Деятельность таможенных органиов по осуществлению валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов.

Содержание

Введение 3
1.Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля РФ. 5
2. Организация деятельности таможенных органов различных уровней по осуществлению валютного контроля. 8
2.1. Задачи таможенных органов по осуществлению валютного контроля. 8
2.2. Функции таможенных органов по осуществлению валютного контроля. 9
2.3. Права таможенных органов по осуществлению валютного контроля. 11
2.4. Механизм осуществления валютного контроля таможенным постом. 13
3. Ответственность за нарушение валютного законодательства 15
4. Проблемы осуществления и перспективы развития системы валютного контроля 19
4.1 Проблемы осуществления валютного контроля 19
4.2 Предложения по усовершенствованию валютного контроля 22
4.3 Перспективы развития системы валютного контроля 23
Заключение 29
Список используемых источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

валютное право.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

     Введение

     Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций. Таким образом, сформировалась система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.

     Острота проблемы незаконного вывоза российского  капитала побудила Президента и Правительство  Российской Федерации принять меры, направленные на обеспечение поступления в страну экспортной валютной выручки и упорядочивающие вывоз валюты из страны за рубеж (система валютного регулирования, важнейшим направлением которого является валютный контроль).

     Фундамент нормативной базы валютного регулирования образовали Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", а также принятые в его развитие многочисленные подзаконные акты. В 1992-1995 годах в основном было завершено строительство системы органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля.

     В 2003 году был принят  новый Федеральный  закон N 173-ФЗ "О валютном регулировании  и валютном контроле" (далее Закон), ознаменовавший новую эпоху развития валютного законодательства РФ. Принятие нового Закона позволило упорядочить  и кодифицировать многочисленные поправки, инструкции, положения в рамках одного документа,  однако деятельность по применению законодательства о валютном регулировании и валютном (экспортном и импортном) контроле свидетельствует о том, что тенденция утечки капитала из страны не преодолена. Главная причина этого, на мой взгляд, коренится в негодности методов и средств, применяемых государством для решения данной проблемы. Гражданско-правовая природа отношений, которые используются для переброса валюты за рубеж, отторгает неадекватные ей методы регулирования, имеющие главным образом административный характер.

     Существуют  и иные многочисленные способы нелегального или полулегального оставления российских валютных ресурсов за рубежом (занижение  контрактных цен; применение в противоправных целях особенностей международных валютных расчетов; использование оффшорного бизнеса в качестве легального канала утечки капитала и "отмывания" "грязных денег" и др.). Эти примеры - наглядная иллюстрация бессилия административных методов решения проблем, имеющих гражданско-правовой характер. Результатом такого рассогласования является тот факт, что законодательство о валютном регулировании несовершенно и не работает на те цели, ради которых оно создавалось. Более того, ужесточение законодательства о валютном контроле в качестве обратной реакции предпринимателей обусловило поиск ими новых каналов и способов утечки валюты за рубеж: изменение методов валютного регулирования влечет совершенствование способов противодействия ему.

     Однако, так или иначе на настоящий момент сложилась система валютного регулирования и валютного контроля Российской Федерации, составляющая неотъемлемую часть финансовой системы страны. Существует понятие законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, система контролирующих органов и определены санкции за нарушения в сфере валютного регулирования и контроля.

     Целью курсовой работы является рассмотрение деятельности таможенных органов различных  уровней по осуществлению валютного  контроля.

     Задачи  курсовой работы сводятся к определению нормативной базы по осуществлению валютного контроля таможенными органами, перечислению функций и задач, прав и обязанностей таможенных органов различных уровней, связанных с организацией валютного контроля, рассмотрению административной ответственности за несоблюдение валютного законодательства.

 

1.Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля РФ.

     Валютный  контроль осуществляется органами валютного  контроля (Центральным банком РФ, Правительством РФ, Росфиннадзор) и агентами валютного контроля (организациями, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля).

     При этом налагать штрафы, предусмотренные  валютным законодательством, за нарушение  законодательства о валютном регулировании имеют право только органы валютного контроля (в том числе и по представлению агентов).

     Полномочия  органов и агентов валютного  контроля (статья 23 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"):

     Органы  и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

     1) проводить проверки соблюдения  резидентами и нерезидентами  актов валютного законодательства  Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

     2) проводить проверки полноты и  достоверности учета и отчетности  по валютным операциям резидентов  и нерезидентов;

     3) запрашивать и получать документы  и информацию, которые связаны  с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

     Органы  валютного контроля и их должностные  лица в пределах своей компетенции имеют право:

     1) выдавать предписания об устранении  выявленных нарушений актов валютного  законодательства Российской Федерации  и актов органов валютного  регулирования;

     2) применять установленные законодательством  Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

     Агенты  валютного контроля и их должностные  лица обязаны:

     1) осуществлять контроль за соблюдением  резидентами и нерезидентами  актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

     2) представлять органам валютного  контроля информацию о валютных  операциях, проводимых с их  участием, в порядке, установленном  актами валютного законодательства  Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

     Органы  и агенты валютного контроля и  их должностные лица обязаны сохранять  в соответствии с законодательством  Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую  им известной при осуществлении их полномочий.

     Органы  и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному  Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления  его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

     Органы  и агенты валютного контроля и  их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством  Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

     Эти полномочия являются общими для органов  и агентов валютного контроля. Помимо этого разные органы валютного контроля имеют отличные друг от друга полномочия, обусловленные их компетенцией, целями и задачами, а также структурно-организационной формой.

     Рассмотрим  полномочия отдельных органов и  агентов валютного контроля.

     Согласно  Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ в части валютного регулирования и валютного контроля Банк России выполняет следующие функции:

     - осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

     - определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

     - организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России.

     - устанавливает условия открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте,

     - устанавливает порядок открытия счетов резидентов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации.

     В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", Правительство осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль. Кроме общих полномочий агентов валютного контроля Правительство РФ:

     - обеспечивает координацию деятельности  в области валютного контроля  федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

     - обеспечивает взаимодействие не  являющихся уполномоченными банками  профессиональных участников рынка  ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

     - устанавливает порядок представления  резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков.

     В соответствии с постановлением Правительства  РФ от 15 июня 2004 г. N 278 «Об утверждении положения о федеральной службе финансово-бюджетного надзора» федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

     Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  осуществляет следующие полномочия, касающиеся осуществления валютного контроля:

     1) осуществляет контроль и надзор  за соблюдением резидентами и  нерезидентами (за исключением  кредитных организаций и валютных  бирж) валютного законодательства  Российской Федерации, требований  актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений;

     2) осуществляет в рамках своей  компетенции производство по  делам об административных правонарушениях  в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     3) в установленном порядке взаимодействует  с органами государственной власти  иностранных государств и международными  организациями в установленной  сфере деятельности;

     Федеральная служба финансово-бюджетного надзора  не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

     Согласно  постановлению от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении положения о федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Информация о работе Деятельность таможенных органиов по осуществлению валютного контроля