Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 07:54, реферат
Цель дипломной работы состоит в изучении проблем страхования жилья в РФ. В соответствии с целью дипломной работы были сформулированы следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты страхования жилья в РФ
- Провести анализ современного страхового рынка жилищного страхования
- Рассмотреть перспективы развития жилищного страхования
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты страхования жилья 5
1.1 Общие понятия и роль жилищного страхования 5
1.2. Основные особенности жилищного страхования 11
1.3. Особенности имущественного страхования в РФ 14
1.4. Государственное регулирование жилищного страхования в РФ 18
Глава 2. Анализ современного страхового рынка жилищного страхования 29
2.1. Общая статистика страхования жилья по РФ 29
2.2. Актуальные проблемы страхования жилья в РФ 40
2.3. Международный опыт развития жилищного страхования 43
Глава 3. Перспективы развития жилищного страхования в Российской Федерации 52
Заключение 60
Список литературы 63
Сегодня практически все страховые компании помимо собственно городской недвижимости страхуют гражданскую ответственность ее владельцев перед третьими лицами, то есть соседями, за нанесение вреда их имуществу. И в случае, если по вине застрахованного будет залита или сгорит чужая квартира, материальную ответственность перед ее владельцами в пределах установленного в полисе лимита будет нести страховая компания. Однако возможность переложить груз ответственности на страховщика стоит недешево 1-1,2% от суммы договора в год.
Некоторые страховщики соглашаются отвечать и за ущерб, нанесенный соседним квартирам при реконструкции, перепланировке, косметическом ремонте жилья, но плата за страхование рассчитывается исходя из 1,5-1,6% лимита ответственности страховой компании в год. Такие полисы обычно действуют только в период ремонта квартиры.
Таблица 2.1
Топ – 10 страховых компаний на рынке жилищного страхования 2011г.
Компании (по состоянию на 01.01.11) |
Премии, тыс. рублей |
Доля в общероссийских премиях, % |
Выплаты, тыс. рублей |
Уровень выплат, % | |
1 |
СГ Росгосстрах |
12 089 213 |
27,4 |
6 533 922 |
54 |
2 |
РЕСО-Гарантия |
4 020 080 |
9,1 |
2 172 440 |
54 |
3 |
Ингосстрах |
2 741 663 |
6,2 |
1411 091 |
51,5 |
4 |
РОСНО |
1 962 026 |
4,4 |
630 739 |
32,1 |
5 |
Спасские ворота |
1 442 574 |
3,3 |
742 476 |
51,5 |
6 |
Военно-страховая компания |
1 420 604 |
3,2 |
568 735 |
40 |
7 |
НАСТА |
1 195 605 |
2,7 |
562 939 |
47,1 |
8 |
МАКС |
897 433 |
2 |
523 399 |
58,3 |
9 |
Стандарт-Резерв |
885 746 |
2 |
553 801 |
62,5 |
10 |
АльфаСтрахование |
854 612 |
1,9 |
374 679 |
43,8 |
ИТОГО |
27 509 556 |
62,4 |
14 074 221 |
51,2 |
Лидером жилищного страхования является РОСГОССТРАХ. В последнее время благодаря широкому распространению схем покупки жилья на стадии строительства входит в моду страхование денежных вложений при долевом участии в строительстве жилья. Страховым случаем является невозврат дольщику вложенных в строительство жилья денег, если в установленный срок после завершения строительства квартира не зарегистрирована на его имя, то есть не стала его собственностью. Страховым случаем считается также задержка с принятием объекта госкомиссией.
Купив такой полис, клиент в любом случае после завершения строительства получит одно из двух: квартиру или вложенные деньги. Деньги выплатит либо застройщик, либо страхования компания. Годовая стоимость такого полиса в зависимости от этапа строительства может составлять 1-2% от величины денежного взноса за квартиру.
В настоящее время возмещение вреда, причиненного в результате стихийных бедствий, катастроф, пожаров, ядерного воздействия, террористических актов и т.д. в большем объеме осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней и фондов Правительства Российской Федерации. В 2005 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на возмещение вреда, причиненного в результате стихийных бедствий, выделено 2017,9 млн. рублей, в 2006 году – 2417,9 млн. рублей, в 2007 году – 2558 млн. рублей.
