Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:03, курсовая работа
В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и
политической структуры российского общества предметом пристального внимания
ученых и практиков стала система государственного социального страхования.
Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она
становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым
переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому -
генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой
советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-
экономическим и производным от них реалиям. В новых условиях хозяйствования
это объективно заводит в тупик всю систему социальной защиты населения,
что, как показывает исторический опыт, порождает угрозу социальной
стабильности общества.
Введение 3
Национальная безопасность общества и социальная защита личности 5
Место социальной безопасности в общей системе национальной безопасности 6
Система социального страхования в странах Запада 7
Страхование как форма социальной защиты 7
Виды социального страхования 9
Исторические аспекты развития социального страхования в России 11
Первый этап - 11
Второй этап - 12
Третий этап - 14
Кризис экономики — кризис социальной политики 16
Развитие системы социального страхования 19
Принципы построения системы социального страхования 19
Финансирование социального страхования 22
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Введение
страховых взносов, устанавливаемый субъектами по согласованию. Для
обеспечения координации деятельности всей системы социального страхования,
а также для проведения различных мероприятий республиканского уровня,
выполнения программ социального страхования фонды перечисляют в федеральный
фонд определенный процент от получаемых ими средств также по согласованию
между всеми фондами социального страхования.
Средства социального страхования, отчуждаемые на законном основании,
становятся собственностью застрахованных и не подлежат изъятию. Они не
могут быть использованы вне системы социального страхования, не облагаются
налогами и с них не производится никаких отчислений.
Средствами социального
страхования управляют
страховые кассы. Для устойчивости функционирования системы соцстраха в
субъектах образуются резервные средства. Субъекты осуществляют
финансирование всего
сумм и пособий и заканчивая обеспечением мероприятий по оздоровлению и
реабилитации трудящихся, членов их семей. Из средств социального
страхования производится покрытие расходов на текущую деятельность
субъектов по обеспечению социального страхования и социальной помощи.
Для большей устойчивости в системе рыночных отношений фондам и
страховым кассам предоставляется право коммерческого управления средствами
социального страхования, но при условии направления большей части
получаемой прибыли в систему социального страхования. Под коммерческим
управлением понимается и участие фондов в коммерческих видах страхования, и
вложение средств в коммерческие банки, и различные виды деятельности,
приносящие прибыль, кроме запрещенных законодательством. Страховые кассы
вправе на этих же условиях вкладывать средства в развитие своего
предприятия.
Одним из важных является вопрос об участии средств госбюджета в
системе социального страхования. С одной стороны, отказ от бюджетного
финансирования части расходов по социальному обеспечению в системе
социального страхования будет означать либо увеличение доли взносов
страхователей-работодателей (с чем они могут не согласиться), либо
невозможность возмещения застрахованным 100% утраченного заработка. Но
фактом участия средств госбюджета создается прецедент вмешательства
государства в финансовую деятельность
системы социального
С другой стороны, государство в виде различных налогов так или иначе
производит отчисление в госбюджет, в том числе и на нужды социального
страхования. Другое дело, что финансирование этой статьи расходов
государство осуществляет по остаточному принципу, бюджетный дефицит сегодня
не позволяет удовлетворять в должной мере многие социальные потребности
нашего общества. Поэтому создателями моделей финансирования социального
страхования предлагаются два альтернативных варианта возмещения ущерба при
наступлении страховых случаев и временной утрате трудоспособности.
Вариант 1. Утраченный
заработок возмещается в
заработка или совокупного дохода застрахованного, в том числе 73% — из
дохода предприятия и 7% — из накопленных средств застрахованного.
Оставшаяся часть (20%) может возмещаться из средств либо госбюджета, либо
социального страхования, накопленных за счет коммерческого управления (или
же из средств фондов).
Отказ от средств госбюджета, а также отсутствие достаточных средств на
первых порах, пока не произойдет становление системы социального
страхования, позволит возмещать лишь установленный минимум.
Вариант 2. Страховые возмещения составляют 75% — минимальное страховое
возмещение, в том числе из средств предприятия выплачивается 55% от
означенной суммы и 25% — из средств госбюджета, оставшаяся до 100% часть
распределяется между
Размер минимального
возмещения утраченного
средневзвешенная величина от выплачиваемого ранее возмещения, когда ее
размер зависел от стажа работающего.
Возмещение ущерба производится страховыми кассами предприятия.
Средства предприятия и застрахованных у предприятия не изымаются, а
переходят в статью расхода по социальному обеспечению в системе социального
страхования. Предприятие при этом не вправе использовать эти средства на
собственные нужды, и только страховые кассы могут использовать их в
коммерческих целях.
Средства застрахованного, выделенные в отдельную статью доходов,
накапливаются и впоследствии могут использоваться им в системе социального
страхования даже на самые экзотические потребности, как, например, на
пластические операции, на исключительно дорогостоящие медицинские
процедуры, на лечение и отдых в санаториях и на курортах с семьей в любых
точках земного шара и др.
