Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 04:43, дипломная работа
Налогообложение в целом и косвенные налоги, как предмет, рассматриваемый в данной работе – это средства государственного регулирования в сфере внутриполитических и международных экономических отношений. Развитию этих средств способствует рост влияния транснациональных компаний на мировую экономику, всеобщий процесс интернационализации экономической жизни в развитых странах, интеграция экономик одних стран, в экономику других стран, заключение многосторонних соглашений в сфере таможенного дела и налогообложения, глобализация экономики в целом.
Введение …………………………………………………………………………4
1 Сущность налогов. Экономическое и юридическое содержание косвенных налогов……………………………………….6
1.1 Экономическая природа НДС и акциза……………………………………….6
1.2 Юридическая основа косвенных налогов…………………………………...10
1.3 Международно-правовое регулирование косвенного налогообложения во внешней торговле Республики Казахстан………………………………………..13
2 Специфика взыскания косвенных налогов во внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан……………………………………………………………………….19
Особенности взимания НДС при осуществлении внешнеэкономической
деятельности………………………………………………………………………..19
2.2 Взимание акцизов при таможенном оформлении…………………………..33
2.3 Косвенное налогообложение при различных таможенных режимах……...42
3 Развитие политики и совершенсвование косвенного налогообложения в сфере внешнеторговых отношений…..51
Рассмотрение практики взыскания косвенных налогов в зарубежных
странах………………………………………………………………………………51
3.2 Аспекты преобразования косвенного налогообложения во внешней торговле Республики Казахстан……………………………………………………………...59
Заключение……………………………………………………………………..64
Список использованных источников………………………………68
В связи с изложенным, нельзя не согласиться с мнением Б. Аймакова, который пишет, что «систематизация порядка налогообложения, стабильность существующих налогов и наличие единого закона, регулирующего налоговые правоотношения в государстве, дают возможность налогоплательщику знать сколько и когда он должен платить в бюджет государства».
Ранее действовавший Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» не вполне соответствовал реалиям настоящего времени. Во-первых, он был ориентирован на фискальные интересы государства и на ведомственные интересы Налогового Комитета Республики Казахстан - Закон закрепил утяжеленную налоговую систему. Входящую в противоречие с общеэкономическими интересами общества, одновременно закрепив необыкновенно широкие односторонне- властные полномочия налоговой службы, что дает основу для ее административного произвола. Во-вторых, был крайне некачественно составлен текст, и язык изложения утяжелен и маловнятен. Все это делало Закон непонятным даже для специалистов. А что можно сказать про рядовых налогоплательщиков, которым, собственно, он и адресован?! Собственно поэтому в него поначалу вносилось множество изменений и дополнений, а впоследствии он был заменен на ныне действующий правовой акт.
В целом положения по НДС и акцизам, которые представлены в налоговом кодексе, сохранили свою преемственность. Но если начать детальный анализ, то сразу видны их отличия – появилась системность и последовательность в изложении.
Налогообложение внешней торговли – прерогатива таможенного законодательства.
Статьей 19 таможенного кодекса предусмотрено, что одной из основных задач таможенных органов Республики Казахстан ставится взимание таможенных платежей и налогов. Для реализации этой задачи издается множество подзаконных актов, регулирующих деятельность таможенных органов РК в сфере косвенного налогообложения внешней торговли.
Интересно положение принятых в 1991 году законов «О НДС» и «Об акцизе». Эти законы, содержащие основные элементы налогов: круг плательщиков, объект обложения, ставку налога, мертвым грузом лежат среди других нормативных актов, содержат в себе положения, зачастую противоречащие положениям законодательных актов.
В круг законодательства, составляющего правовую основу косвенного налогообложения внешней торговли РК, входят и акты Правительства. Например, Постановлением Правительства устанавливаются ставки акцизов на подакцизные товары, нормы провоза физическими лицами подакцизных товаров, которые не подлежат обложению акцизами. Постановлением Правительства вводятся меры по усилению контроля за поступлением средств в бюджет и т.д.
1.3 Международно-правовое регулирование косвенного налогообложения во внешней торговле Республики Казахстан
Суть международно-правового
Как известно, практика взимания НДС по международным стандартам основана на правиле международного соглашения о торговле услугами ВТО: «все, что ввозится в страну для потребления, этим налогом облагается, все, что вывозится из страны – не облагается, так как налоги будут уплачены в стране, куда товар или услуга ввезены» [8,с.64].
В СССР с 1985 года внутри страны НДС взимался по принципу производства, в торговле с внешним миром применяется принцип места назначения.
