Страхование грузов и пути его развития (на примере ЗАСО «Белнефтестрах»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 20:15, дипломная работа

Краткое описание

В процессе работы выполнены следующие исследования: изучено экономическое содержание и назначение транспортного страхования грузов, проанализирован рынок страхования грузов в РБ, внесены предложения по его совершенствованию. Методом исследования является структурный анализ современного состояния рынка страхования грузов.
В процессе работы широко применялись общенаучные методы и приемы, а именно: анализ и группировка, экономика-статистические сравнения, системный подход и др.

Вложенные файлы: 29 файлов

Моя практика.doc

— 132.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

о мтб валюта.doc

— 290.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

практика Зубок.doc

— 201.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

практика Ковалева.doc

— 352.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРЕЗИНТАЦИЯ.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРЕЗИНТАЦИЯ.shs

— 675.50 Кб (Скачать файл)

Приложение А.doc

— 49.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.doc

— 35.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение в.doc

— 23.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение в одна таблица.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложение г.doc

— 51.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

1_1.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Помимо него, существуют и другие методы формирования и использования фондов, которые по своей экономической сущности выполняют функции страховых фондов. Эти методы могут быть централизованными и децентрализованными.

Централизованный метод связан с прямым законодательным выделением из национального дохода и национального богатства страны определенных финансовых резервных и, в том числе, страховых фондов. Централизованным методом формируются, в частности, резервные фонды государственных бюджетов, валютные резервы и золотой запас государства.

В страховании также применяется  централизованный метод. Как правило, это происходит в случае формирования государством страховых фондов как фондов социальной поддержки за счет обязательных платежей физических и юридических лиц. Необходимость в таких фондах очевидна, так как возможности государства в оказании социальной помощи весьма ограниченны, а в условиях рыночной экономики государство и не ставит цели всесторонней опеки своих граждан. Средства этих фондов используются в строгом соответствии с установленными нормативами и при наличии определенных предпосылок. К примеру, целевой внебюджетный «Фонд социальной защиты населения» своей главной задачей имеет финансирование расходов по выплате государственных пенсий, пособий и других социальных выплат в соответствии с законодательством Республики Беларусь о социальном страховании.

Децентрализованный метод заключается  в создании страховых фондов самими хозяйствующими субъектами (в первую очередь объединениями и предприятиями сферы материального производства, а также в сельском хозяйстве) для возмещения локального ущерба и покрытия различных убытков. Создание таких фондов осуществляется предприятиями в добровольном порядке, но иногда — и обязательном. Так, в соответствии с законодательством обязательные резервные (страховые) фонды должны образовывать кредитные учреждения всех форм собственности. Эти фонды используются хозяйствующими субъектами децентрализованно. На отношения подобного рода, как и на отношения по государственному социальному страхованию, нормы Закона "О страховании" не распространяются. Для компенсации ущерба страховые фонды могут создаваться и самими гражданами в индивидуальном порядке в виде личных накоплений. Однако в ситуации возникновения ущерба, связанного с крупными рисками, таких накоплений часто не хватает.

Самый надежный способ компенсации  ущерба -это участие юридических  и физических лиц в страховых фондах, создаваемых специализированными страховыми организациями (страховщиками) методом страхования. Сформированный страховой фонд становится, по сути, системой запасных и резервных фондов, источниками которых выступают соответствующие элементы, входящие в страховые тарифы, а также часть прибыли страховой организации.

Тем не менее объективные условия использования именно страхового метода для защиты от непредвиденных неблагоприятных событий проявляются в полной мере лишь тогда, когда государство лишено возможности широкого маневрирования финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов. Имущественная обособленность хозяйствующих субъектов есть объективное условие страховой защиты с помощью метода страхования.

По своему материальному содержанию страхование представляет собой целевые денежные (материальные) фонды, необходимые для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

В страховании участвуют как  юридические, так и физические лица, и для реализации экономических  страховых отношений на практике они должны стать страховыми правоотношениями. Это становится возможным при наличии страхового права, то есть совокупности норм поведения участников страховых правоотношений, установленных государством [21, с. 10].

