Влияние мер таможенного регулирования на импорт товаров в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 11:02, дипломная работа

Краткое описание

Внешнеэкономические отношения становятся все более заметной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Растет интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран.
В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малого бизнеса и государственных учреждений нуждаются в в объективной информации о мировом рынке, его структуре, организации и технике осуществления коммерческих операций. международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повысить производительность своих ресурсов и таким образом увеличить общий объем производства.
Суверенные государства, а так же частные лица, регионы и страны могут извлечь пользу из опыта на продуктах, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии эффективно производить сами. В основе более углубленного изучения вопроса "Что в конечном итоге привело к развитию международной торговли?" лежат два обстоятельства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ - ОСНОВА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5
1.1. Понятие, сущность виды таможенного тарифа. 5
1.2. История становления системы регулирования импорта в России 22
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ИМПОРТОМ РАЗЛИЧНЫХ ТОВАРОВ В РФ ПРИ ПОМОЩИ МЕР ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 37
2.1. Особенности импортного регулирования экономики 37
2.2. Влияние на таможенные пошлины и на импорт товаров в РФ вступления России в ВТО. 43
2.3. Таможенно-тарифные методы регулирования российского импорта. 52
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТА В РФ, ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА НА ПРИМЕРЕ ОДНОЙ ИЗ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ 63
3.1. Таможенное регулирование импорта на примере программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период до 2020 г. 63
3.2. Проблемы Российского импорта. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_001.docx

— 420.00 Кб (Скачать файл)

Государственная Дума одобрила принятие статьи 24 «Утилизационный сбор» 13 июля 2012 г., и закон вступил в силу с 1 сентября 2012 г. Правительство Российской Федерации одобрило ряд документов, описывающих порядок и правила взимания утилизационного сбора.

Прежде всего, важно заметить, что заявленной целью введения утилизационного сбора является необходимость обеспечения экологической безопасности – аналогичные меры по защите окружающей среды имеют многие страны. К примеру, в Нидерландах действует специализированная компания, ответственная за безвозмездный сбор и утилизацию старых транспортных средств. При этом средства для финансирования поступают как часть сбора, который уплачивается при регистрации транспортного средства независимо от его места происхождения. В Японии действует принцип «долевой ответственности», в соответствии с которым потребитель платит часть средств за утилизацию транспортного средства в виде налога. В Европейском Союзе разработана комплексная программа по утилизации, включающая контроль на разных стадиях производства и эксплуатации.

Согласно российской практике, утилизационный сбор уплачивается как в отношении импортных автомобилей, так и транспортных средств, произведенных и изготовленных на территории Российской Федерации. Данное условие предполагает, что плательщиками утилизационного сбора являются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств, производство и изготовление на территории России, или приобрели их у лиц, не уплативших утилизационного сбора. Здесь стоит отметить, что утилизационный сбор подлежит уплате в отношении транспортных средств, ввезённых или произведенных на территории России лишь после 1 сентября 2012 г. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска, масса и другие физические характеристики транспортного средства.

На первый взгляд, данные положения являются рациональным следствием необходимости обеспечения экологической безопасности и применяются как в отношении импортных, так и отечественных производителей. Однако постановления содержат ряд исключений, согласно которым утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, которые были произведены, изготовлены организациями, взявшими на себя обязательства по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты своих потребительских свойств.42

Кроме того, абзацем 6 пункта 6 статьи 24 «Утилизационный сбор» установлено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении т/с, «которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза». Условия, при соблюдении которых данное изъятие работает, установлены Правительством Российской Федерации:

  1. транспортное средство ввезено в Республику Беларусь или Республику Казахстан в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым на территории Белоруссии и Казахстана в соответствии с перечнем товаров и ставок, в отношении которых Республикой Беларусь и Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза (ЕТТ ТС), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 55;
  2. организация - изготовитель колесных транспортных средств включена в перечень организаций-изготовителей, зарегистрированных на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, которые не уплачивают утилизационный сбор, ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Вышеуказанные условия предполагают, что в случае, если транспортное средство было ввезено на территорию Российской Федерации по ставкам, отличным от ЕТТ ТС, то в отношении него утилизационный сбор уплачиваться не должен.

