Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 09:17, курсовая работа
Выбор типа гребных электродвигателей в ГЭУ постоянного тока сводится к определению типа корпуса двигателя, числа якорей, характера возбуждения и средств улучшения коммутации.
Тип корпуса определяют принятой системой вентиляции и числом якорей электродвигателя. Для принудительной вентиляции по замкнутому циклу выбирают закрытые двигатели, а при разомкнутом цикле охлаждения двигатели открытого исполнения.
1. Исходные данные …………………………………………………………….3
2. Расчет буксировочной мощности, необходимой для движения судна …...4
3. Выбор числа и мощности гребных электродвигателей, главных генера-
торов и первичных двигателей ……………………………………………….5
4. Разработка схемы главной цепи ГЭУ .………………………………………9
5. Построение желаемых статических характеристик ………………………10
5.1. Построение рабочих характеристик винта .……………………….10
5.2. Построение желаемой механической характеристики ГЭД .…….10
5.3. Построение желаемой внешней характеристики главного
генератора ..…………………………..……………………………..12
6. Разработка функциональной схемы системы управления..……………….13
7. Выбор возбудителей, постов управления
и избирательных переключателей…………………………………………..15
7.1. Выбор тиристорных преобразователей
для питания обмоток возбуждения …….………………………….15
7.2. Выбор постов управления…………………………………………..16
7.3. Выбор избирательных переключателей…………………………...18
8. Разработка схемы защиты, блокировки и сигнализации………………….18
8.1. Виды защиты………………………………………………………...18
8.2. Блокировки…………………………………………………………..18
8.3. Виды сигнализаций…………………………………………………19
9. Вывод….……………………………………………………………………...22
Литература ……………………………………………………………………...23
Механическая характеристика двигателя и винта ТР в относительных единицах:
1 – характеристика винта при ходе в свободной воде;
2 – швартовная характеристика;
n, об/мин |
100 |
120 |
140 |
160 |
180 |
200 |
220 |
240 |
МЖМХ·105, Н·м |
6,5 |
5,7 |
4,8 |
4,1 |
3,6 |
3,2 |
2,9 |
2,6 |
МШХ·105, Н·м |
0.38 |
0.6 |
0.86 |
1.54 |
1.94 |
2.4 |
2.9 |
3,1 |
МХСВ·105, Н·м |
1,6 |
2 |
2,5 |
3,6 |
4,9 |
5,5 |
6,1 |
7,2 |
3 – желаемая механическая
Механическая характеристика двигателя и винта ТР
5.3. Построение желаемой
внешней характеристики
При построении внешней характеристики необходимо составить расчетную схему, в которой все генераторы заменяются эквивалентным генератором. В зависимости от схемы включения рассчитываются напряжение и ток эквивалентного генератора. Сопротивление якорной цепи берут равным сумме сопротивлений отдельных генераторов.
Для ГЭУ по схеме постоянства мощности желаемую внешнюю характеристику получают из желаемой механической характеристики ГЭД путём соответствующего пересчёта оборотов и момента в напряжение и ток главного генератора.
Пересчёт выполняется по следующим формулам.
- момент ГЭД.
Для ГЭУ
по схеме неизменного тока
желаемая внешняя характеристик
Все результаты пересчёта сводятся в таблицу.
U, B |
613 |
695 |
787 |
886 |
988 |
1093 |
1200 |
1308 |
I, A |
16000 |
12800 |
10667 |
9143 |
8000 |
7111 |
6400 |
5818 |
Оптимальные в эксплуатационном отношении автоматизированные ГЭУ в режимах переменного момента сопротивления движению судна выполняют две основные функции: осуществляют поддержание постоянства мощности главного двигателя (ГД) и регулирование частоты вращения ГЭД.
Необходимость поддержания постоянства мощности ГД предъявляет жесткие требования к механическим характеристикам ГЭД и внешним характеристикам генератора. Требуемые статические характеристики могут быть получены различными средствами:
- поддержание постоянства
- поддержание постоянства мощности ГД в узких пределах можно достичь изменением магнитного потока ГЭД как в зависимости от мощности генератора, так и в зависимости от мощности на валу двигателя.