Правоотношения, связанные с проведением  страхования, можно разделить на две группы. В первую входят правоотношения, регулирующие собственно страхование, то есть процесс мобилизации, распределения и использования страхового фонда. Во вторую — правоотношения, регулирующие организацию страхового дела, то есть финансово-хозяйственную деятельность страховщиков, их взаимосвязь с бюджетом, банками, органами государственного управления и др.

И та, и другая группа правоотношений регулируется нормами нескольких отраслей права, в частности гражданского и финансового.

Гражданское право регулирует договорные отношения между страховщиками, страхователями, посредниками (страховыми агентами и страховыми брокерами) и другими организациями.

Финансовое право — отношения, основанные на государственно-властных предписаниях. Финансовые правоотношения складываются между  [21, с. 11]:

- государством (в лице правительства) и Комитетом по страховому надзору при Министерстве финансов Республики Беларусь по поводу организации государственного надзора за страховой деятельностью;

- Комитетом по страховому надзору при Министерстве финансов Республики Беларусь и страховыми организациями по поводу организации и лицензирования страховой деятельности;

- Комитетом по страховому надзору при Министерстве финансов Республики Беларусь и страховыми организациями по поводу порядка инвестирования свободных финансовых ресурсов последних, создания ими страховых резервов по накопительным и рисковым видам страхования, соответствия нормативного размера соотношения активов страховщика принятым страховым обязательствам и пр.;

- Комитетом по страховому надзору при Министерстве финансов Республики Беларусь и страховыми брокерами по поводу лицензирования и организации деятельности страховых брокеров;

-  правительством и Белорусской государственной страховой организацией по поводу обязательного страхования;

- государством (в качестве страховщика) и отдельными категориями граждан по поводу обязательного государственного страхования и др. Все сказанное выше позволяет рассматривать страхование не только как экономическую, но и как юридическую категорию. Как юридическая категория страхование выступает формой обеспечения обязательств в хозяйственном и гражданско-правовом обороте.

Реализация обязательств осуществляется через систему финансовой компенсации в случае неблагоприятных обстоятельств в обмен на преимущественно регулярную уплату небольших денежных сумм (страховых премий), из которых формируется страховой фонд. Средства этого фонда вкладываются уполномоченным на то лицом (страховщиком) в приносящие доход активы, и в этом аспекте страхование является видом предпринимательской деятельности.

Институт страхования  представляет собой, с одной стороны, особую группу экономических отношений  между физическими и юридическими лицами. А с другой стороны - определенную группу организационных структур, специализирующихся на предоставлении страховых услуг. Финансово-хозяйственная деятельность страховой организации должна организовываться таким образом, чтобы приносить прибыль, и в этом контексте институт страхования выступает элементом рыночных отношений таким же, как кредит, товар и т. д.

Объем страховой ответственности при перевозке грузов разнообразен. Основные риски можно сгруппировать по критериям в зависимости:

- от вида транспорта, где риски обусловлены техническими  особенностями состоянием транспортных  средств, квалификацией экипажа, наличием и техническим состоянием погрузо-разгрузочных средств и т.д.;

- топографических и  временных условий перевозки;

- характеристики груза  и условий его транспортировки.

Страховые случаи в страховании грузов классифицируются следующим образом.

Во-первых, это  результат стихийного бедствия, проявления природных сил: землетрясения, наводнения, урагана, оползня и т. д. Все эти риски, являющиеся

следствием  действия природных сил, относятся к категории непредвиденных обстоятельств. В абсолютном большинстве случаев страховщик отвечает за их последствия — гибель, повреждение, пропажу объектов страхования. В то же время происходящие естественные процессы, например физико-химические — усушка и т. д., договорами страхования исключаются из покрытия, следовательно, ущерб от них не возмещается страховщиком.

Страховые случаи второй категории — это результат противоправной человеческой деятельности. Они определяются как риск, исходящий от третьих лиц. Последними по отношению к страхователю и страховщику выступают лица, осуществляющие перевозку грузов: представители транспортных, экспедиторских, складских организаций; а также лица, не имеющие отношения к перевозке грузов, -   злоумышленники, участники военных действий и трудовых конфликтов. Здесь вероятность наступления страхового случая может быть различной.

