Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 02:20, курсовая работа
Основная цель работы – проанализировать состояние российского страхового рынка на современном этапе развития, показать его проблемы, а также выявить основные тенденции его развития.
Введение
1. Сущность и основы организации страхового процесса
1.1 Социально-экономическая сущность страхования
1.2 Основы оценки эффективности деятельности страховой организации
2. Состояние и перспективы развития страховой деятельности в РФ
2.1 Особенности российского страхового рынка
2.2 Место России на европейском страховом рынке
2.3. Проблемы злоупотреблений в страховой сфере
3. Управление и совершенствование страховой деятельности
3.1 Страховой маркетинг
3.2 Развитие страхования через Интернет
Заключение
Литература
Метод "доли от премии"
Преимущество метода "доли от премии" заключается в его простоте, хотя он и не очень точен. Этот метод основывается на том, что расходы учитываются в виде определенного процента от премии. Если, как указано в нашем примере, общая страховая премия по всем видам страхования за календарный год составляет 100 млн., а совокупные расходы на ведение дел равны 15 млн., то ко всем видам страхования применяется норма расходов, равная 15%. Соответственно, размер расходов на ведение дел, приходящийся на страхование от несчастных случаев, в нашем примере составляет — 3,0 млн., на медицинское страхование — 4,5 млн., на страхование автотранспорта — 7,5 млн. Однако, в действительности это не так, поскольку только фонд заработной платы сотрудников отдела страхования от несчастных случаев (строка 2 таблицы 2) составляет 2,0 млн., и если применить аналогичное пропорциональное отнесение оставшихся расходов (строки 8+9+10 таблицы 2), то на долю этого отдела должно приходиться — 1,2 млн., совокупных расходов. В итоге мы получаем вместо 3,0 млн., рассчитанных пропорциональным методом, вместо фактических 3,2 млн., рассчитанных при применении сочетания пропорционального метода и прямого метода отнесения расходов на затраты.
Этот метод сравнительно легко можно распространить на отдельные виды страхования, определив сумму переменных расходов для каждого вида страхования и отнеся накладные расходы к совокупной премии в виде процента от нее. За счет этого правильность отнесения затрат значительно улучшается при незначительности дополнительных затрат. Если обороты компании небольшие... вполне достаточно соотнести общую величину таких расходов с заработанной премией и затем составить пропорцию по отделам. В то же время при открытии нового бизнес-направления необходимо уже четко представлять себе, какие именно расходы это повлечет.
Таблица 2
Анализ эффективности
отдельных подразделений
Показатели за год |
Страхование от несчастных случаев |
Медицинское страхование |
Страхование автотранспорта |
Кадры и юристы |
Бухгалтерия и IT |
Общие расходы |
Число сотрудников в ФП |
10,0 |
20,0 |
30,0 |
10,0 |
20,0 |
|
Фонд заработной платы |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
1,5 |
1,5 |
9,0 |
Страховая премия |
20,0 |
30,0 |
50,0 |
___ |
___ |
100,0 |
Заработанная страховая премия |
10,0 |
15,0 |
25,0 |
___ |
___ |
50,0 |
Увеличение резервов убытков |
(-15,0) |
10,0 |
45,0 |
30,0 | ||
Страховые выплаты |
5,0 |
20,0 |
25,0 |
50,0 | ||
Размер КВ (10% от СП) |
2,0 |
3,0 |
5,0 |
___ |
___ |
15,0 |
Всего прямых расходов |
(-8,0) |
25,0 |
77,0 |
94,0 | ||
Промежуточный финансовый результат |
16,0 |
(-20,0) |
(-42,0) |
|||
Убыточность страховых операций (%) |
90% |
233,3% |
154% |
|||
Аренда офиса |
0,4/0,22 |
0,6/0,44 |
1,0/0,66 |
0,22 |
0,44 |
2,0 |
Обслуживание офиса |
0,2/0,11 |
0,3/0,22 |
0,5/0,33 |
0,11 |
0,22 |
1,0 |
Менеджмент |
0,6/0,33 |
0,9/0,66 |
1,5/0,99 |
0,33 |
0,66 |
3,0 |
Всего косвенных расходов |
1,2/0,66 |
1,8/1,32 |
3,0/1,98 |
0,66 |
1,32 |
|
С учетом перераспределения от центров затрат |
1,24/0,99 |
2,4/1,98 |
4,0/2,97 |
___ |
___ |
|
Окончательный финансовый результат |
14,76/15,01 |
(-22,4/21,98) |
(-46,0/44,97) |
___ |
___ |
Метод ABC (Activity Based Costing)
При методе ABC (калькуляция расходов по видам) учитываются все бизнес-операции, связанные с каким-либо видом страхования или линией бизнеса, после чего расходы страховщика соотносятся с этими операциями.