Регулирование частоты вращения ГЭД можно осуществлять изменением напряжения генератора или ослаблением магнитного потока ГЭД.
Системы управления ГЭУ должны обеспечивать необходимое качество переходного процесса при пуске, реверсе, остановке и изменении скорости судна.
Варианты построения функциональных схем управления весьма разнообразны. В курсовом проекте рекомендуется выбрать один из следующих вариантов, широко распространенных на практике [10].
1. Для судов с тяжелыми условиями плавания (буксиров, ледоколов и пр.), а также некоторых транспортных судов с механической характеристикой ГЭД, имеющей вид, как на рис. 1, для выполнения требования P=const, ограничения момента стоянки и скорости холостого хода необходимы регуляторы мощности, тока и напряжения, включенные параллельно, а также соответствующие измерительные преобразователи, включенные в цепи отрицательных обратных связей.
Работа регулятора тока. Если ток в главной цепи резко возрастает и его значение становится больше допустимого тока стоянки Iст, то вступает в действие регулятор тока, формируя такой управляющий сигнал для системы управления тиристорами, чтобы ограничить ток до его значения, соответствующего моменту стоянки на механической характеристике. Регулятор мощности при этом находится в насыщении.
Работа регулятора напряжения. Регулятор напряжения осуществляет ограничение напряжения генератора до значения, соответствующего скорости холостого хода стоянки на механической характеристике. В случае резкого снижения тока напряжение генератора возрастает и становится больше значения Uхх. Вступающий в действие регулятор напряжения ограничивает напряжение генератора. Регулятор мощности при этом не действует.
Работа регулятора мощности. Регулятор мощности поддерживает постоянство мощности между точками А и В механической характеристики, т.е. когда n<nA, M<MB. Увеличение момента сопротивления на валу ГЭД снижает его частоту вращения, в результате чего возрастает ток. Напряжение генератора снижается под влиянием реакции якоря в большей степени, чем это необходимо для сохранения постоянства мощности. Благодаря отрицательной обратной связи (ООС) по мощности напряжение на выходе регулятора мощности увеличивается. В результате увеличиваются напряжение возбуждения генератора, ЭДС генератора и его мощность. Это происходит до тех пор, пока сигнал на выходе регулятора мощности не станет равным нулю. При снижении тока регулятор мощности действует в обратном направлении.
2. Поддержание постоянства
мощности путем изменения
Для реализации желаемых характеристик генератора и ГЭД необходимо, чтобы при изменении момента сопротивления гребного винта магнитный поток ГЭД менялся таким образом, чтобы мощность оставалась постоянной. Так, при снижении момента сопротивления на валу ГЭД уменьшается потребляемая мощность.
Работа регулятора мощности. В основном режиме магнитный поток двигателя номинальный, номинальная мощность, и сигнал на выходе регулятора мощности равен нулю. Уменьшение момента сопротивления на гребном валу приводит уменьшению тока в главном контуре. Таким образом, мощность генератора уменьшается. Регулятор мощности должен работать таким образом, чтобы снижать магнитный поток ГЭД, в результате чего частота вращения ГЭД будет повышаться, а вместе с нею будет повышаться потребляемая мощность.
Регуляторы тока и напряжения будут ограничивать соответствующие параметры так же, как описано в предыдущем случае.
Таким образом, САУ включает три регулятора: регулятор тока, регулятор напряжения и регулятор мощности.
7. Выбор возбудителей, постов управления
и избирательных переключателей
7.1. Выбор тиристорных преобразователей для питания обмоток возбуждения
Для судовых условий эксплуатации разработаны тиристоры серий ВКУ, ВКУВ, ВКДУЛ, ВКДУЛВ, Т, ТД, ТВ, которые так же, как и вентили, делятся на классы в зависимости от допустимого номинального амплитудного значения напряжения и на группы — в зависимости от среднего за период падения напряжения на открытом тиристоре при прохождении номинального тока.