Суть договора страхования — гарантировать  страхователю защиту от наступления случайных непредвиденных обстоятельств. Поэтому из всех условий страхования исключаются убытки от гибели и повреждения грузов, вызванные нарушениями условий транспортировки, упаковки, складирования вследствие соответствующих действий грузоотправителя или его представителей.                         Исключаются из страхового покрытия традиционные форс-мажорные обстоятельства. Эти виды исключений, как правило, относят к безусловным, которые страховщик не берет на свою ответственность и за дополнительную страховую премию. Не возмещаются также косвенные убытки страхователя, кроме тех случаев, когда по условиям договора такие убытки подлежат возмещению в порядке общей аварии.

В зависимости  от характера убытков и принципов  их распределения между участниками, выделяют  общую аварию и частную аварию. Убытки общей аварии распределяются между всеми участниками транспортной перевозки. Для того чтобы убыток был признан общей аварией, необходимо, чтобы все действия, явившиеся причиной убытка, были преднамеренными, разумными, чрезвычайными и преследовали цель спасения груза, судна и фрахта от общей для них опасности. Убытки общей аварии распределяются между транспортным средством, грузом и фрахтом пропорционально их стоимости. Расчет по определению общей аварии называется диспашей и составляется по заявлению заинтересованных сторон специалистами, называемыми диспашерами. Взносом по общей аварии  называется денежная сумма, истребуемая владельцем транспортного средства, либо от его имени диспашером у грузовладельца в качестве обеспечения уплаты его доли в общеаварийных расходах.

Если при  анализе аварии выявится отсутствие хотя бы одного из перечисленных выше условий, убыток будет признан частной аварией. Убытки частной аварии падают на владельца поврежденного имущества или на того, кто ответственен за их  причинение.

Круг рисков, убытки от которых возмещаются страховщиком или, наоборот, которые исключаются из договоров страхования, чрезвычайно широк, они определяются по взаимной договоренности сторон договора.

Правила страхования  определяют объем ответственности  страховщика, период его ответственности, а также порядок заключения договора страхования и порядок действий страхователя и страховщика после наступления страхового случая. Таким образом, договор страхования должен содержать следующие реквизиты:

-   название  документа;

-   название  и адрес страховщика;

-   фамилию,  имя, отчество или название страхователя и его адрес;

-   объект  страхования;

-   размер  страховой суммы;

-   перечень  страховых случаев;

-   размер  тарифа, размер страховых взносов  и сроков их уплаты;

-   срок  действия договора;

-   порядок  изменения условий и прекращения действия договора;

- права и  обязанности сторон и ответственность  за невыполнение или ненадлежащее  выполнение условий договора;

-   другие  условия по соглашению сторон;

-   подписи  сторон.

В заявлении, кроме обязательных реквизитов, требуется указать номер и дату договора купли-продажи или договора поставки. После того как определено, кто и за чей счет осуществляет страхование, возникает вопрос о сведениях необходимых для страховщиков непосредственно по грузу. Страхователь обязан в соответствии с данными по договору купли-продажи указать в письменном заявлении страховщику:

    1. точное название, род упаковки, число грузовых мест и вес (брутто и нетто)   груза;
    2. номера и даты транспортно-распорядительных документов (коносамент,               накладные);
    3. способ отправки груза (контейнер, навалом, насыпью, наливом, |в трюме или на палубе);
    4. пункты отправления, перегрузок и назначения груза;
    5. страховую сумму;
    6. условия страхования, выбранные из правил страхования страховщика, которому адресуется заявление на страхование;
    7. условия расчетов (наименование плательщика, форма расчетов — наличные, банковские перечисления).

Сведения  о грузе, указываемые в заявлении, могут носить предварительный и окончательный характер, соответственно заявление на страхование может быть предварительным и окончательным. Договор страхования заключается на основании окончательных данных. Окончательные сведения об отправке должны представляться страховщику до начала отгрузки.

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

задание на дипломную работу.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРЕЗИНТАЦИЯ_1.doc

— 159.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

презинтация текст.doc

— 40.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ А_1.doc

— 47.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б_1.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ В_1.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ Г_1.doc

— 50.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д.doc

— 49.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ПРАКТИКА.doc

— 370.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Страхование грузов и пути его развития (на примере ЗАСО «Белнефтестрах»)