После она была преобразована в Федеральную
службу по надзору за страховой деятельностью,
которая действовала в качестве самостоятельного
федерального органа исполнительной власти
(Указ Президента РФ от 9 апреля 1993 г. № 439
«О приведении указов Президента РФ в
соответствие с законом РФ „О страховании“»).
14 августа 1996 г. как самостоятельный орган
она была упразднена, а ее функции переданы
Министерству финансов РФ (Указ Президента
РФ от 14 августа 1996 г. № 1177 «О структуре
федеральных органов исполнительной власти»),
в центральном аппарате которого был создан
Департамент страхового надзора Министерства
финансов РФ.
В результате изменений системы и структуры
органов исполнительной власти была образована
Федеральная служба страхового надзора
(Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314
«О системе и структуре федеральных органов
исполнительной власти»), которая в настоящее
время является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по контролю
и надзору в сфере страховой деятельности.
Полномочия Федеральной
службы страхового надзора РФ
К полномочиям Федеральной службы страхового
надзора РФ Постановлением Правительства
РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения
о Федеральной службе страхового надзора»
отнесены следующие:
1) осуществление контроля и надзора за:
а) соблюдением субъектами страхового
дела страхового законодательства, в том
числе путем проведения проверок их деятельности
на местах;
б) выполнением иными юридическими и физическими
лицами требований страхового законодательства
в пределах компетенции Службы;
в) предоставлением субъектами страхового
дела, в отношении которых принято решение
об отзыве лицензий, сведений о прекращении
их деятельности или ликвидации;
г) достоверностью представляемой субъектами
страхового дела отчетности;
д) обеспечением страховщиками их финансовой
устойчивости и платежеспособности в
части формирования страховых резервов,
состава и структуры активов, принимаемых
для покрытия страховых резервов, квот
на перестрахование, нормативного соотношения
собственных средств страховщика и принятых
обязательств;
е) составом и структурой активов, принимаемых
для покрытия собственных средств страховщика;
ж) выдачей страховщиками банковских
гарантий;
з) соблюдением страховыми организациями
требований законодательства РФ о противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма
в части, относящейся к компетенции Службы;
2) принятие решений о выдаче или отказе
в выдаче, аннулировании, ограничении,
приостановлении, возобновлении действия
и отзыве лицензий субъектам страхового
дела, за исключением страховых актуариев;
3) проведение аттестации страховых актуариев;
4) ведение единого государственного реестра
субъектов страхового дела и реестра объединений
субъектов страхового дела;
5) получение, обработка и анализ отчетности
и иных сведений, предоставляемых субъектами
страхового дела;
6) выдача в соответствии с законодательством
РФ предписаний субъектам страхового
дела при выявлении нарушений ими страхового
законодательства;
7) обращение в случаях, предусмотренных
законом, в суд с исками о ликвидации субъекта
страхового дела – юридического лица
или о прекращении субъектом страхового
дела – физическим лицом деятельности
в качестве индивидуального предпринимателя
и др.
16.
О́бщество
взаи́много страхова́ния (общепринятое сокращение — ОВС) — одна из распространенных
организационно-правовых форм взаимных страховых
организаций.
Общество взаимного страхования — некоммерческая
организация, которая создается на базе профессионального,
коммерческого или территориального единства
участников и лучше адаптируется к нуждам
местного населения или учету специфических
потребностей различных социально-профессиональных
групп, которые являются членами такой
организации. Цель деятельности ОВС —
осуществление страхования имущественных
интересов его членов на основе метода взаимного
страхования. ОВС занимают особое место на рынках
большинства индустриально развитых стран.
Общества взаимного страхования принадлежат
самим страхователям, их капитал формируется
за счет страховых
взносов, которые уплачивают страхователи. Страхователи
в ОВС являются сособственниками страхового
предприятия. Задача ОВС заключается в
предоставлении своим членам наиболее
качественных услуг по страхованию за
приемлемую цену. Излишки, накопленные
за отчетный период деятельности общества,
принадлежат его членам. Решение о направлениях
использования этих средств принимается
на общем собрании членов ОВС или их представителей.
