Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 02:20, курсовая работа
Основная цель работы – проанализировать состояние российского страхового рынка на современном этапе развития, показать его проблемы, а также выявить основные тенденции его развития.
Введение
1. Сущность и основы организации страхового процесса
1.1 Социально-экономическая сущность страхования
1.2 Основы оценки эффективности деятельности страховой организации
2. Состояние и перспективы развития страховой деятельности в РФ
2.1 Особенности российского страхового рынка
2.2 Место России на европейском страховом рынке
2.3. Проблемы злоупотреблений в страховой сфере
3. Управление и совершенствование страховой деятельности
3.1 Страховой маркетинг
3.2 Развитие страхования через Интернет
Заключение
Литература
В практике зарубежных страховых компаний принято анализировать и другой показатель - рентабельность капитала только на основе результатов страховых операций, исключив полученный инвестиционный доход. В примере, приведенном в таблице 1, полученный таким образом результат убыточен.
Соответственно, приведенный
показатель рентабельности составляет — 20%.
Рпр = (П-ПИ)/УК, (4)
где Рпр — приведенная рентабельность,
/7 — совокупная прибыль,
ПИ— прибыль от инвестиционной деятельности,
УК — уставный капитал страховщика.
Именно в связи с отмеченной двусмысленностью показателя прибыли страховых организаций для анализа эффективности деятельности страховщика используются другие относительные показатели, такие как рентабельность страховых операций и показатель комбинированной убыточности, на содержании которых мы остановимся при дальнейшем рассмотрении показателей эффективности деятельности страховой организации.
Рентабельность страховых операций
Приведем некоторые общие показатели, используемые для анализа рентабельности, применяемые независимо от вида и направления экономической деятельности в общих экономических источниках:
Рентабельность (profitability) производства — определяется как отношение балансовой прибыли к среднегодовой суммарной стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств.
Рентабельность продукции (работ, услуг) — отношение балансовой прибыли к себестоимости продукции (работ, услуг).
Рентабельность товарной линии (product line profitability) — анализ величины дохода (с учетом полных издержек), который компания получает от реализации каждой производимой линии услуг, т.е. отношение прибыли от реализации услуг конкретного вида к полным издержкам на производство такой услуги.
Рентабельность продаж (ROS) — операционная прибыль компании после налогообложения, отнесенная к выручке (объему продаж).
Рентабельность
отдельных видов продукции — пр
Рентабельность оборота (продаж) — прибыль, отнесенная к выручке от реализации.
Рентабельность страховых операций — отношение суммы прибыли по какому-либо виду страхования к годовой сумме платежей по какому-либо виду страхования или страховым операциям в целом.
Рентабельность продукции — отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости.
Рентабельность страховых операций — по определению проф. Федоровой Т.А.— «отношение суммы прибыли к общей сумме страховых платежей»13. Аналогичное определение дано А.П.Архиповым и В.Б.Гомелля.
Рентабельность по виду страхования определяется путем сопоставления прибыли, полученной от соответствующего вида страхования, со страховой суммой или с величиной поступивших взносов по этому виду страхования.
Рентабельность выручки страховой - страховые взносы за минусом страховых выплат.
Пестрота точек зрения и принципиальная разница в расчетах показателей позволяет констатировать отсутствие общепринятого подхода к расчету показателя рентабельности страховых операций, особенно по отдельным видам страховых услуг.
Общая методика оценки показателя рентабельности производства предполагает отнесение прибыли к затратам на производство, в страховании, как видно из приведенных выше определений, - к сумме поступивших взносов. Следовательно, в общем случае показатель рентабельности отражает доход, полученный на произведенные затраты, тогда как для страхования — долю прибыли в составе доходов. Такой подход нельзя считать верным для целей расчета показателей рентабельности страховых операций. Противоречивость имеющихся определений показателя рентабельности отмечает в своем исследовании проф.К.Турбина.
Также не отражает рентабельности страховых операций и показатель, рассчитанный как разница между поступлениями страховой премии и страховыми выплатами. Как показатель абсолютный, а не относительный, он характеризует лишь фактический арифметический результат. Более того, этот показатель не учитывает изменения резервов убытков и незаработанной премии, расходов страховщика, результатов перестрахования, и потому возможности его использования для целей экономического анализа в страховании крайне ограниченны.
Также требует методологического
решения вопрос о составе затрат
страховщика для целей
РСО=ПСО/Р-100%,
где РСО — рентабельность страховых операций, ПСО — прибыль от страховых операций, Р — расходы
В нашем примере (таблица 1) рентабельность страховых операций (РСО), рассчитанная в соответствии с приведенной выше формулой, составит
(-10%).
Таким образом, необходимыми показателями рентабельности страховых организаций, являющимися наиболее точными показателями оценки эффективности страховой организации, можно считать:
• рентабельность капитала (ROE), рассчитываемая как отношение прибыли к уставному капиталу или собственным средствам компании;
• рентабельность страховых операций (РСО) в целом по компании, в отношении отраслевого деления (страхование жизни и страхование иное, чем страхование жизни; или личное страхование, имущественное страхование и страхование ответственности), рассчитываемая как отношение прибыли к затратам (расходы по ведению страховых операций, управленческие и прочие расходы, изменение размера страховых резервов, страховые выплаты) страховой организации в целом и по видам страхования;
• рентабельность страховых операций по отдельным видам страхования, рассчитываемая как отношение прибыли к затратам (расходы по ведению страховых операций, управленческие и прочие расходы, изменение размера страховых резервов) страховщика по отдельным видам страхования.
