Влияние мер таможенного регулирования на импорт товаров в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 11:02, дипломная работа

Краткое описание

Внешнеэкономические отношения становятся все более заметной частью хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Растет интерес к участию в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами из зарубежных стран.
В этих условиях все большее число работников производственной сферы, малого бизнеса и государственных учреждений нуждаются в в объективной информации о мировом рынке, его структуре, организации и технике осуществления коммерческих операций. международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повысить производительность своих ресурсов и таким образом увеличить общий объем производства.
Суверенные государства, а так же частные лица, регионы и страны могут извлечь пользу из опыта на продуктах, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии эффективно производить сами. В основе более углубленного изучения вопроса "Что в конечном итоге привело к развитию международной торговли?" лежат два обстоятельства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ - ОСНОВА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5
1.1. Понятие, сущность виды таможенного тарифа. 5
1.2. История становления системы регулирования импорта в России 22
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ИМПОРТОМ РАЗЛИЧНЫХ ТОВАРОВ В РФ ПРИ ПОМОЩИ МЕР ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 37
2.1. Особенности импортного регулирования экономики 37
2.2. Влияние на таможенные пошлины и на импорт товаров в РФ вступления России в ВТО. 43
2.3. Таможенно-тарифные методы регулирования российского импорта. 52
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТА В РФ, ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА НА ПРИМЕРЕ ОДНОЙ ИЗ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ 63
3.1. Таможенное регулирование импорта на примере программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период до 2020 г. 63
3.2. Проблемы Российского импорта. 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_001.docx

— 420.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы импорта в рф, таможенное регулирование импорта на примере одной из российских государственных программ

3.1. Таможенное регулирование импорта на примере программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период до 2020 г.

 

Вполне ясным становится тот факт, что чем выше таможенные пошлины на импортные товары, тем меньше их будут ввозить в страну, потому, что это экономически не прибыльно зачастую, и наоборот снижение таможенной пошлины на ввоз рождает приток иностранного товара в РФ. Таким образом, мы всегда можем определить по повышению таможенных пошлин, какой вид отечественного товара законодатели продвигают в настоящее время.. Действие преференциального режима распространено и на отдельные виды наиболее чувствительных к ввозу товаров. Решение о включении в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины комиссия Таможенного союза принимает консенсусом, тех или иных товарных позиций принимается коллегиально участниками Таможенного союза (например, в него включены товары, относящиеся к группе мясной и молочной продукции, пищевой и готовой продукции, минеральное топливо, нефть и т. д.).При ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза могут применяться тарифные льготы — освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, пониженные ставки пошлин.

Таким образом, таможенное регулирование является одним из инструментов реализации Программы (Приложение № 4), кроме того, из всего спектра мер таможенного регулирования в Программе делается акцент на применение мер таможенно-тарифного регулирования. 46

По мнению экспертов форума «Деловая Россия», состоявшемся в июле 2013 г., наивысшим уровнем реализации вызовов в конкурентной борьбе (на современном этапе) являются слияния и поглощения как национальных, так и транснациональных компаний. В этой части может идти речь о таких мерах таможенного регулирования, которые бы поддерживали российские предпринимательские структуры не только на товарных ранках как таковых. Меры таможенного регулирования должны быть направлены на упрощение (или даже привлекательность) механизмов создания совместных предприятий, дочерних компаний или филиалов. Реализовать это возможно, скорее, через трансформацию таможенных процедур, нежели посредством таможенно-тарифного регулирования.47

Как сказал однажды В.В. Путин – у нас десятки человек пишут законы, а тысячи придумывают, как их обходить. И дело здесь не в качестве законов. Просто люди совершают действия, исходя из собственных представлений. Участие государства в обеспечении конкурентоспособности национальных предпринимательских структур должно носить системный характер и строиться на пяти принципах, предложенных нами для институциональных моделей обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур, а именно: социальной справедливости, комплементарности институтов, временного и пространственного детерминизма, ограниченности монетарного диапазона управляющей системы,  транспарентности. Меры таможенного регулирования не противоречат последним четырем.48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Проблемы Российского импорта.

 

Изобилием продуктов на наших прилавках, вот уже лет 20 как никого не удивить. Наша страна, богатая черноземом и тучными пастбищами, больше половины потребляемой нами еды завозит из вне.

Россия – крупнейший мировой импортер продовольствия, несмотря на принятую доктрину продовольственной безопасности, по которой стране предстоит к 2020 году снизить долю импорта продуктов.

Один из крупнейших поставщиков продовольствия в Россию – Бразилия. Из Южной Америки к нам везут 80% импортного сахара сырца, 60% мяса крупного рогатого скота и половину всего российского импорта свиного мяса. США, по прежнему, поставляют нам курицу. В 2010 году американская курятина достигла 80% российского импорта. Сухое молоко в Россию везут из Белоруссии – 90% российского импорта. Растительное масло везут из Украины – 90% российского импорта. Рыбу из Норвегии – 40% российского импорта. Рис из Тайланда – 37% российского импорта.