Выбор тиристорных преобразователей производится по справочнику [1-3] или Приложению 4, исходя из данных машин главной цепи ГЭУ, выбранной системы возбуждения (индивидуальная, централизованная, смешанная), схемы включения обмоток возбуждения, и учетом необходимости обеспечения примерно двукратной форсировки напряжения и тока возбуждения.
Мощность возбуждения принимается равной 0,5% от мощности генератора и 0,6-1% от мощности ГЭД (меньшие значения для ГЭД мощностью выше 10000 кВт, большие – для ГЭД мощностью меньше 10000 кВт). С учетом обеспечения необходимой форсировки возбуждения в переходных режимах, полученная мощность увеличивается в 2-2,5 раза.
Кроме основных возбудителей рекомендуется предусматривать резервные возбудители, которые с помощью специальных переключателей могут быть подключены к схеме возбуждения взамен вышедшего из строя основного возбудителя.
При применении двухъякорных ГЭД обычно предусматривается один резервный возбудительный агрегат для обоих контуров главного тока (для якоря ГЭД и работающих на него генераторов); резервные возбудители могут включаться в схему взамен любого из двух рабочих возбудителей.
В пояснительной записке
Выбираем :
Характеристики |
ВАКС-150-330 (нереверсивный) |
Питающей сети: напряжение, В частота, Гц число фаз ударный ток короткого замыкания на зажимах преобразователя не более, кА
Сигнала управления: напряжение, В ток не более, А коэффициент пульсаций напряжения не более, %
Преобразователей в напряжение, В ток, А КПД не менее коэффициент мощности не менее |
380 50 3
60
0,24 0,01
2
220 300 0,85 0,45 |
7.2. Выбор постов управления
Посты управления выбираются по справочной литературе [4], исходя из требуемого количества режимов и уровня выходного сигнала.
Пост управления служит для изменения режима работы ГЭД (регулирования мощности, частоты вращения и направления вращения ГЭД и т. п.) [4].
Выход поста управления является управляющим сигналом системы регулирования и может подаваться на обмотки возбуждения генераторов и ГЭД или их возбудителей или на вход регулятора (например, регулятора мощности, регулятора частоты вращения и т. п.).
Как правило, пост управления имеет одно среднее — нулевое — положение «стоп» и по 15—20 положений «вперед» и «назад». Иногда для более четкой и гарантированной остановки ГЭД применяют «расширенное нулевое положение», при этом на первых положениях «вперед» и «назад» возбуждение ГЭД и генераторов еще не включается.
В качестве постов управления ГЭД могут использоваться контактные (реостат, потенциометр и т. п.) или бесконтактные (сельсин, вращающийся трансформатор и т. п.) аппараты. Повышение надежности контактных постов управления может быть достигнуто применением неподвижных контактов, управляемых электромагнитным полем и заключенных в вакуумный сосуд (например, герконов и т. п.).
При выборе типа поста управления
учитываются возможности
Это достигается, например, подбором величины ступеней сопротивления потенциометрического реостата поста управления или получением соответствующей формы выходного напряжения бесконтактного поста управления. Как правило, посты управления имеют равномерное приращение угла поворота по положениям, поэтому практически равномерное приращение частоты вращения (мощности) ГЭД от минимального до максимального значения достигается при прямолинейной зависимости выходного сигнала от положения поста управления.
В некоторых постах управления предусматриваются моторные приводы потенциометрических реостатов (или сельсинов), что позволяет осуществлять затяжку во времени изменения задающих сигналов цепи возбуждения — это обеспечивает более спокойное протекание переходных процессов при изменении режима работы ГЭУ.
На судне предусматривается
как минимум два поста
Основной пост управления располагается в ходовой (рулевой) рубке, резервный — непосредственно у гребного электродвигателя или в щите электродвижения. Иногда схемами электродвижения предусматривается дистанционный набор режима работы ГЭУ (включение в работу генераторов) из центрального поста управления силовой установкой судна (ЦПУ), без постоянной вахты у щитов электродвижения и ГЭД. В этом случае резервный пост управления гребными электродвигателями устанавливают в ЦПУ — либо в виде отдельного аппарата, либо встроенным в пульт электродвижения.