Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение исследования понятия таможенной льготы, выявление видов льгот, рассмотрение порядка их предоставления, а также анализа предоставления льгот при уплате таможенных платежей.
Учитывая поставленную цель необходимо решить следующие задачи:
-изучить понятие таможенной льготы;
-рассмотреть классификацию льгот;
- провести оценку эффективности предоставления льгот.
Введение………………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Понятие льготы. Общая характеристика…………………………5-11
1.1 Понятие льготы и её роль………………………………………………….5-7
1.2 Виды льгот при уплате таможенных платежей………………………….7-11
Глава 2. Анализ предоставления льгот и порядок
их предоставления………………………………………………………...….12-21
2.1 Анализ предоставления льгот по уплате таможенных платежей на примере Омской таможни…………………………………………………...12-17
2.2 Порядок предоставления льгот при уплате
таможенных платежей……………………………………………………….18-21
Заключение…………………………………………………………………...22-24
Список использованных источников……………………………………….25-26
Существующие льготы по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) предоставляются в виде освобождения от НДС либо возврата ранее уплаченных сумм и могут быть разделены по критериям их предоставления в зависимости от категорий ввозимых товаров (например, необработанные природные алмазы, иностранная и российская валюта; целей ввоза товаров (гуманитарная и техническая помощь); таможенной процедуры ( реэкспорт, беспошлинная торговля);стоимости товаров (общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей)7.
Для акцизов
предусмотрен также небольшой
перечень льгот,
- таможенная
процедура (реэкспорт, транзит,
- стоимость товара (общая стоимость товаров,
ввозимых на таможенную территорию РФ
в течение одной недели в адрес одного
получателя, не превышает 5000 рублей).
Применительно к таможенным сборам, практически, можно говорить только о льготах по уплате таможенных сборов за таможенное декларирование товаров. Льготы предоставляются в зависимости от:
- цели
перемещения товаров (
- таможенной процедуры (отказ в пользу
государства, перемещение товаров отдельными
категориями иностранных лиц, перемещение
припасов, перемещение товаров физическими
лицами);
- категории
товаров (наличная валюта
ГЛАВА
2. АНАЛИЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ЛЬГОТ И ПОРЯДОК ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ.
2.1 Анализ предоставления льгот по уплате таможенных платежей на примере Омской таможни.
Эффективность применения льгот по уплате таможенных платежей определяется государственной политикой, ростом совокупного дохода общества, таможенным контролем и экономией денежных средств участников ВЭД. Одним из направлений государственной политики в РФ является увеличение совокупного дохода национального производства. Такая политика может допускать возможность сокращения государственных доходов от внешнеэкономической деятельности (ВЭД), если снижение таможенных пошлин или их отмена на определенные товары и услуги способствует росту совокупного дохода общества.
В целях активизации и поощрения международной торговли, привлечения инвестиционных и иных ресурсов государство устанавливает льготы по уплате таможенных платежей. Предоставление льгот в конечном итоге влияет на ценовые характеристики товаров и может привести к увеличению объемов международной торговли. При этом требуется избирательный подход к обоснованию предоставления каждого вида льгот к определенным товарам, оценка эффективности их применения9.
Проведем оценку эффективности применения льгот по уплате таможенных платежей на примере деятельности Омской таможни. Для достижения поставленной цели первоначально рассчитаем величину потерь от предоставления льгот в федеральный бюджет, долю, занимаемую льготами по уплате таможенных платежей по каждому виду платежей и во всем объеме взимаемых таможенных платежей. Рассчитанная величина должна показать относительное значение величины потерь в доходах, приносимых Омской таможней в федеральный бюджет. Льготы по уплате таможенных платежей практически полностью отнесены к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, хотя по видам платежей, взимаемым в федеральный бюджет, предусмотрено также и снижение, освобождение, а также возврат вывозной таможенной пошлины.
В отношении товаров, подлежащих льготному режиму в регионе деятельности Омской таможни, за рассматриваемый период льготы были предоставлены только на ввозимые товары. Исходные данные для анализа представлены в таблице,
Таблица 1. Объем предоставленных льгот по уплате таможенных платежей за 2008 – 2010 гг. Омской таможней, млн. руб.