Такие средства могут использоваться,
например, для пополнения страхового фонда.
В связи с этим собрание может принять
решение о снижении размера страховых
взносов для всех членов ОВС или только
тех из них, кто длительное время не допускал
наступления страхового случая и, следовательно,
не получал страховые выплаты.
Члены ОВС сами управляют его деятельностью.
Высшим органом управления общества, который
принимает все основные решения, касающиеся
его деятельности, является общее собрание
членов ОВС или их представителей.
В Российской Федерации организационно-правовая форма
«общество взаимного страхования» предусмотрена
ст.968 Гражданского кодекса РФ, а также законом РФ от 29 ноября
2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании».
Подготовка и оформление нормативной
базы для работы ОВС заняли более 10 лет.
ОВС осуществляет страхование
имущественных интересов членов общества
на взаимной основе путем объединения
в обществе взаимного страхования необходимых
для этого средств
Распределение суммы чистого
дохода среди членов ОВС законодательством
Российской Федерации не предусматривается.
В соответствии с законом «О взаимном
страховании» страхователи-члены ОВС
имеют право на получение (помимо страхового
возмещения) в случае ликвидации общества
части его имущества, оставшегося после
расчетов с кредиторами, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации
или уставом общества.
Члены общества солидарно несут субсидиарную ответственность по страховым обязательствам
общества в пределах невнесенной части
дополнительного взноса каждого из членов
общества.
В соответствии с российским
законодательством органами управления
общества являются общее собрание членов
общества, правление общества и директор
общества. Общее собрание членов общества
избирает членов правления общества, его
председателя, членов ревизионной комиссии
(ревизора) общества, её председателя.
Члены правления общества, в
том числе председатель правления общества,
избираются общим собранием членов общества
из числа физических лиц — членов общества
и (или) представителей юридических лиц —
членов общества Член правления общества
может совмещать свою деятельность в правлении
общества с работой в обществе по трудовому
договору. Число членов правления общества,
работающих в обществе по трудовому договору,
не должно превышать одну треть от общего
числа членов правления общества.
ОВС является некоммерческой
организацией, и на него распространяется
льготное налогообложение.
В Российской Федерации в ОВС
можно застраховать только объекты имущественного страхования, то есть имущественные интересы
членов общества взаимного страхования,
связанные, в частности, с:
владением, пользованием и распоряжением
имуществом (страхование имущества);
обязанностью возместить причиненный
другим лицам вред (страхование гражданской
ответственности);
осуществлением предпринимательской
деятельности (страхование предпринимательских
рисков).
В РФ ОВС не вправе осуществлять обязательное страхование, за исключением случаев, если
такое право предусмотрено федеральным
законом о конкретном виде обязательного
страхования Все ОВС в
России включены в единый реестр субъектов страхового
дела.
17.
Объединения страховщиков создаются
на добровольной основе для координации
их деятельности, защиты интересов своих
членов и осуществления совместных программ.
Эти объединения, союзы, ассоциации не
вправе непосредственно заниматься страховой
деятельностью.
По мере увеличения масштабов
страхового рынка возможности обеспечения
правил цивилизованного поведения его
участников средствами государственного
регулирования сужаются. Возникает необходимость
передачи части контрольных функций на
уровень саморегулирующихся организаций
(ассоциаций). Поэтому в большинстве стран
действуют саморегулирующиеся организации
страховщиков, которые, с одной стороны,
защищают интересы участников страхового
рынка, а с другой – устанавливают
и контролируют определенные правила
и принципы поведения. К их числу относятся
национальные и региональные ассоциации
(союзы) страховщиков.
Объединения страховщиков на
территории России действуют на основе
ст. 14 и 14.1 Закона «Об организации страхового
дела в Российской Федерации». В соответствии
со ст. 14 субъекты страхового дела в целях
координации своей деятельности, представления
и защиты общих интересов своих членов
могут образовывать союзы, ассоциации
и иные объединения.
