Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:19, курсовая работа
Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов.
Введение 3
1.Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля РФ. 5
2. Организация деятельности таможенных органов различных уровней по осуществлению валютного контроля. 8
2.1. Задачи таможенных органов по осуществлению валютного контроля. 8
2.2. Функции таможенных органов по осуществлению валютного контроля. 9
2.3. Права таможенных органов по осуществлению валютного контроля. 11
2.4. Механизм осуществления валютного контроля таможенным постом. 13
3. Ответственность за нарушение валютного законодательства 15
4. Проблемы осуществления и перспективы развития системы валютного контроля 19
4.1 Проблемы осуществления валютного контроля 19
4.2 Предложения по усовершенствованию валютного контроля 22
4.3 Перспективы развития системы валютного контроля 23
Заключение 29
Список используемых источников 30
Статьей
15.25 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях
(КоАП России) установлена ответственность
за нарушение валютного
Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ.
Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.25 КоАП России, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП России предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций.
Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП России незаконными валютными операциями являются валютные операции, запрещенные валютным законодательством РФ, или валютные операции, осуществленные с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
В
настоящее время требования об обязательном
использовании специальных
Статьей 9 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173 - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) запрещены валютные операции между резидентами, за исключением операций, предусмотренных указанной статьей.
Частью 3 статьи 10 Закона установлено, что валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ. Из этого следует, что расчеты между нерезидентами в наличной валюте РФ на территории РФ запрещены.
Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП России, являются граждане, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты.
Предметом
административного
Частью 4 статьи 15.25 КоАП России установлена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
В
случае, если в соответствии с условиями
внешнеторгового договора (контракта)
продавцу-резиденту
Таким образом, зачисление денежных средств на счет в уполномоченном банке или возврат их в РФ после возбуждения дела об административном правонарушении не должно вести к прекращению производства по делу, а учитываются лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, как обстоятельство, смягчающее административную ответственность.
При совершении деяния, предусмотренного частью 4 или 5 статьи 15.25 КоАП России, дело об административном правонарушении возбуждается по каждому случаю невыполнения резидентом обязанности, установленной статьей 19 Закона (по каждому случаю нарушения сроков расчетов (ввоза товаров), предусмотренных внешнеторговыми договорами (контрактами)).
Субъектами правонарушений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП России, являются только резиденты - лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица. Частью 6 статьи 15.25 КоАП России предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Банк России. Банком России издана Инструкция от 15.06.2004 г. N 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».
При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы могут выявлять нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок, например, когда при декларировании товаров в таможенный орган представлена копия паспорта сделки, оформленного (переоформленного) с нарушением установленных сроков, форма которого не соответствует установленной Банком России или одна или несколько граф, которого заполнены с нарушением требований, установленных в приложении 4 к Инструкции 117-И.
Дело об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП России возбуждается по каждому случаю нарушения правил оформления паспорта сделки.
Субъектами
В статье 15 Закона установлены случаи, когда наличная иностранная валюта, валюта РФ, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.
В случае недекларирования либо недостоверного декларирования физическими лицами иностранной валюты и (или) валюты РФ, перемещаемых через таможенную границу РФ и подлежащих обязательному письменному декларированию, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной статьей 16.4 КоАП России (наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда).
В случае недекларирования юридическими лицами по установленной форме иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также в случае недекларирования физическими или юридическими лицами по установленной форме внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, дорожных чеков, перемещаемых через таможенную границу РФ и подлежащих декларированию путем подачи письменной таможенной декларации, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП России (наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда).
Стоимость внутренних
и внешних ценных бумаг, являющихся
предметом административного
Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту РФ производится по действующему на день совершения административного правонарушения курсу Центрального банка РФ.
Деятельность
Принятие 18.06.2004 г. Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) было направлено на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики. В этой связи, в настоящее время наметилась тенденция либерализации валютного законодательства, что постепенно уменьшает неоправданное вмешательство государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.
В
соответствии со статьей 14 Закона расчеты
при осуществлении валютных операций
(расчеты резидентов с нерезидентами
с использованием валютных ценностей,
валюты РФ, внутренних ценных бумаг в качестве
средства платежа) производятся резидентами
через банковские счета в уполномоченных
банках. Внешнеторговые сделки физических
лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность, также должны совершаться
в письменной форме и предусматривать
проведение расчетов, как представлено
на рисунке 1.
Рисунок 1 - Проблемы осуществления валютного контроля
В соответствии с п. 3.2 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» требование об оформлении паспорта сделки не распространяется на контракты между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов. В этой связи усматривается тенденция уклонения от валютного контроля путём представления контрактов на сумму до пяти тысяч долларов. Участники ВЭД целенаправленно дробят поставку большой партии товара путём заключения нескольких импортных контрактов с одним и тем же нерезидентом, на один и тот же товар на сумму менее 5 тыс. долларов. Такая «порочная» практика сложилась при импорте автомобилей японского и корейского производства.
Фактурная стоимость ввезенных «иномарок» колеблется в интервале от 150 до 500 долларов. При этом, в контрактах условиями оплаты предусмотрены безналичные расчеты в течение 3-36 месяцев после поставки товара на российскую территорию. Данные условия позволяют сделать предположение, что расчёты произведены наличным путём.
Таможенные органы, руководствуясь статьями 363, 403 и 408 Таможенного кодекса Российской Федерации, направляют запросы в уполномоченные банки. Согласно полученным ответам на запросы уполномоченные банки сообщают, что участниками ВЭД никаких контрактов в банк не представлялось, соответственно, паспорт сделки не оформлялся, и расчеты по данным контрактам не производились, что также даёт основания предполагать, что оплата за поставленные товары по таким контрактам производилась наличными денежными средствами.
Информация о работе Деятельность таможенных органиов по осуществлению валютного контроля