Фактически, из этого следует, что при ввозе транспортного средства с территории государств-членов

Таможенного Союза с целью оценки необходимости уплаты утилизационного сбора необходимо исходить, в первую очередь, из того, уплачивает ли рассматриваемая компания (дилер) ставки таможенных пошлин, отличные от ЕТТ ТС. Следует также отметить, что согласно пункту 1 статьи 3 Соглашения от 15.04.1994 года «О создании зоны свободной торговли», применяемого Республикой Беларусь и Российской Федерацией, а также ряду иных законодательных актов, установлено, что российские товары, ввозимые на территорию Республики Беларусь, а также белорусские товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, не подлежат таможенному оформлению в общеустановленном порядке.

Таблица 3 упрощенно показывает механизм уплаты утилизационного сбора различными плательщиками.

Таблица 3 – Уплата утилизационного сбора

Прежде всего, стоит отметить, что взимание утилизационного сбора осуществляет Федеральная таможенная служба. Плательщиками являются, соответственно, производители (отечественные производители, а также производители из Белоруссии и Казахстана), импортеры (импорт осуществляется из Белоруссии и Казахстана, а также из третьих стран), а также лица, приобретающие транспортные средства у лиц, не уплативших утилизационный сбор. Отечественные производители и изготовители, а также производители и изготовители из Белоруссии и Казахстана, имеют право взять на себя обязательства по последующему обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств.

Согласно пункту 10 «Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора», отметка об уплате утилизационного сбора (или об основании его неуплаты) проставляется в бланке паспорта транспортного средства в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Федеральной таможенной службой и Министерством промышленности и торговли, а также в паспорте самоходной машины и других видов техники – в порядке, определяемом Министерством сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной таможенной службой и Министерством промышленности и торговли. Таможенный орган выдает плательщику приходной ордер, заполняемый плательщиком в соответствии с правилами, установленными Федеральной таможенной службой.43

Ответственным за организацию деятельности по обращению с отходами органом является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое распределяет средства из федерального бюджета в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации (Таблица 4).

Таблица 4 – Функции министерства природных ресурсов и экологии и условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации

 

 

 

Рассмотрим подробно случай, когда транспортное средство производится на территории Российской Федерации и предприятие-изготовитель берет на себя обязательства по последующему обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств. Эта оговорка предусматривает особые условия для компаний, осуществляющих производство и сборку на территории Российской Федерации, в то время как импортёры обязаны будут уплачивать сбор при ввозе транспортного средства. При этом один из основных принципов ВТО - национальный режим – предусматривающий не менее благоприятные условия для импортеров, чем для местных производителей, нарушается в той части, что импортеры не могут получить права по взятию на себя обязательств по переработке. Здесь, конечно, стоит отметить, что установление равных условий по взятию обязательств было бы крайне сложно осуществить, ввиду отсутствия у иностранных поставщиков перерабатывающих мощностей и лицензий на осуществление соответствующей деятельности на территории Российской Федерации, – условия, которые определяются режимом доступа иностранных инвестиций.

Тем не менее, формулировка устанавливает различные режимы деятельности для отечественных компаний и иностранных поставщиков. Тот факт, являются ли данные условия дискриминационными, должен быть подкреплен расчётами, сопоставляющими размер уплаченного утилизационного сбора по сравнению с затратами на утилизацию, которые предположительно понесут организации и индивидуальные предприниматели, взявшие на себя ответственность по обеспечению безопасного обращения с отходами ВЭТС. 44

Следует напомнить, что утилизационный сбор, согласно законодательным документам, взимается с целью защиты окружающей среды и обеспечения безопасного обращения с отходами. Таким образом, собранные средства должны отражать затраты на утилизацию транспортного средства. За рубежом, по некоторым оценкам, стоимость утилизации, включаемая, как правило, в стоимость автомобиля при его покупке, составляет около 100 долларов. С учетом создания новой инфраструктуры и запуска мощностей, в России стоимость утилизации в среднем может превышать данную цифру. Однако различия в поправочных коэффициентах могут доводить стоимость утилизации до сумм гораздо более высокого порядка, что может говорить о наличии других факторов, определяющих величину утилизационного сбора.