Год |
Сборы за таможенное оформление | Ввозная таможенная пошлина | НДС | Всего |
2008 | − | 1 693 170,31 | 6 500 639,70 | 8 193 810,01 |
2009 | 13 000,00 | 479 611,17 | 886 057,24 | 1 378 668,41 |
2010 | − | − | 1 438 174,29 | 1 438 174,29 |
ИТОГО | 11010 652,71 |
Каким образом предоставлялись льготы за 2008-2010 годы, можно наглядно увидеть в гистограмме:
За анализируемый период общий объем льгот существенно сократился в 5,7 раз (с 8193810,01 руб. до 1438174,29 руб.). Сумма предоставленных льгот не несет в себе какого-либо системного характера, нельзя проследить тенденцию к увеличению или сокращению объемов предоставляемых льгот как в целом, так и по видам льгот в зависимости от вида платежа, на который предоставляется эта льгота. Это объясняется самой природой предоставляемых льгот, избирательностью и законодательно закрепленной необходимостью их предоставления с точки зрения государственной политики. Однако по величине преобладают льготы, связанные с налогом на добавленную стоимость (от 64,3 % до 100 % от суммы предоставленных льгот). Льготы, связанные с уплатой ввозной таможенной пошлины, составляют от 20,7 % до 34,7 % , и сборы за таможенное декларирование составляют около 1 %. Данное обстоятельство можно объяснить разницей в величине взимаемых таможенных платежей в зависимости от их вида.
Таким образом, можно предположить, что чем больше сумма таможенного платежа, подлежащая уплате в бюджет, тем больше может быть сумма возможной предоставляемой льготы.
Предоставление льгот было связано с полным условным освобождением от уплаты того или иного вида таможенного платежа. Статистический учет данного вида снижения ставок таможенных пошлин не ведется. Решение о предоставлении преференций выносится работниками таможенного органа на основании выполнения к товару требований, оговоренных в Законе «О таможенном тарифе» и предоставления сертификата происхождения товаров. Проверкой достоверности сведений, заявленных в сертификате, занимаются сотрудники отделения товарной номенклатуры и торговых ограничений.
Не считается в Омской таможне льготой по уплате таможенных платежей предоставление отсрочки или рассрочки платежа на основании того, что изменение сроков платежа юридически не может считаться льготой. Следовательно, эти данные при оценке нами не учитываются. Указанные категории не отражаются в таможенной статистике и не закреплены в формах отчетности о предоставленных льготах. Решение о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей выносится сотрудниками таможенного органа на основании проверки ГТД и пакета документов, подтверждающих право на получение указанных в ГТД льгот.
Объем предоставленных Омской таможней льгот по уплате таможенных платежей за 2008 – 2010 гг. составил 11 010 652,71 руб., причем большая их часть была предоставлена в 2008 году.
В период с 2008 по 2010 год в сферу ВЭД в зоне деятельности Омской таможни было вовлечено семь участников, осуществлявших внешнеторговые операции с использованием льгот по таможенным платежам по товарам, перемещаемым из 4 стран мира. Сумма предоставленных за этот период льгот складывалась из условно начисленных платежей за товары, ввезенные в качестве технологического оборудования как вклада в уставный капитал организации; вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями; для личного семейного пользования на основании международного соглашения; в качестве медицинской техники и за ввезенную сельскохозяйственную технику.
Таким образом, анализ льгот по уплате таможенных платежей, предоставленных в зоне деятельности Омской таможни, показал объем льгот по видам с разными основаниями отнесения к ним. Фактически было доказано применение существующего института льгот по уплате таможенных платежей на практике. В зоне деятельности Омской таможни льготы используются субъектами внешнеторговой деятельности на разных основаниях, в различные периоды времени, в различных объемах, что может быть связано с множеством факторов. Размер льготы в каждом конкретном случае зависит от целого ряда факторов: вид платежа, по которому производится полное условное освобождение от уплаты таможенного платежа или снижение ставки в отношении таможенной пошлины; ставка платежа; вес или таможенная стоимость товара.