В 2007 году произошло 2488 чрезвычайных происшествий, в том числе, техногенных – 2211, природных – 236, биолого-социальных – 40, крупных террористических актов – 1, в которых погибло 5148 человек, пострадало 20369 человек.
2010 – 2012 годы так же
были весьма печальными для
владельцев жилья. В первом случае
большое количество жилых
Масштабы разрушений свидетельствуют о необходимости использования механизмов страхования и участия страховщиков в системе защиты населения и территорий от чрезвычайных событий, в том числе природного и техногенного характера. Несмотря на то, что размер страховых резервов страховщиков превышает средства, резервируемые в фонде Правительства Российской Федерации, возмещать полностью вред потерпевшим только за счет страховых выплат, осуществляемых страховщиками, не представляется возможным. Государственной задачей должна стать разработка концепции многоуровневой системы ответственности и возмещения вреда потерпевшим с использованием потенциала страховщиков, страховых (перестраховочных) пулов, государства. В рамках указанной системы предполагается организовать взаимодействие субъектов хозяйствования, страховщиков и государства таким образом, чтобы ответственность государства в осуществлении компенсационных выплат возникала, в случае если средств субъектов хозяйствования и страховщиков недостаточно для возмещения нанесенного ущерба в полном объеме. В дальнейшем необходимо определить:
- виды страхования и риски, где возможно использование многоуровневой системы;
- механизм взаимодействия государства и бизнеса, как участников данной системы;
- форму и механизм участия государства в многоуровневой системе;
- порядок определения, очередность
наступления ответственности
- порядок урегулирования
претензий при наступлении
Создание указанной системы позволит:
- возмещать вред третьим лицам в размере реального ущерба, установить единые подходы к определению затрат в связи с потерей кормильца, обеспечению нормальной жизнедеятельности членов его семьи и стоимости восстановления имущества;
- осуществлять комплексный
подход к определению размера
ответственности за причинение
вреда третьим лицам и
- координировать действия органов государственной власти и бизнеса при принятии решений о размере возмещаемого вреда;
- обеспечить прозрачность
подходов к возмещению
Нормативно-правовое регулирование системы предусматривает:
- установление для субъектов хозяйствования размера ответственности за причинение вреда третьим лицам;
- создание условий, когда
государственная поддержка
- создание системы по
обмену информацией между
При страховании крупных рисков, в том числе катастрофических, возрастает роль сострахования и перестрахования, как механизмов повышения финансовой устойчивости страховщиков.
Действующее страховое законодательство содержит определение сострахования, однако для эффективной деятельности страховщиков и страховых (перестраховочных) пулов необходимо внести уточнения в Закон о страховании, касающиеся предмета договора сострахования, порядка его заключения, распределения ответственности сторон-участников, рисков, размеров страховых сумм, организации взаиморасчетов между страховщиками, объединенными в пул.
Страховые (перестраховочные) пулы должны найти широкое применение при введении новых видов обязательного страхования и способствовать развитию добровольных видов страхования, в которых размеры ущерба могут достигать значительных величин, превышающих финансовые возможности отдельных страховщиков, например, при предоставлении страховой защиты от ядерного ущерба, террористических актов, аварий на объектах, являющихся источником повышенной опасности.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации риск выплаты страховой суммы или страхового возмещения, принятый на себя страховщиком, может быть им полностью застрахован у другого страховщика, что противоречит сущности страхования, связанного с формированием страховых резервов для осуществления страховых выплат. Уточнение указанной нормы по перестрахованию потребует внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации.
На сегодняшний день есть необходимость существования такого закона, который бы регулировал гражданскую ответственность и давал гарантию восстановления жилища, в том числе и за счет страховых выплат.
Это заявление премьер сделал на совещании по вопросу восстановления жилья после трагедии на Кубани, и выглядит оно, к сожалению, очень логично. По данным МЧС, в результате наводнения в Краснодарском крае пострадали 643 жилых дома. 96 из них были полностью разрушены. Более трех тысяч человек потеряли все, что у них было, а почти 19 тысяч лишились имущества частично.
О необходимости популяризации имущественного и, в частности, жилищного страхования в России премьер Медведев говорит не первый раз. Осенью 2010 года, после лесных пожаров, в результате которых было уничтожено около 3500 домов, он дал поручение правительству разработать комплекс мер для стимулирования интереса граждан к страхованию.
