четыре   модели,   которые

различаются тремя принципиальными  положениями:

      -  распределением  финансового  бремени  между   основными   субъектами

страхования и финансовым обеспечением по социальному страхованию;

      - степенью полноты  использования “инструментария  социальных рисков”;

      - организационными  формами построения системы социального  страхования.

      Наряду с этим  остается принципиальный вопрос, который сегодня вызывает

широкие дебаты: “насколько оправдано...  освобождение  самих  страхуемых  от

уплаты страховых взносов?”. Ответ  на него дает анализ  предложенных  моделей

социальной защиты и страхования.

      Первая модель  не столь давно существовала  в СССР, но используется и   в

ряде других стран. По этой модели  финансовое  нагрузка  никоим  образом не

ложится на самих страхуемых. Значительная часть взносов  перекладывается  на

предприятия, которые при этом не приобретают никаких прав. Страховые  взносы

выполняют  роль  некоторой  “государственной  повинности”,  превращаются   в

“обязательный налог”, который предприятия, “проводя соответствующую  ценовую

политику, стремятся переложить ... на потребителей их продукции”.

      Устранение страхуемых  от уплаты страховых взносов  ведет  к  тому,  что

никакой  ответственности  они  не  несут  и  никакие  обязательства  на  них

ложатся. Есть некоторые права, к  примеру, право на  пенсию,  на  обеспечение

по инвалидности, в случае потери кормильца и некоторые др.

      Такова  модель   монопольной   государственной   системы   социального

страхования, по которой утрачивается страховой  характер  системы,  нечеткой

становится   и   ответственность   за   риск.   Ее   бюджет   сливается    с

государственным, и в итоге система страхования превращается  в систему

социального обеспечения.

      Следует  отметить,  что  при   проведении   реформ   “сверху”   угроза

возвращения к этой модели  продолжает  сохраняться.  Такую  тенденцию  могут

поддержать и некоторые слои населения,  что  обусловлено  работой  модели  в

течение длительного периода отечественной  истории.

      Организационные  формы построения такой модели, видимо, ясны и наиболее

емко могут быть обозначены как  система попечительства. Возврат  к  ней  может

не только резко ухудшить положение  с  обеспечением  социальной  защищенности

населения, но и будет способствовать деформации мотивации людей к  труду,  а

также служить серьезным тормозом при развитии рыночных отношений.

      По второй модели  страховые взносы платят и  страхователи, и страхуемые,

но инструментарий социального  риска  не  используется  в  полной  мере,  не

осуществляется строгий расчет  вероятности  наступления  страхового  случая,

накопление  страховых  средств  не  увязывается  с  ростом  обязательств.  В

сущности так сегодня организовано в нашей стране пенсионное  страхование.  К

тому же взимаемые по нему взносы направляются только  на  погашение  текущих

расходов, а будущие затраты  по пенсионному обеспечению в  расчет не  берутся.

Таким образом, организационное  построение  и  финансирование  выплат  также

мало отличается от принятых в системе социального обеспечения.

      По третьей модели  полностью используется система  социальных  рисков  и

на ее основе устанавливаются размеры  взносов по  социальному  страхованию  и

выплат при наступлении страховых  случаев. Объемы и взносов, и выплат  строго

взаимосвязаны. Согласно теории страхования  социальных  рисков  существующие

“правила  страховой  техники  дают  возможность  с   достаточной   точностью

определять,  какие   единовременные   пособия   или   выплаты   могут   быть

произведены”.  Организационная  форма  такой  модели  обладает  чрезвычайной

гибкостью.   Для   покрытия   возможного   дефицита    финансовых    средств

предусматривается   создание   специальных   резервных   фондов.    Единство

организационных принципов построения позволяет также разделять и  объединять

различные  виды  страхования  безболезненно  и  без  серьезных   технических

трудностей.

      Устойчивость такой  модели определяется за счет  органичного  сочетания

интересов как застрахованных, так  и страхователей.  Модель  содержит,  таким

образом, внутренние резервы своего  совершенствования,  ибо  предусматривает

представительство всех субъектов  системы страхования в  системе  управления.