Это можно сделать по следующей схеме:
1. Отнесение совокупных расходов на разные отделы компании путем:
а) подсчета прямых расходов отдела (книги, компьютер, программы и т.д.);
б) подсчета расходов отдела на зарплату;
в) отнесение косвенных (накладных) затрат на отдел с использованием соответствующих единиц измерения, как, например, пропорционально занимаемой площади в кв.м и т.д.
2. Определение операций, выполняемых отделом.
3. Определение времени, затраченного на все операции.
4. Определение доли времени на выполнение той или иной операции, приходящейся на определенный вид страхования, с соответствующим распределением расходов на зарплату.
5. Определение части прямых расходов отдела, приходящейся на определенный вид страхования, с последующим отнесением этих расходов на конкретные продукты.
6. Суммирование расходов, которые не могут быть перераспределены, и косвенных затрат с распределением их по видам страховых продуктов в соответствии с затраченным временем (как в п. 4).
7. Расчет совокупных
расходов на каждый вид
Учет полных расходов и долей распределения расходов
Оценка итогов деятельности
представляет собой отчет о расходах
и доходах для целей
Задачей учета затрат является учет и распределение тех расходов, которые возникают при осуществлении деятельности предприятия, чтобы путем определения предположительных расходов сформировать основу для принятия решений на предприятии (ориентированный на принятие решений перспективный анализ).
Постоянные и переменные расходы
Чтобы получить представление о расходах, влияющих на управление портфелем договоров страхования, необходимо понять, какое влияние отдельные виды расходов оказывают на динамику продаж, увеличение или уменьшение портфеля договоров.
При расчете затрат страховой организации необходимо различать переменные и постоянные расходы. Под постоянными понимают такие виды расходов, на размеры которых нельзя повлиять управленческим решением (например, стоимость аренды здания), которые остаются неизменными19 независимо от увеличения или уменьшения поступающей страховой премии и количества заключенных или действующих договоров страхования. Соответственно, их удельный вес в совокупных затратах, в том числе при расчете их доли в фактических затратах на один договор страхования, или 100 единиц страховой премии, уменьшается.
На величину переменных
расходов оказывают влияние
Переменные расходы можно различать по их динамике:
• пропорциональные расходы (изменение расходов происходит пропорционально, например, соответственно динамике производства);
• прогрессивные расходы (относительное изменение расходов больше, чем относительное сокращение или рост производства);
• дегрессивные расходы (относительное изменение расходов меньше, чем относительное сокращение производства);
• регрессивные расходы (увеличение производства ведет к абсолютному уменьшению расходов или сокращение производства вызывает абсолютный рост расходов).
Ответ на вопрос, какие переменные расходы могут возникнуть при внедрении нового вида или подвида страхования, может решающим образом повлиять на предпринимательское решение, поскольку решение о внедрении нового вида страховых услуг может стать весьма проблематичным, если расчет затрат покажет, что обусловленные новым видом расходы возрастают непропорционально и, таким образом, мало оснований считать, что его введение позволит увеличить прибыль.
Прямые и косвенные расходы
Чтобы можно было однозначно соотнести затраты с видами страховых услуг, продаваемых страховщиком, целесообразно провести различие между прямыми и косвенными расходами.
Под прямыми расходами при этом понимаются виды расходов, которые могут быть напрямую отнесены в базовой величине на источник (место) их возникновения. В этой связи необходимо упомянуть прежде всего прямые затраты, привязанные к месту возникновения расходов (например, зарплата сотрудника по месту возникновения расходов в отделе автострахования), и прямые расходы, привязанные к определенному объекту затрат (например, убытки по отдельным видам страхования).
Действительные косвенные расходы — это такие расходы, которые не могут быть отнесены к базовой величине по признаку места их возникновения. И здесь следует различать действительные накладные расходы, привязанные к месту возникновения расходов (например, зарплата сотрудника, обслуживающего несколько мест возникновения расходов, например, сотрудника, отвечающего за почту), и действительные косвенные расходы, привязанные к определенному носителю затрат (например, проценты на уставный капитал).
Следует обратить внимание на то, что часто приходится иметь дело и со скрытыми косвенными расходами, то есть такими, которые могут быть непосредственно отнесены к базовой величине по принципу источника возникновения расходов, что, по экономическим соображениям, однако, не делается. Так, например, расходы на отопление помещений по местам возникновения расходов являются скрытыми косвенными расходами, привязанными к месту возникновения расходов, а расходы на копирование документов по носителям затрат — скрытыми косвенными расходами, привязанными к носителям затрат.