Аналитики отметили, что рост объема рынка в значительной степени  обусловлен увеличением поставок говядины из Республики Беларусь. Импорт белорусской  говядины за рассматриваемый период увеличился более чем на 45%. Одним из факторов, способствующих наращиванию  импорта из Республики Беларусь и  его сокращению из стран дальнего зарубежья, помимо отсутствия квот, является весьма привлекательная цена белорусской  продукции. Так, по данным еженедельного  мониторинга рынка, средние цены на белорусскую охлажденную говядину, поставляемую в Россию, в первые четыре месяца текущего года составляли 4,62 USD/кг, на замороженную - 3,01 USD/кг. При этом средняя стоимость охлажденной и замороженной говядины, импортируемой из других стран, являющихся традиционными поставщиками этого товара в Россию, в указанный период находилась на уровне 5,60 USD/кг и 4,44 USD/кг соответственно.

Падение импорта свинины связано сразу с несколькими факторами, с одной стороны это вспышки африканской чумы в соседних странах и, следовательно, действующие в определенное время запреты на ввоз.

Помимо этого, снижение импорта прогнозировали ещё в 2012 г. Несмотря на то, что после вступления в ВТО Россия ослабила режим ввоза в страну свинины. В частности, была обнулена ставка пошлины на импорт этого мяса в рамках квоты и с 40% до 5% снижена пошлина на ввоз живых свиней. В 2012 году, по мнению С. Юшина - директора национальной мясной ассоциации (НМА), одной из причин снижения импорта свинины является исключение этого мяса, а также мяса птицы из перечня товаров, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

Среди других товаров снизились доли топливно-энергетических товаров с 7% до 4,4% и продукции химической промышленности - с 10,6 до 9,1%. И стоимостные и физические объемы данных товаров сократились.

Возросли физические объемы импорта тканей хлопчатобумажных на 44,3%, обуви с верхом из натуральной кожи - на 12,9%. Вместе с тем объемы поставок одежды снизились на 39,0%.

Россия отдает за импорт 10 млрд. долларов в год. Не весь импорт можно заменить отечественными продуктами, но сумма, которая могла уходить российским производителям – огромна. Импорт продовольствия угрожает нашим аграриям не только упущенной выгодой, но и разорением. Трудно конкурировать с зарубежными фермерами, которых поддерживает Европейский Союз.

Согласно Доктрине продовольственной безопасности, к 2020 году доля собственного зерна и картофеля на российском рынке должна быть не менее 95%, молока и молочных продуктов – 90%, мяса и соли 85%; сахара, растительного масла и рыбной продукции – 80%. Доктрину приняли, дело осталось за реализацией.

«Открыв в прошлом году рынок перед иностранной продукцией, наши чиновники так и не научились использовать инструменты и возможности ВТО для защиты национальных интересов», - к такому выводу пришли в Счетной палате России. Соответствующее заключение аудиторов, по данным агентства «Финмаркет», подписал замглавы СПР Валерий Горегляд. Последствия уже очевидны: импорт теснит отечественные товары на российском рынке все активнее.

«Фактически», - отмечают аудиторы, – «мы выполняем все требования Всемирной торговой организации уже в полном объеме. Однако таможенные пошлины на импортные товары российское правительство держит на более низких уровнях, чем дозволяет соглашение с ВТО. Так, уровень средневзвешенных ставок импортных пошлин после переходного периода должен составлять 7,8%. Однако в других развивающихся странах они гораздо выше: в Бразилии - 13,7%, в Южной Корее - 12,1%, в Китае - 9,6%. Тем не менее, уже сейчас Россия довела их до уровня 7,4%, а к 2015 году намерена снизить до 5,9%. Ввозные пошлины уже ниже разрешенной ставки по 74 товарным группам». Действие преференциального режима распространено и на отдельные виды наиболее чувствительных к ввозу товаров. Решение о включении в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины комиссия Таможенного союза принимает консенсусом, тех или иных товарных позиций принимается коллегиально участниками Таможенного союза (например, в него включены товары, относящиеся к группе мясной и молочной продукции, пищевой и готовой продукции, минеральное топливо, нефть и т. д.).При ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза могут применяться тарифные льготы — освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, пониженные ставки пошлин.

 

Как бы то ни было, недостаток заинтересованности официальных структур в защите интересов отечественного производителя очевиден. Так, план адаптации российской экономики к правилам ВТО практически сорван. До сих пор не создано постоянное представительство России при ВТО. Поручения Минэкономразвития, МИДу и Минфину по этому направлению давались дважды в прошлом году, но так и не выполнены. Правда, и средства на функционирование постпредства (около 100 млн. руб. в год), а также 370 млн. руб. на покупку здания в Женеве в федеральный бюджет на 2013-2015 годы не заложены.

В конечном счете, все эти бюрократические неувязки негативно сказываются на отечественном производителе.

«Наиболее уязвимыми в рамках ВТО оказались несколько секторов: производство свинины и мясопродуктов, а также автомобилестроение и производство комбайнов», - отмечает руководитель направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников. – «Именно в этих секторах наиболее остро отечественные производители чувствуют усиление конкуренции со стороны зарубежных компаний, что уже привело к ощутимым проблемам. Именно здесь государство должно искать некие ассиметричные ответы, чтобы выровнять ситуацию».

Очевидно, что наши переговорщики допустили ряд просчетов. С их точки зрения, они заложили даже некий запас, в том числе, по предельным размерам господдержки по отношению к ее текущим объемам. Но ведь на самом деле было понятно, что эти объемы совершенно недостаточны с точки зрения перспектив развития экономики. Следовало бы определять не объемы помощи в целом по стране, а какую долю в финансировании одного предприятия, одного хозяйства может составлять госпомощь.

Россия по комфортности условий для отечественного производителя оказалась где-то в серединке списка стран-членов ВТО. Однако, если брать экономику в целом, то вопрос ввозных пошлин не так существенен. До конца 2017 года, по согласованным правилам членства в ВТО, Россия может опустить средневзвешенные ставки ввозных пошлин на 2 процентных пункта. При этом очевидно, что, в случае неких неурядиц, курс рубля может скорректироваться куда сильнее. В целом потенциал влияния денежно-курсовой политики государства на самочувствие российских производителей сегодня в несколько раз больше, нежели изменение пошлин на указанную величину. Действие преференциального режима распространено и на отдельные виды наиболее чувствительных к ввозу товаров. Решение о включении в Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины комиссия Таможенного союза принимает консенсусом, тех или иных товарных позиций принимается коллегиально участниками Таможенного союза (например, в него включены товары, относящиеся к группе мясной и молочной продукции, пищевой и готовой продукции, минеральное топливо, нефть и т. д.).При ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза могут применяться тарифные льготы — освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, пониженные ставки пошлин.

Кроме того, гораздо большую поддержку со стороны государства российским компаниям, ориентированным на внутренний рынок, сегодня может оказать не процент таможенных ставок, а качественное изменение таможенного администрирования. В сегодняшних условиях превалирующее значение имеет объем неофициальных поставок, а не уровень официальных пошлин. Так что борьба с «серым импортом» является более значимым резервом, который в состоянии компенсировать нашим компаниям изменение официальных ставок. Но не следует забывать, что реальное использование этого резерва существенно затрудняется в рамках Таможенного союза, поскольку одновременно необходимо провести и качественное усиление таможенного администрирования и на границах Казахстана, и Белоруссии, а это не в юрисдикции нашего правительства.

Меры прямой господдержки достаточно дорого стоят, но при этом не обязательно эффективны. Куда эффективнее и дешевле - закрывать границы для чужих товаров. Однако именно это запрещено правилами ВТО. Можно, конечно, выдумать какие-то тактические маневры по отдельным товарам. Но в целом наблюдается классическая проблема российского управления - создать себе проблемы, а потом изобретать способы их трудного решения.

Наше правительство находится в плену либеральных идеологов, которые в частности, утверждают, что рынок сам объективно все взвешивает и оценивает. Но на самом деле рынок субъективен - есть лишь решения людей, администраторов и регуляторов. Возводя эти идеологии в абсолют, российское правительство уподобляется человеку, который идет против движения эскалатора, но рано или поздно ему придется повернуться и начать двигаться в том же направлении. Потому что сегодняшние экономические реалии требуют совершенно другой экономической политики. Когда-нибудь корректировать внутриэкономический курс придется довольно серьезно, поскольку объективным требования развития нашей страны он совершенно не соответствует. До тех же пор проблемы лишь продолжат накапливаться.

Присоединение нашей страны к ВТО действительно начинает приводить к тем последствиям, о которых говорили: увеличивается и в стоимостном и физическом выражении импорт из стран Дальнего Зарубежья, причем в его структуре преобладают товары высокой степени переработки - машины и оборудование, продовольственные товары, т.е. преимущественно готовая продукция, в то время как мы поставляем за рубеж сырье.  При этом понижения цен для потребителя, которое прогнозировали эксперты, так и не произошло.

Таким образом, как и отмечают многие эксперты, ощутимых выгод от присоединения России к ВТО пока не видно - должно пройти время, прежде чем проявятся реальные результаты.

Информация о работе Влияние мер таможенного регулирования на импорт товаров в РФ