Еще двумя годами ранее, в 2008-м, группа депутатов от "Единой России" внесла в Госдуму проект закона "Об обязательном страховании жилых помещений". Однако до зала пленарных заседаний он так и не дошел – был отозван создателями. По словам одного из авторов законопроекта, члена комитета Госдумы по ЖКХ Виктора Казакова, это решение приняли из-за того, что граждане были не готовы к такому законопроекту.
Однако депутат считает, что сейчас будет целесообразно вернуться к этой идее: "Те же самые причины в принципе, и остались. Есть необходимость существования такого закона, который бы регулировал гражданскую ответственность и давал гарантию восстановления жилища, в том числе и за счет страховых выплат. Нужно, скорее всего, вернуться к этому законопроекту и с разумной точки посмотреть сегодняшние возможности нашего государства и людей для того, чтобы что-то подобное принять, так, чтобы это нормально воспринималось в обществе".
Практика обязательного страхования жилья в современной России возможна, но труднореализуема. В отличие от того же ОСАГО, в случае с имуществом существенно сложнее учитывать индивидуальные особенности того или иного объекта страхования (например, жилого строения). Поэтому неизбежны какие-либо обобщения и упрощения в вопросах оценки страховой стоимости или страхового тарифа. В рамках добровольного рыночного страхования все эти факторы учитываются, т. к. к каждому договору можно подходить индивидуально, как с точки зрения оценки страхового риска, так и с точки зрения оценки стоимости самого строения. К тому же, если в ОСАГО система контроля над соблюдением закона отлажена (лишение права управления автомобилем при отсутствии полиса), то как может быть выстроена подобная система в обязательном страховании жилья, пока не совсем понятно.
Впрочем, опыт обязательного страхования жилья в России уже есть – с 1 января 1983 года указом Президиума Верховного Совета СССР было введено обязательное страхование имущества, принадлежащего гражданам, в частности, жилых домов и домашнего скота. Однако в 1999 году Верховный суд признал указ недействительным, так как он противоречил Гражданскому кодексу.
По сравнению с советским временем количество договоров снизилось, но при этом выросло их качество. Те же строения все больше и больше страхуются на свою реальную страховую стоимость. Если сравнивать со странами СНГ, то развитие рынка жилищного страхования в России, например, в сельской местности, продвинулось далеко, особенно в центральной части России, где количество домовладений велико.
Еще один опыт массового, правда, не обязательного страхования жилья существует в Москве – здесь с 1996 года действует программа льготного страхования жилья. По данным Городского центра жилищного страхования, на сегодняшний день в программе участвуют около двух миллионов семей. Москвичей льготное страхование привлекает своей дешевизной – в 2012 году ставка страхового взноса составляла 1 рубль 10 копеек на квадратный метр. Однако и компенсации невелики – страховая стоимость квадратного метра, согласно информации, опубликованной на сайте центра, составляет 30 тысяч рублей.
Конечно, разница между страховыми взносами москвичей, участвующих в льготной программе, и стоимостью полиса в крупных страховых компаниях велика. Если жителям столицы льготное страхование квартиры на один год в среднем обходится в 660 рублей, то для страхования дома в Крымске его владельцам пришлось бы платить от полутора до 10 тысяч рублей в год.
В зависимости от основного материала строения и его стоимости, страховой тариф составляет от 0,5 до 1,0% от страховой стоимости строения в год. Среди пострадавших домов есть строения на страховые суммы как 300 тыс. рублей, так и более 1 млн. рублей. Соответственно, исходя из этой страховой суммы, можно рассчитать и размер страховой премии по договору.
Проблемы индивидуальных особенностей объекта страхования успешно решаются в США: там существует восемь типов полисов страхования жилья. И даже первый вид полиса, Homeоwners-1, подробно описывает 11 типов рисков, от которых страхуется клиент. При этом полис Homeоwners-4, например, защищает лишь имущество человека, а не само жилище, и подходит для квартиросъемщиков.
В сейсмоопасной Японии риски по страхованию компании делят с государством: в стране работают перестраховочные программы, и страховщикам приходится вкладываться в облигации крупнейших компаний и предприятий.
Изучение зарубежного опыта осуществления страховой защиты жилищного фонда, адаптация и применение отдельных условий страхования, безусловно, является необходимым для развития российского страхового дела. Пристального внимания и более детального изучения требует правовая база зарубежного страхового дела.