Элементы калькуляции расходов
Для учета и калькуляции производственных затрат может осуществляться традиционный учет на базе полного учета затрат (учет полных расходов) или учет на основе учета долей распределения расходов.
Для упрощения расчета
затрат выделяют различные его этапы,
чтобы иметь возможность
В то время как виды расходов и места возникновения расходов являются вспомогательными понятиями, целью расчета затрат является точное определение расходов по каждому носителю затрат (например, виду страхования).
Учет затрат по видам
Важнейшими видами затрат являются расходы на заработную плату, комиссионные, материальные затраты (средства производства, материалы), оплату услуг (телефон), налоги, учитываемые при калькуляции как часть расходов (налог на имущество, земельный налог), стоимость капитала (использование привлеченного или собственного капитала), оплаченные страховые выплаты, увеличение размера страховых резервов, расходы на перестрахование.
Распределение "по видам" затрат позволяет отнести основные расходы непосредственно на носителей расходов, т.е. на продаваемые виды страхования (прямые расходы, привязанные к носителю расходов) или по признаку места возникновения расходов (косвенные расходы, привязанные к носителю расходов, но основные расходы, привязанные к месту возникновения расходов) или — с помощью кодов — по месту возникновения расходов (косвенные расходы, привязанные к носителям и местам возникновения расходов).
Учет затрат по месту возникновения
При учете затрат по месту возникновения расходы распределяются по месту их возникновения.
Место возникновения расходов представляет собой обособленный участок, где производятся услуги различного вида (например, в качестве места возникновения расходов в автомобильном страховании может быть выделена рабочая группа, обрабатывающая договоры страхования по определенному региону). Выделение мест возникновения расходов может в зависимости от потребностей и целей повышения эффективности деятельности страховщика производиться по обособленным подразделениям, функциям или по месту нахождения (филиалы).
Перераспределение расходов происходит путем отнесения расходов с предварительного места возникновения на окончательное или отнесения расходов с конечных мест возникновения расходов на их носителей.
Предварительные места возникновения расходов — это места их возникновения, к которым могут быть напрямую отнесены различные виды расходов, но которые являются, например, услугами для других мест возникновения расходов. В нашем примере это расходы на обслуживание офиса, которыми пользуются другие места возникновения затрат. Все остальные виды расходов, которые могут быть отнесены напрямую, относятся непосредственно на конечные места возникновения затрат.
Учет затрат по носителям затрат
При учете затрат по носителям затрат расходы непосредственно относятся на произведенные услуги.
Аналогично разделению между предварительными
и конечными местами
Предварительные носители затрат представляют собой произведенные для собственных нужд услуги страховой компании, предназначенные для последующего использования в собственной страховой компании (например, заключение договоров, сеть отделений).
Конечные носители затрат — это произведенные для рынка услуги страховой компании (виды страховых услуг, сдача в аренду объектов недвижимости, услуги по электронной обработке данных для третьих лиц).
Расчет затрат может производиться в форме учета расходов или расчета долей распределения расходов.
При учете полных расходов учитываются все расходы за отчетный период и переносятся на виды страховых услуг, предлагаемых страховщиком страхователям (учет видов расходов, мест возникновения происхождения расходов и носителей затрат).
В то время как при учете полных расходов учитываются все возникающие расходы, при расчете долей распределения расходов этого не происходит. Расчет долей представляет собой особую форму периодической отчетности о прибылях и убытках, целью которой является калькуляция полученной в течение отчетного периода прибыли или убытка.
При этом принимаются во внимание только основные расходы и выручка, которые могут быть соотнесены непосредственно. Расчет долей распределения расходов производится на основе системы базовых показателей, которая может включать в себя носителей затрат (продукты), места происхождения расходов и другие показатели. Базовыми показателями зачастую являются группы услуг или подвидов страховых услуг. Все расходы и поступления, которые не могут быть непосредственно соотнесены с этими базовыми показателями, относятся в целом на страховую компанию.
Таким образом, рассчитываются только переменные расходы, которые могут быть прямо отнесены на носителей затрат или места их возникновения. После этого норма постоянных расходов вычитается из суммы долей всех продуктов, в результате чего получают текущий отчет прибылей и убытков.
Сферами применения расчета долей являются:
• услуги (выбор и формирование страховых услуг, формирование цены);
• клиенты (выбор групп клиентов, формирование цены);
• регионы (выбор регионов проведения операций, формирование цены);
• каналы сбыта (определение и формирование каналов сбыта, определение порядка расчетов с агентами).