Для дальнейшего анализа льгот по уплате таможенных платежей необходимо рассчитать и сделать выводы об их эффективности, для этого необходимо рассчитать потери бюджета и снижение расходов для участников ВЭД. За рассматриваемый период произошло увеличение сумм платежей, перечисляемых таможенными органами в федеральный бюджет с 1 009,5 млрд. руб. до 1 422,1 млрд. руб., (рост составил 140,9 %). Это может быть обусловлено двумя факторами – увеличением активности участников ВЭД в регионе деятельности Омской таможни, постепенным вовлечением на внутренний рынок страны большего количества контрагентов, либо увеличением ставок платежей, увеличением таможенной стоимости (т. е. удорожанием продукции) ввозимых товаров. Общая тенденция увеличения сумм платежей распространилась на таможенные сборы и НДС, то есть платежи, по которым за отчетный период были предоставлены льготы по уплате. Однако нельзя утверждать, что увеличение или сокращение объема взимаемого вида платежа приведет к закономерному соответственному изменению объема предоставленных льгот по данному виду платежа. Это правомерно в связи с тем, что объем предоставляемых льгот в большей степени зависит от вида и предназначения товара, чем от его стоимости или весовой характеристики, которые, несомненно, повлияют на объем взимаемых таможенных платежей. Структура распределения объема льгот по уплате таможенных платежей по видам предопределена объемами соответствующих взимаемых таможенных платежей. Однако их конкретное процентное соотношение не зависит от изменения структуры таможенных платежей, иначе льготы по видам имели бы прямую зависимость от соответствующего вида таможенного платежа и имели бы постоянное значение их доли. Как и следовало предполагать, результаты расчетов подтвердили незначительную долю (около 0,13 %), которую таможенные льготы занимают в общей сумме платежей. Однако участники ВЭД сократили свои расходы на общую сумму 11 010,65 млн. руб. за три последних года, что является довольно значимой для них суммой денежных средств.
Подводя
итог, можно сказать, что анализ льгот
по уплате таможенных платежей, предоставленных
в зоне деятельности Омской таможни,
показал объем льгот по видам
с разными основаниями
Размер льготы в каждом конкретном случае зависит от целого ряда факторов: вид платежа, по которому производится полное условное освобождение от уплаты таможенного платежа или снижение ставки в отношении таможенной пошлины; ставка платежа; вес или таможенная стоимость товара10.
2.2 Порядок предоставления
льгот при уплате таможенных
платежей.
Для того, чтобы понять как осуществляется предоставление льгот по всем таможенным платежам, рассмотрим следующую схему: участник ВЭД предоставляет пакет документов, необходимых для подтверждения права на льготы по таможенным платежам. На основании проверки этих документов таможенным органом выносится решение о предоставлении льгот или их непредоставлении (в случае выявления неподачи сведений или подачи недостоверных сведений). Затем, при предоставлении льготы, происходит дальнейшее оформление товаров с одновременной подачей сведений о предоставленной льготе в ФТС. ФТС выносит решение в рамках ведомственного контроля о подтверждении или отмене решения таможни. Если ФТС было отменено решение о правомерности предоставления льгот, то заводится процедура принудительного взыскания путем выставления требования участнику ВЭД на сумму предоставленной льготы. В случае непогашения этого требования в нормативный срок таможенный орган имеет право взыскать сумму непосредственно из обеспечения таможенных платежей участника ВЭД.
Предоставление льгот по уплате таможенной пошлины не должно входить в противоречие с фискальным предназначением таможенной пошлины. Игнорирование этого обстоятельства неизбежно приводит к негативным последствиям для финансовой системы Российской Федерации, поскольку активное использование льготного таможенного обложения ведет к «недопоставкам» в доходную часть федерального бюджета11.
Рассмотрим также порядок предоставления льгот на ввозную таможенную пошлину на товары, ввозимые в качестве вклада в уставный капитал.