После распада СССР, в марте 1992 года, странами СНГ было подписано Соглашение «О согласованных принципах налоговой политики», в котором Стороны обязались проводить согласованную налоговую политику на основе унифицированных принципов и правил налогообложения (ст.1), в области НДС применять единую ставку и унифицированный порядок исчисления и уплаты (ст.2), а также взимать акцизы по согласованному перечню товаров, размеру ставок и унифицированному порядку исчисления и уплаты налога. Доходы от акцизов зачислялись по данному договору в бюджеты установивших их государств (ст.3). Таким образом, согласно этому Соглашению принцип внутреннего налогообложения НДС был перенесен на внешнюю торговлю между собой, т.е. экспорт в стране СНГ облагался НДС, как и при внутреннем производстве, а при импорте из этих стран не облагался НДС, т.к. был уже взят в стране-производителе. При этом НДС и акциз как и при внутреннем производстве, так и при экспорте стран СНГ поступал в бюджет страны-экспортера.
К системе взимания косвенных налогов по международным стандартам Казахстан стал фактически переходить с 1 января 1993 года, когда согласно изменениям в Законе «О НДС» и «Об акцизах», товары, экспортируемые за пределы СНГ, освобождались от НДС и акцизов. Таким образом, со странами дальнего зарубежья косвенное налогообложение внешней торговли стало осуществляться по международному стандарту, а со странами СНГ – нет.
13 ноября страны СНГ подписали
Решение о необходимости
Принятый в 1992 году странами СНГ принцип взимания косвенных налогов по месту происхождения имел ряд серьезных недостатков:
Общее неудовлетворение стран СНГ этим принципом нарастало. В 1994 году Украина первой в СНГ перешла в одностороннем порядке на международный принцип взимания косвенных налогов по стране назначения. Затем в рамках СНГ был разработан проект Соглашения по переходу на международный принцип взимания НДС во взаимной торговле, который был одобрен министрами финансов стран СНГ, в городе Ереване 12-13 октября 1996 года, но, в связи с особым мнением Российской Федерации, так и не был подписан.
В конце 1996 года Казахстан, неся потери бюджета в связи с компенсацией своим хозяйствующим субъектам налогов по материально-сырьевым ресурсам, ранее уплаченных на территории других стран СНГ, перестал принимать к зачету налог, уплаченный нерезидентами. Этот шаг был также продиктован тем, что принцип взимания косвенных налогов не предусматривал компенсации потерь бюджетов сторон.
Одновременно с этим Казахстан предложил всем странам СНГ подписать на двусторонней основе Соглашения по переходу на международный принцип взимания косвенных налогов «по стране назначения», которые бы исключили перекосы в системе налогообложения, возникшие с введением Указа Президента РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» 1995 года [9, с.14].
Основным оппонентом кардинального и быстрого изменения существующего принципа взимания косвенных налогов выступала Россия, что явилось причиной снижения взаимной торговли в 1997 году. Главный аргумент России заключается в том, что выигрывают от этого в основном соседи. В России импортируется куда меньше товаров, чем экспортируется. Получается, что бюджет может не досчитаться немалых сумм. Следующий аргумент состоит в том, что при «прозрачности» границ между странами СНГ, собираемость этого налога при переходе на международный принцип резко снизится, т.е. некоторые производители будут стараться заявить товары к экспорту, не уплачивая НДС и акцизы, а фактически будут реализовывать его в пределах таможенной территории России. Тем самым увеличится «псевдоэкспорт» и поступления в бюджет от НДС с производимых товаров снизятся. Это опасение имеет под собой почву.
Однако эту проблему можно решить
путем осуществления
Что касается акцизов, то согласованная политика их взимания – важнейший инструмент ВЭД, содействия отечественным товаропроизводителям со стороны государства, пополнения доходов его бюджета.
В соответствии с соглашением ЕврАзЭС, прежде всего, должны быть унифицированы косвенные налоги, имеющие эквивалентное действие. При этом надо иметь в виду, что акцизная политика затрудняет реализацию режима свободной торговли в той мере, в какой нарушает правила конкуренции, дискриминируя товары, ввозимые из других стран.
На основании действующих в государствах-участниках Таможенного Союза законодательных актов, которыми регулируются вопросы, связанные с уплатой акцизов, проведено сравнение национальных систем установления и применения акцизов. Указанное сравнение позволяет констатировать следующее:
Сказанное свидетельствует о том,
что, несмотря на заключенные международно-
Информация о работе Вопросы косвенного налогообложения в таможенном деле Республики Казахстан