37.Общая характеристика страхования
морских судов: требования, предъявляемые
к морским судам при страховании, виды
страхового покрытия, срок страхования
1. Условие с ответственностью
за все риски является наиболее
широким, но отнюдь не покрывает
«все риски». Из этих условий исключаются повреждение
и гибель груза от всякого рода военных
действий, орудий войны, пиратских действий,
конфискации, ареста или уничтожения по
требованию властей (эти риски могут быть
застрахованы за отдельную плату); исключаются
риски радиации, умысла и грубой неосторожности
страхователя или его представителей,
нарушения установленных правил перевозки,
пересылки и хранения грузов, несоответствия
упаковки; влияния трюмного воздуха или
особых свойств груза; огня или взрыва,
если без ведома страховщика на судно
одновременно были погружены вещества,
опасные в отношении взрыва и самовозгорания;
недостачи груза при целости наружной
упаковки (недовложения); повреждения
груза грызунами, червями, насекомыми;
замедления в доставке груза и падения
цен.
2. Условия страхования с ответственностью
за частную аварию в отличие
от первого имеет твердый перечень
рисков, по которым страховщик
несет ответственность. Естественно
объем ответственности страховщика
здесь меньше. Из ответственности по этому
условию точно также исключаются риски,
которые не покрываются условием «Все
риски».
3. Условие страхования без ответственности
за повреждения, кроме случаев
крушения – по перечню страховых
случаев, при которых подлежат оплате
убытки, и по совокупности исключений
из страхового покрытия в целом совпадают
с условиями с ответственностью за частную
аварию. Разница состоит в том, что по последнему
условию страховщик в обычных условиях
несет ответственность только за случаи
полной гибели всего или части груза, а
за повреждение груза отвечает лишь в
случае какого-либо происшествия (в целом
именуемыми крушением) с транспортным
средством (судном).
При всех трех условиях страховщик возмещает
убытки и расходы по общей аварии,
необходимые и целесообразно произведенные
расходы по спасению груза и по уменьшению
убытка.
Для того чтобы убыток был признан
общей аварией, необходимы четыре условия:
преднамеренность, разумность, чрезвычайность
и цель действий – спасение груза,
судна и фрахта от общей опасности. Если
не окажется хотя бы одного из этих условий
– убыток будет признан частной аварий.
Тарифные ставки могут быть дифференцированы
с учетом:
1. Назначения транспортного средства.
2. Его характеристик.
3. Района плавания.
4. Условий страхования.