Проанализировав современное
состояние рынка страхования
грузов Республики Беларусь можно сделать
вывод, что страхованием грузов занимается
большинство страховых компаний,
но, как правило, объем собранных ими страховых
премий незначителен (1,55 % в 2005 году). В
основном страхуются грузы, перевозимые
по железной дороге (40% от общего объема
договоров страхования грузов) или автомобильным
транспортом (тоже 40%). На долю морского
и авиационного способа транспортировки
остается, соответственно, по 10%. Все крупные
белорусские страховщики строят свои
продукты на базе трех традиционных международных
договоров страхования грузов. Наиболее
популярным и универсальным является
страхование «с ответственностью за все
риски» и его стоимость на белорусском
рынке составляет 0,1 – 1,5% от стоимости
груза, что на 25-35% дороже страхования «без
ответственности за повреждения». На рынке
страхования внутренних перевозок складывается
следующая ситуация: несмотря на обострение
конкуренции на рынке страхования в целом,
в страховании грузов конкуренция практически
отсутствует. Все страхуемые грузоперевозки
распределены между основными операторами
рынка. Белорусские продавцы и покупатели
предпочитают страховать исключительно
экспортно-импортные операции, заботясь
больше о трейдинговых рисках, чем о транспортных,
и лишь только ряд крупных компаний страхуют
внутренние грузоперевозки. В большинстве
случаев грузоотправители надеются на
страховку ответственности, которая есть
у перевозчика, и пренебрегают собственной
страховкой груза. Тормозом для развития
страхования грузов также является и криминализация
страхового рынка, параллельно с развитием
страхования развивается вовлечение в
него как мелких, так и крупных мошенников.
На основе анализа, проведенного
в работе о состоянии страхования
грузов в нашей стране, можно сделать
следующие выводы :
- Белорусские страховщики предоставляют услугу по страхованию грузов достаточно полно и качественно.
- Страховые тарифы не сильно отличаются от европейских, но работа в области снижения ставок должна все таки производиться.
- Объем поступивших страховых взносов по данному виду страхования, к сожалению, уменьшается.
- Страхование грузов замещается таким видом страхования как CMR-страхование.
- Наблюдаются монопольные тенденции в области страхования экспортно-импортных закупок за счет средств бюджета.
- Недостаток в наличии нормативных актов, регулирующих интересы сторон при страховании грузов во внешнеэкономической деятельности.
Все самые необходимые и возможные пути совершенствования
данного вида страхования, которые должны
быть предприняты на современном этапе,
для продвижения данного вида услуги на
нашем страховом рынке, это:
- укрепление устойчивости и платежеспособности страховых организаций путем увеличения минимального размера уставного фонда и собственного капитала;
- наладить тесное сотрудничество с частными охранными фирмами для снижения вероятности кражи или повреждение груза в результате противоправных действий третьих лиц во время перевозок на дальние расстояния;
- сбор статистической информации по данному виду страхования, привлечение актуариев к расчету тарифов и их обоснованию;
- принятие правительством постановлений об отнесение страховых взносов организаций на себестоимость продукции (работ, услуг);
- развитие страховыми компаниями собственной внутренней разветвленной региональной сети по оценке ущерба при наступлении страхового случая, а также развитие независимых аварийно-комиссарских и сюрвейерских компаний для осмотра поврежденного имущества, оперативности расследования обстоятельств наступления страхового случая;
- продвижение добровольного страхования грузов на рынок посредством страхового маркетинга;
- разработка и утверждение правил крепления груза при перевозках;
- предоставление комплексного страхового пакета услуг, в который будет входить и транспортное страхование грузов.
И лишь только тогда можно
стать частью цивилизованного мира,
где страхование является одним
из самых важнейших аспектов деловой
активности компаний, работа которых сопряжена с множеством рисков.
А это означает, что страховые организации
будут играть заметную роль в деятельности
практически всех компаний и частных лиц,
профессионально занимающихся перевозками
грузов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Авчинкин Д.В. Международные перевозки: правовые аспекты перемещения грузов и пассажиров. Мн.: Амалфея, 1999. 298 с.
- Ахвледиани Ю.Т. Имущественное страхование: Учеб. пособие. М.: Изд-во Рос. экон. Акад. Им. Г.В. Плеханова, 2001.151 с.
- Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Страхование. СПб: Питер, 2001. 256 с.
- Вильковский М. Без страховки? Значит без груза // Рэспублика. 1998. №5. 15 с.
- Гражданский кодекс Республики Беларусь: с комментариями к разделам. /Коммент. В.Ф.Чигира 2-ое издание. Мн.:Амалфея,1999
- Гнесева Е. Страхование грузов // Планово-экономический отдел. 2004.№8.С.106-111
- Грачев Ю.Н. Транспортировка товаров при экспортно-импортных операциях: Практическое пособие. М.: АО«Мострансэкспедиция», 1995. 192 с.