Методологически для
расчета показателей
услугами и (2) правильная оценка резервов и их изменения, а также перспективная оценка размера страховых резервов по текущим обязательствам.
В отсутствие такого учета и анализа провести реальную оценку рентабельности вида страхования практически не представляется возможным. Мы остановимся на исследовании этой проблемы в дальнейшем. Помимо общих показателей оценки эффективности страховых операций в страховании достаточно часто используется и другой аналитический показатель — показатель убыточности страховых операций, рассчитываемый как отношение суммы страховых выплат и сумм, направленных на увеличение страховых резервов в текущем периоде, к заработанной страховой премии текущего периода.
УСО = (СВ + ПРУ)/
ЗСП > 100%,
где УСО — убыточность страховых операций, СВ — страховые выплаты, ПРУ — прирост резервов убытков, ЗСП — заработанная страховая премия.
В нашем примере, если предположить, что страховые платежи по заключенным договорам страхования поступают равномерно, то заработанная премия составит половину полученного дохода от страховой премии — 50,0 млн., а размер сумм, направленных на увеличение страховых резервов, на 50,0 млн. сформирован за счет резерва незаработанной премии. При этом фактически в примере размер средств, направленных на формирование резерва страховых выплат, составляет только 30,0 млн. Это иллюстрирует то, что в текущем периоде произошло снижение резерва страховых выплат, который мы можем исключить из нашего расчета. Следовательно, убыточность страховых операций составит 50,0 / 50,0 -100% = 100%.
Экономическая интерпретация полученного результата состоит в следующем. Убыточность страховых операций в целом составляет 100%, это означает, что страховщик не имеет возможности компенсировать расходы на ведение дел по страховым операциям за счет полученных страховых премий. С другой стороны, этот показатель является основополагающим для менеджеров страховщика, требующий внесения существенных корректив в политику андеррайтинга как по компании в целом, так и по ее отдельным бизнес-подразделениям.
Напротив, в практике российских экономистов для оценки результатов страховых операций российских страховщиков, как правило, используют один относительный показатель — убыточности страховых операций, рассчитываемый как отношение страховых выплат в текущем финансовом году к полученной страховой премии в течение финансового года. Вполне понятно, что с учетом изложенных выше соображений рассчитанный таким образом показатель существенно искажает реальные результаты деятельности страховщика и эффективность управления.
Выше мы провели анализ общих показателей, характеризующих эффективность экономической деятельности страховщика как субъекта предпринимательской деятельности. Вместе с тем понятно, что совокупные результаты страховщика могут включать в себя как результаты высокоэффективных подразделений, т.е. приносящих прибыль, так и неэффективных — т.е. убыточных. Понятно, что для целей менеджмента выделение неэффективных подразделений и анализ причин убыточности их деятельности является важнейшей задачей.
Основными функциональными
областями страховой
Остальные функциональные области, независимо от их группировки в функциональные подразделения, являются обслуживающими подразделениями, не формирующими дохода страховщика, а осуществляющими лишь расходы, которые являются необходимым обеспечением проведения страховых операций. К числу таких функциональных областей относятся: финансовая, кадровая, информационная, материально-техническая и другие Понятно, что расходы, связанные с функционированием таких подразделений, должны быть определенным образом учтены при оценке эффективности проведения отдельных страховых операций. Методы определения полной себестоимости и рентабельности отдельных видов страхования или линий бизнеса являются ключевыми при решении задач эффективного управления и оптимизации организационной структуры страховой организации.
Для простоты исследования предположим, что страховая организация проводит три вида страхования: страхование от несчастных случаев, медицинское страхование и страхование автотранспорта (КАСКО). Ниже приведена структура страховой организации с точки зрения числа персонала, занятого обеспечением страховых операций.
Где:
ФП — функциональные подразделения,
KB — комиссионное вознаграждение за заключение договоров
страхования,
СП — страховая премия.
С точки зрения анализа, прибыль, заработанная каким-либо подразделением, можно однозначно определить лишь тогда, когда точно известны расходы этого подразделения и их состав с учетом постоянных и переменных расходов. Хотя получение детальной информации о расходах и является трудоемким процессом, требующим большого количества сотрудников и затрат рабочего времени, в интересах обеспечения высокой эффективности необходимо добиться точного отнесения расходов по всем видам страхования. Особенно важную роль отнесение расходов играет в автомобильном страховании, поскольку этот вид страхования, как правило, "производит" по сравнению с другими больше расходов, и при пропорциональном отнесении расходов его результаты оказываются неоправданно положительными. При этом в той мере, в которой это возможно, расходы должны быть отнесены непосредственно на затраты конкретного вида бизнеса (в нашем случае — вида страхования), в частности расходы на комиссионное вознаграждение и расходы, связанные с изменением размера страховых резервов. Однако произвести такое прямое отнесение произведенных расходов по подвидам бизнеса, оценку рентабельности которых необходимо осуществить, не всегда представляется возможным, если первоначально такое требование не определено целями управленческого учета.
Для анализа расходов используют различные методы распределения расходов. Наиболее важное значение имеют при этом метод «доли от премии» и учет полных затрат, а также прямое отнесение на продукт накладных расходов.