Кроме  того,  использование  личных  счетов  страхуемых  повышает   как   их

заинтересованность в  страховании,  так  и  ответственность  за  собственное

здоровье и  условия  труда.  Возможность  накопления  страховых  средств  на

личных счетах увеличивает реальную защищенность трудящихся.

      Страховой  принцип   избавляет  работающих  граждан   от   иждивенческих

настроений,  помогает  им  осознать,  что  бесплатных  социальных  услуг   и

социальной помощи  в  природе  не  бывает,  что  их  необходимо  заработать.

Накопительный  принцип,   позволяя   инвестировать   средства   в   развитие

производства, оказывается выгодным и для экономики, и для страхуемых.

      Бюджет  социального   страхования  зависит   от   необходимого   объема

обеспечения социальной защиты трудового  населения, который  в свою  очередь

определяется численностью  наемных  работников  и  состоянием  их  здоровья,

природно-климатическими и  экологическими  условиями  работы  и  проживания,

национально-культурными  особенностями  и  др.  Часть   ответственности   за

перечисленные  факторы  ложится  и  на  государство,  что  влечет  за  собой

появление  государственных  финансовых  обязательств.  Поэтому  в  некоторых

случаях возможно частичное государственное финансирование  отдельных видов

социального страхования или реализация соответствующих  социальных  программ

в рамках страхования.

      В  основе  такой   модели  лежит  принцип,  согласно  которому  размеры

страховых взносов зависят от доли  ответственности  за  страховые  риски.  В

организационном построении модели учтены интересы  всех  участников  системы

социально-трудовых  отношений,  соответственно  представленных   в   системе

социального страхования. При принятии решений предусмотрены  демократические

формы согласования интересов.

      Функционирование  системы социального страхования,  независимо от  того,

какая модель принимается к реализации, основано  на  финансовом  обеспечении

оказываемых по нему услуг. Для этого  определяются источники  финансирования,

в качестве которых выступают или могут выступать:

      - страховые взносы  страхователей  —  работодателей   и  лиц,  занятых

        индивидуальной  трудовой деятельностью;

      - страховые взносы  страхуемых — трудозанятых граждан;

      - средства, возмещаемые  страхователями (штрафы, пени и т.д.);

      -  прибыль,  возникающая   в   результате   коммерческого   управления

        средствами  социального страхования;

      - средства госбюджета;

      - инвестиции в  страховую деятельность;

      - различного рода  пожертвования от юридических  и физических лиц;

      - другие источники,  не запрещенные действующим законодательством.

      Формы, виды и  размеры финансирования могут  быть неодинаковыми. В целом

предполагаются три основных  источника  финансирования  системы  социального

страхования: бюджет, предприятие  и каждый работник в отдельности.

      И в прошлом,  и сегодня имеется только один  субъект  финансирования  —

государство. Фактически основным  источником  выступало  предприятие  и  все

работающие, средства которых отчуждались и передавались в распределительную

систему. Одним из недостатков такой  системы  было  неучастие  предприятий  и

работников  в  деятельности  системы   социальной   защиты   и   социального

страхования.

      Бюджет   предполагает   финансирование   всей   системы    социального

обеспечения (в большей доле) и  части  системы  социального  страхования  (в

меньшей доле). Этими средствами распоряжается  специально созданный  фонд,  в

частности, пенсионный,  занятости,  страхования в экстремальных условиях,

социального  страхования  по  временной  нетрудоспособности.  Понятно,   что

средства бюджета составляют также  деньги  работающих  —  налогоплательщиков,

но отчуждаются эти деньги в  бесспорном порядке согласно закону о  социальной

защите, т.е. с разрешения работающих и всех граждан,  которые  передали  эту

функцию   законодательному   органу.   Вторым   источником   финансирования,

безусловно, остаются  средства  страхователей,  составляющие  основную  долю

поступлений в систему социального  страхования.

      В фонды социального   страхования  перечисляется   определенный  процент

Информация о работе Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения