Возврат таможенных пошлин и налогов и иных денежных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть порядок и условия возврата денежных сумм с выплаченных таможенных пошлин налогов и других денежных взысканий. Исходя из этого были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть понятие таможенной пошлины.
2.Рассмотреть порядок возврата таможенных пошлин и налогов.
3.Решить проблемы возврата таможенных пошлин и платежей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность таможенной пошлины…………………………………. 5
1.1. Понятие, природа и виды таможенной пошлины…………………….. 5
1.2. Порядок уплаты таможенной пошлины………………………………. 12
1.3. Экономическая сущность налогов…………………………………….. 19
Глава 2. Возврат таможенных пошлин и налогов в РФ…………………… 27
2.1. Случаи возврата таможенных пошлин………………………………… 27
2.2. Случаи и порядок возврата налогов…………………………………… 30
Глава 3. Проблемы возврата таможенных пошлин, налогов
и других денежных средств………………………………………………….

36
3.1. Проблемы возврата и рекомендации для их расширения…………… 36
Заключение…………………………………………………………………… 39
Список литературы………………………………………………………….. 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

2.2. Случаи и порядок возврата налогов

      Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

      Зачет сумм излишне уплаченных федеральных  налогов и сборов, региональных и  местных налогов производится по соответствующим видам налогов  и сборов, а также по пеням, начисленным  по соответствующим налогам и  сборам.

      Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

        Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

      В случае обнаружения фактов, свидетельствующих  о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

      Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

      Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.

      В случае решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

      Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику  представить в налоговый орган  письменное заявление о зачете суммы  излишне уплаченного налога в  счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

        Сумма излишне уплаченного налога  подлежит возврату по письменному  заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

      Возврат налогоплательщику суммы излишне  уплаченного налога при наличии  у него недоимки по иным налогам  соответствующего вида или задолженности  по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

      Заявление о зачете или о возврате суммы  излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

        Решение о возврате суммы излишне  уплаченного налога принимается  налоговым органом в течение  10 дней со дня получения заявления  налогоплательщика о возврате  суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

      До  истечения срока, установленного абзацем  первым настоящего пункта, поручение  на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

      Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или  решении об отказе в осуществлении  зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

      Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

      В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

      Процентная  ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения  срока возврата.

      Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

      Возврат подоходного налога за обучение возможен при оплате:

      - собственного обучения (по любой форме);

      - при оплате обучения детей по очной форме (детский сад, школа, ВУЗ, аспирантура) в возрасте до 24 лет;

      - обучения брата (сестры).

      Социальный  налоговый вычет предоставляется  при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного подтверждения учебного статуса. Вычет не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского капитала.

      Для возврата подоходного налога за обучение необходимо подать налоговую декларацию 3-НДФЛ вместе с заявлением на социальный вычет.

      Необходимо  приложить подтверждающие документы:

      - справки о доходах по форме 2-НДФЛ;

      - копию договора на обучение;

      - копии квитанций об оплате;

      - копию свидетельства о рождении (при оплате обучения ребенка);

      - копию лицензии (представление копии лицензии в налоговый орган не является обязательным, если ее реквизиты указаны в договоре на обучение).

      В деятельности торговых организаций нередко возникает ситуация, когда за возвращенный не в день его приобретения товар, расчеты за который производились с применением банковской карты, покупателю возвращаются наличные денежные средства.Однако в правоприменительной практике налоговых органов довольно распространена позиция, согласно которой при расчетах между торговой организацией и покупателем с применением пластиковой карты в случае расторжения договора купли-продажи возврат денег покупателю осуществляется только на пластиковую карту. Рассмотрим вопрос через призму законодательной базы.

      Разграничить  ситуации, в которых возврат наличными  денежными средствами возможен или не возможен, позволяет анализ правоотношений, возникающих при расчетах за товар с пластиковой карты между торговой организацией, покупателем и банком — эмитентом карты. В настоящей статье не рассматриваются отношения, возникающие при применении корпоративных банковских карт, т.е. анализируется случай, когда клиентом кредитной организации и держателем (владельцем) пластиковой карты является физическое лицо — покупатель товаров.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Проблемы возврата таможенных пошлин, налогов и других денежных средств

    1. Проблемы возврата и рекомендации для их решения

      Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным Главой 33 ТК РФ для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа ( в соответствии с нормами пункта 5 статьи 330 ТК РФ).

      Если заявление о возврате авансовых платежей не подано в установленные сроки, указанные денежные средства подлежат перечислению в федеральный бюджет.

      На  практике таможенные органы отказывали заявителю в возврате денежных средств. Судом было указано на тот факт, что авансовые платежи являются собственностью плательщика и таможенного органа отсутствуют полномочия на списание данных средств в бюджет. Кроме того, по мнению судов, трехгодичный срок – это срок, в течение которого необходимо подать заявление, по истечение указанного срока авансовые платежи остаются на счетах таможенного органа, а плательщик вправе распоряжаться ими дальше, т.е. осуществлять за счет этих средств уплату таможенных платежей.

      Между тем, начиная с 01.10.2009 ситуация с возвратом авансовых платежей изменилась, в пункт 5 статьи 330 ТК РФ внесены значительные изменения: «Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33), если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей. Если лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат».

      Таким образом, законодатель фактически признал  действия таможенных органов по списанию в бюджет невостребованных авансовых платежей. Теперь такое списание будет проводиться автоматически по истечении трехгодичного срока, отведенного на подачу заявления о возврате.

      Вместе  с тем, нельзя согласится с указанной  позицией законодателя, поскольку она  также, как и позиция таможенных органов ранее, противоречит нормами части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, поскольку в силу норм части 2 и части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

      Никто не может быть лишен своего имущества  иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных  нужд может быть произведено только при условии предварительного и  равноценного возмещения.

      В силу того, что в соответствии с  пунктом 3 статьи 330 ТК РФ денежные средства, внесенные в качестве авансовых  платежей, являются имуществом лица, внесшего указанные средства и не могут  рассматриваться в качестве таможенных платежей до того, как лицо не даст распоряжение об их использовании, то и неиспользованные авансовые платежи также продолжают оставаться имуществом плательщика.

      В соответствии с вышеизложенным, пункт 5 статьи 330 ТК РФ противоречит пункту 3 указанной статьи.

      Данное противоречие может быть устранено в случае, если законодатель пересмотрит положения пункта 5 статьи 330 ТК РФ, либо в случае, если Конституционный Суд Российской Федерации признает пункт 5 статьи 330 ТК РФ в части списания невостребованных авансовых платежей в бюджет, противоречащим статье 35 Конституции Российской Федерации.

Информация о работе Возврат таможенных пошлин и налогов и иных денежных средств