- Данные Главного управления страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь
- Демидова Н.Н. Основы страхования: Учебное пособие. Могилев: Изд-во: Могилевского гос. Ун-та, 1999. 122 с.
- Главное управление страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь. Отдельные показатели деятельности страховых организаций Республики Беларусь на 1 января 2007 год // Страхование в Беларуси.2007.№ 3 С.8-10
- Ефимов С.Л. Морское страхование. Теория и практика: Учеб. М.: РосКонсульт, 2001. 448 с.
- Журавлев Ю.М. Страхование во внешнеэкономических связях. М.: «АНКИЛ», 1993. 74 с.
- Журавлев Ю.М. Справочное пособие по рассмотрению претензий, связанных со страхованием экспортно-импортных грузов. М.: «АНКИЛ»,1992. 140 с.
- Закон Республики Беларусь от 3 июня 1993г. № 2343-122 «О страховании»
- Казанцев С.К. Основы страхования: Учеб.пособие. Екатеринбург: изд. ИПК УГТУ,1998. 101 с.
- Карбанович И.И. Международные автомобильные перевозки. Мн.: Юникап, 2001. 216 с.
- Коваленко И.Н. Правовое регулирование в Республике Беларусь: Учеб. Пособие. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 1999. 304 с.
- Комплексная модель страхования ответственности автоперевозчиков, осуществляющих междугородние и международные перевозки грузов // Страхование в Беларуси. 2007. №2. С. 18-20.
- Кретов И.И. Логистика во внешнеторговой деятельности: Практ.пособие. М.: Дело и Сервис, 2003.191с.
- Крутик А.Б., Никитина Т.В. Организация страхового дела: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям. СПб.: Изд. дом Бизнес-пресса, 1999.302с.
- Лежнев Н. Роль и значение независимой экспертизы в международных перевозках// Компас экспедитора и перевозчика. 1999. №6. С.10-13.
- Медведков В.К. Страхование на транспорте // Главный бухгалтер. Транспорт. 2007. №1. С.47-51.
- Международные правила по толкованию терминов «Инкотермс» (редакция 2002г.)
- Наливайский В.Ю. Актуальная тема // «Страховое дело», март 2008 №3.С.12-15.
- Опыт практической деятельности/ Под ред. Кругляка В.П. Москва: Издательский дом Русанова, 1996. 32 с.
- Основы страховой деятельности/ Под ред. Федоровой Т.А. Москва: «БЕК», 2007. 870 с.
- Правила страхования БРУСП «Белгосстраха» с внесенными изменениями.
- Плешков А. Роль упаковки при транспортировке грузов или как избежать транспортных убытков по застрахованным грузам // Страховое ревю. 1999. №7. С.17-19.
- Правила добровольного страхования грузов №3 от 24 февраля 2004 года, (ЗАСО «Белнефтестрах»).
- Рыбаков В.М. Транспортное страхование грузов во внешнеторговых операциях. – Мн.: ПКФ «Экаунт», 1994. 32 с.
- Разумович Т. Страхование в международных перевозках // Компас экспедитора и перевозчика. 2007. №2.C.15-20.
- Савин В.И. Перевозки грузов железнодорожным транспортом: Практ. Пособие М.: Дело и Сервис, 2006. 150 с.
- Структура поступления страховых взносов и страховых выплат на 1 января 2007 года // Страхование в Беларуси. 2007. №3. С.9-10.
- Скамай Л.Г. Страхование: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2003. 160с.
- Спелтухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учеб. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. 312 с.
- Сплетухов Ю.А. Проблемы развития страхования имущества // Финансы и кредит. 2001. №4.С. 57-60.
- Страхование во внешнеэкономической деятельности. / Под ред. Л.Е. Стровского. М.: ЮНИТИ, 1999. 298 с.
- Страхование автотранспортных рисков: Учеб. Пособие/ Е.В. Погорелов, А.Г. Позняк, В.В. Тулинов и др. М.: Финансы, 1995. 224 с.
- Страховое дело: Учеб./ Под ред. Л.И. Рейтмана. М.: Финансы и статистика, 1992. 151 с.
- Страховое дело: Учеб. Пособие. / М.А. Зайцева, Л.Н. Литвинова, А.В. Урупин и др.; Под общей ред. М.А. Зайцевой, Л.Н. Литвиновой. МН.: БГЭУ, 2001. 286 с.
- Страхование имущества // Страхование в Беларуси. 2006. №4. C.16-17.