Так, к примеру, стоимость подержанного автомобиля (более 3 лет) может быть увеличена за счет утилизационного сбора на сумму более, чем 100 тыс. руб., что уже достаточно для создания ситуации, когда стоимость транспортного средства становится сопоставимой с величиной утилизационного сбора. Это может говорить о привязке размера утилизационного сбора, скорее, к необходимому уровню защиты отечественной отрасли после снижения пошлин при вступлении в ВТО.

Другим доказательным примером такой мотивации может служить довольно значительное различие в коэффициентах и базовых ставках на различные категории транспортных средств, в частности, высокие суммы сбора на грузовой транспорт.

В России производство грузовых автомобилей является относительно конкурентоспособным на данном этапе. Однако после вступления в ВТО пошлины на данный вид транспорта должны довольно значительно и резко снизиться, что приведет к потере одного из важнейших факторов конкурентоспособности. Этот факт может объяснять довольно высокие размеры утилизационного сбора, вводимого на категорию грузового транспорта.45

В целом, помимо вышеуказанных потенциальных несоответствий утилизационного сбора правилам ВТО, можно выделить также и другие, к примеру, отсутствие мер регулирования в отношении аналогичной продукции. Существует риск того, что страны-партнеры признают действия российского правительства противоречащими взятым на себя обязательствами в рамках ВТО, и подадут жалобу в

Орган по разрешению споров ВТО.

Важно отметить, что некоторые европейские страны имеют опыт торговых споров в отношении аналогичных мер по защите окружающей среды. Так, в Румынии в январе 2007 г. был введен дополнительный налог на ввоз определенного типа автомобилей. Комиссия ЕС признала данный налог дискриминационным в отношении импорта и потребовала внесения изменений в румынское законодательство. В Польше в 2006 г. также был введен утилизационный сбор в размере 148,8 евро на импортные подержанные автомобили, который также был признан несоответствующим обязательствам Польши в рамках ЕС. В результате, меры, применяемые в Румынии и Польше, были рассмотрены в Европейском суде, и исход дел оказался негативным для обеих стран.

Возвращаясь к введенному в России утилизационному сбору, необходимо отметить, что ЕС и Украина высказали свои сомнения относительно соответствия введенной меры обязательствам, взятым на себя Россией при вступлении в ВТО. Пока остается неясной вероятность подачи жалобы на Россию в Орган по разрешению споров ВТО, однако стоит признать, что существуют основания считать данный сбор противоречащим правилам ВТО, и в случае неблагоприятного для России развития ситуации, введение меры может привести к существенным затратам и репутационным рискам.

Таможенный орган выдает плательщику приходной ордер, заполняемый плательщиком в соответствии с правилами, установленными Федеральной таможенной службой.Ответственным за организацию деятельности по обращению с отходами органом является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое распределяет средства из федерального бюджета в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации (Таблица 4).Таблица 4 – Функции министерства природных ресурсов и экологии и условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской ФедерацииРассмотрим подробно случай, когда транспортное средство производится на территории Российской Федерации и предприятие-изготовитель берет на себя обязательства по последующему обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств. Эта оговорка предусматривает особые условия для компаний, осуществляющих производство и сборку на территории Российской Федерации, в то время как импортёры обязаны будут уплачивать сбор при ввозе транспортного средства.

Таможенный орган выдает плательщику приходной ордер, заполняемый плательщиком в соответствии с правилами, установленными Федеральной таможенной службой. Ответственным за организацию деятельности по обращению с отходами органом является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое распределяет средства из федерального бюджета в пользу бюджетов субъектов Российской Федерации (Таблица 4).Таблица 4 – Функции министерства природных ресурсов и экологии и условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской ФедерацииРассмотрим подробно случай, когда транспортное средство производится на территории Российской Федерации и предприятие-изготовитель берет на себя обязательства по последующему обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств. Эта оговорка предусматривает особые условия для компаний, осуществляющих производство и сборку на территории Российской Федерации, в то время как импортёры обязаны будут уплачивать сбор при ввозе транспортного средства.

Информация о работе Влияние мер таможенного регулирования на импорт товаров в РФ