Сведения об объединении субъектов
страхового дела подлежат внесению в реестр
объединений субъектов страхового дела
на основании представляемых в орган страхового
надзора копий свидетельств о государственной
регистрации таких объединений и их учредительных
документов.
В России страховые ассоциации
образуются преимущественно по территориальному
принципу, например Ассоциация «Большая
Волга», «Урало-Сибирское соглашение»
и др. Крупнейшей ассоциацией является
Всероссийский союз страховщиков, который
в перспективе может стать саморегулирующейся
организацией.
Согласно ст. 14.1 на основании
договора простого товарищества (договора
о совместной деятельности) страховщики
могут совместно действовать без образования
юридического лица в целях обеспечения
финансовой устойчивости страховых операций
по отдельным видам страхования (страховые
и перестраховочные пулы).
Особой формой объединения страховщиков
является страховой пул,
создаваемый для обеспечения финансовой
устойчивости страховых операций на условиях
солидарной ответственности его участников
за исполнение обязательств по договорам
страхования. Он представляет собой форму
временного объединения самостоятельных
компаний для решения определенных специальных
задач и создается на основе добровольного
соглашения между участниками, берущими
на себя совместные обязательства по предмету
соглашения.
18.
Правовое положение
страхователя,
застрахованного лица, выгодоприобретателя
Правовое
положение страхователя
В соответствии со статьей 5
ФЗ «Об организации страхового дела в
РФ», страхователями
признаются юридические лица и дееспособные
физические лица, заключившие со страховщиками
договоры страхования либо являющиеся
страхователями в силу закона. Страхователи
вправе заключать со страховщиками договоры
о страховании третьих лиц в их пользу
(застрахованных лиц).
Признаки присущие страхователю:
заинтересованность в страховании
(имеет интерес к страхованию). При добровольном страховании
этот интерес определяется субъективным
желанием, при обязательном – требованиями закона.;
наличие определенного имущественного
интереса (своего или третьего лица) в
качестве объекта страхования;
страхователь – субъект страхового правоотношения (страхователь
– сторона договора страхования);
при наступлении страхового
случая, страхователь выступает в роли
кредитора, т.е. имеет право требовать
от страховщика исполнения его обязанности
по страховой выплате себе или третьему
лицу – выгодоприобретателю.
Т.о. страхователь – субъект
страхового отношения страхующий определенный
имущественный интерес и имеющий право
требовать от страховщика страховой защиты
этого интереса.
Страхователем можно стать либо
в силу договора (при договорном страховании),
либо в силу закона (при бездоговорном
страховании).
Страхователями могут быть физические
и юридические лица.
В соответствии с ФЗ «Об организации
страхового дела в РФ» иностранные граждане,
лица без гражданства и иностранные юридические
лица на территории Российской Федерации
пользуются правом на страховую защиту
наравне с гражданами и юридическими лицами
РФ (ст. 62 Конституции РФ).
Правовое
положение застрахованного лица
Застрахованное лицо – предусмотренное договором
страхования третье лицо, определенное
событие в жизни или в материальном
положении которого выступает в качестве
юридического факта (страхового случая),
порождающего обязанность страховщика
по страховой выплате.
Страхование третьего лица может
быть как обязательным, так и добровольным.
При обязательном страховании
страхователь обязан осуществить страхование
третьего лица в силу требований законодательства.
Статья 935 ГК РФ предусматривает,
что законом на указанных в нем лиц может
быть возложена обязанность страховать
жизнь, здоровье или имущество других
определенных в законе лиц на случай причинения
вреда их жизни, здоровью или имуществу.
При добровольном страховании
страхователь сам определяет, чей имущественный
интерес он страхует: свой или третьего
лица. В этом случае страхователь сам определяет
лицо, которое будет застрахованным. Однако
в некоторых случаях Гражданский кодекс
РФ предписывает страховать только свой
интерес.
Страхование третьего лица может
быть личным и имущественным.
При личном страховании третьего
лица объектом страхования выступает
имущественный интерес, связанный с личностью
этого лица (жизнь, здоровье, трудоспособность,
обеспечение дополнительным доходом и
иные интересы, связанные с его личностью).