- Структура поступлений страховых взносов и страховых выплат на 1 января 2007 года // Страхование в Беларуси.2007. №3. С.13-14.
- Теория и практика страхования: Учеб пособие. / Под общей ред. К.Е. Турбиной. М.: Анкил, 2003. 704 с.
- Финансовые и бухгалтерские документы ЗАСО «Белнефтестрах».
- Шахов В.В. Страхование: Учеб. М.: Страховой полис- ЮНИТИ, 1997. 311 с.
- Шихов А.К. Страхование: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000. 421с.
- Шмелев А. Груз проблем страхования грузов // Белорусский страховой бюллетень. 2002.№3 (15). С.6-7.
- Сайт Страхование 2000 //www.insurance2000.ru
- Cайт Белброкер //www.belbroker.com
- Сайт Белгосстрах //www.belgosstrakh.by
- Сайт ЗАО «АльВеНа» //www.alvena.by
- Сайт ЗАСО «Таск» //www.task.by
- Сайт ЗАСО «Белнефтестрах» //www.beloilstrakh.by
Приложение Д.
Данные о структуре
поступлений страховых взносах
и выплат страхового возмещения страховых
компаний на страховом рынке Республике
Беларусь на 1.01.2008 года.
Наименование страховой
компании |
Поступило взносов,
тыс. руб. |
Уд. вес от всех взносов,
% |
Выплачено страхового возмещения,
тыс. руб. |
Доля выплат,
% |
Белгосстрах |
71295,9 |
0,2 |
7518,5 |
0,06 |
ОАСО «Би энд Би иншуренс Ко» |
3604079,7 |
7,8 |
17012,2 |
0,29 |
ЗАСО «Промтрансинвест» |
2160522,8 |
5,5 |
18117,3 |
1,73 |
ЗАО «АльВеНа» |
79669,2 |
1,1 |
2469,6 |
0,05 |
ЗАСО «Бролли» |
94572,9 |
1,9 |
0,0 |
0,00 |
ЗАСО «Таск» |
681517,6 |
1,8 |
128519,7 |
21,29 |
ЗАСО «Белнефтестрах» |
845001,1 |
3,2 |
6383,7 |
0,66 |
УСП «Белвнешстрах» |
88407,4 |
2,6 |
6302,7 |
0,39 |
Белэксимгарант |
866164,9 |
6,5 |
0,0 |
0,00 |
ЗСАО «БелИнгострах» |
176383,8 |
6,4 |
715,1 |
0,08 |
СБА ЗАСО «Купала» |
35020,0 |
1,79 |
1336,1 |
0,14 |
ОАСО «БАГАЧ» |
138686,8 |
7,22 |
0,0 |
0,00 |
ЗАСО «Кентавр» |
46739,8 |
4,61 |
0,0 |
0,00 |
ЗАСО «Гарантия» |
277856,0 |
24,80 |
0,0 |
0,00 |
ЗАСО «Бенир» |
919,6 |
16,90 |
0,0 |
0,00 |
Примечание. Источник: собственная разработка на
основе данных [8]
Рисунок 2 Данные о динамике поступлений страховых
взносов и страховых выплат по добровольному
страхованию грузов на страховом рынке
Республики Беларусь с 2002 по 2006 г.
Примечание. Источник: собственная разработка на
основе [8]
Приложение Г
Примечание. Источник: собственная разработка на
основе [8]
Таблица 4. Сведения о развитии транспортного
страхования грузов, по данным компании
ЗАСО «Белнефтестрах» за период с 2003-2008
год
Год |
По договорам, заключенным
и вступившим в силу в отчетном
периоде |
Выплачено за отчетный период |
Кол-во
догово-ров,
шт. |
Уд. вес
от всех взносов
% |
Сумма
взносов,
тыс. руб. |
Сумма
ответственности,
тыс. руб. |
Кол-во
договоров
шт. |
Сумма
выплат,
тыс. руб. |
2003г. |
12952 |
42,2 |
1 059 620,3 |
564 052 816,6 |
1 |
10 488,5 |
2004г. |
10378 |
20,8 |
1 237 016,5 |
484 917 979,7 |
2 |
3 475,9 |
2005г. |
3540 |
3,5 |
468 750,4 |
312 772 407,2 |
4 |
6 383,7 |
2006г. |
4025 |
3,2 |
845001,1 |
445 002 893,1 |
4 |
4 295,8 |
2007г. |
4025 |
2,8 |
639 083,5 |
445 002 893,1 |
4 |
4 295,8 |
2008г. |
4078 |
2,8 |
789 089 |
545 005 876 |
4 |
5 678,9 |
Примечание. Источник: собственная разработка на
основе [52]