Включение средств застрахованного в статью источников, на первый
взгляд, представляется спорным. Некоторые расценивают это как ущемление
прав работника. При более внимательном рассмотрении выявляются существенные
преимущества данного
Во-первых, работник
включается в систему
только как субъект защиты, но и как полноценный ее участник. Отчисление
доли своего заработка заставит работника экономить средства и осуществлять
контроль за их расходованием. Средства работника остаются его личными
средствами, на них не производится никаких начислений и впоследствии он
сможет использовать их по своему усмотрению, но в рамках системы
социального страхования.
Во-вторых, если работник не принимает финансового участия в системе
социального страхования, то она приобретает в его глазах отвлеченный
характер. В этом случае система
социального страхования
и подобию “старой”, когда работники даже не знали, что они являются
застрахованными, а выплаты и пособия получали как благодеяние, часто не
задумываясь об их источниках.
При перечислении определенного процента средств социального
страхования в фонды эти средства остаются на счетах фондов, открытых на имя
каждого страхователя. Неизрасходованные в текущем бюджетном году средства
поступают в распоряжение страхователей, которые, не изымая их из фондов,
направляют на обеспечение потребностей застрахованных. Этим обеспечивается
принцип возвратности неизрасходованных средств. Фонды социального
страхования могут получать доходы за счет не только коммерческого
управления средствами, но и контрольно-ревизионной деятельности и
производимых с ее помощью взысканий в виде штрафов, пени и других
регрессивных мер.
Размер отчислений строго определен законом о социальном страховании и
не может быть изменен. Исходя из принципа социального страхования, т.е.
возмещения утраченных средств при наступлении страхового события,
предприятия или работодатели платят не всю сумму возможного страхового
возмещения, а только страховые взносы, которые и формируют страховой фонд.
При нехватке средств у предприятия разницу выплачивает (в долг) страховой
фонд.
В целом приведенная схема финансового управления средствами системы
обязательного социального страхования имеет большие преимущества перед
ранее существовавшей. В новую систему включены элементы добровольного
коммерческого страхования. Построение системы соцстраха на независимой от
государства и иных структур основе, выстраивание взаимоотношений субъектов
с учетом заинтересованности, взаимоуважения интересов делают ее
эффективной, а ее функционирование и развитие — согласованным с
общественными условиями.
Потребность в социальном страховании возникает на определенном
историческом этапе экономического и социального развития общества. Анализ
истории развития социального страхования в России показал, что его формы и
задачи меняются в соответствии с социально-политической и экономической
ситуацией в обществе. Это относится в равной степени и к нынешнему
переходному этапу развития страны.
В настоящее время,
скорее всего, невозможно
социального страхования, которая могла бы быть применима в будущем
российском обществе. По всей видимости, сегодня можно говорить только о
модели социального
ее использования и
должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои
специфические задачи. При это ни зарубежный, ни отечественный опыт не может
быть использован, по крайней мере в полной степени, поскольку каждая страна
всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную, в
большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального
страхования.
“Еще совсем недавно многие ученые утверждали, что именно
разгосударствление системы
рыночной стихии сделают ее более современной. Но именно переходный период
требует безусловно большего участия государства в социальном страховании,
именно в переходный период государство выступает самым главным
страхователем. Сегодня это уже понятно. И только то, что государство
сегодня сохранило большое влияние, в том числе и финансовое, на систему
социального страхования в стране, помогло системе в целом более или менее
успешно решать свои задачи.” [1] Конечно, при этом нельзя закрывать глаза и
на те большие издержки, которые допускаются при государственном
регулировании системы социального страхования и на которые вполне
справедливо указывают многие ученые и публицисты.
Социальное страхование
имеет специфическую
природой страхования, а именно: создание механизма возмещения убытка при
возникновении страхового случая и обеспечения дохода, невосполнимого
другими способами. Но это не простое вспомоществование, как при социальном
обеспечении. Возмещение предполагается только при наступление страхового
случая и участие гражданина
в системе социального
Важнейшим в реформировании
социального страхования
законодательной базы социального страхования, современной нормативной
правовой базы, регулирующей правовые, экономические и организационные
основы государственного социального страхования, и соответствующей системы
управления.
Сегодня почти полностью изменились принципы распределения
общественного продукта, и в связи с этим изменилась и роль государства в
деятельности системы социальной защиты, и все в меньшей степени ее
деятельность обеспечивается за счет госбюджета. Государство, в лице
правительства, имеет право непосредственно контролировать деятельность
всероссийского фонда. Но обязанностей у него значительно больше: проведение
единой политики в области социального страхования, оказание поддержки
системе социального страхования, осуществление ее судебной защиты,
отчисление в систему
Социальное страхование, охватывает преимущественно трудозанятое
население, что ведет к ограничению круга людей, получающих поддержку.
Должна быть хорошо развита система социальной защиты, которая включала бы
еще один важный элемент — предоставление услуг и выплат в рамках социальной
помощи. Только при эффективной работе этих двух форм социальной защиты и
может быть достигнута цель, ради которой они создаются.
Но необходимо четко представлять, что социальные пособия, или
вспомоществование, и социальное страхование это различные формы социальной
защиты населения как
в рамках этих форм по-разному решаются многие вопросы социальных гарантий,
в том числе и финансовые.
Список используемой литературы
1. Бугаев Ю.С. О некоторых
Информация о работе Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения