Деятельность таможенных органиов по осуществлению валютного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов.

Содержание

Введение 3
1.Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля РФ. 5
2. Организация деятельности таможенных органов различных уровней по осуществлению валютного контроля. 8
2.1. Задачи таможенных органов по осуществлению валютного контроля. 8
2.2. Функции таможенных органов по осуществлению валютного контроля. 9
2.3. Права таможенных органов по осуществлению валютного контроля. 11
2.4. Механизм осуществления валютного контроля таможенным постом. 13
3. Ответственность за нарушение валютного законодательства 15
4. Проблемы осуществления и перспективы развития системы валютного контроля 19
4.1 Проблемы осуществления валютного контроля 19
4.2 Предложения по усовершенствованию валютного контроля 22
4.3 Перспективы развития системы валютного контроля 23
Заключение 29
Список используемых источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

валютное право.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

     Вместе  с тем данные предположения однозначно не доказывают фактов проведения расчётов наличными денежными средствами.

     Для решения данной проблемы необходимо внести предложение об изменении  законодательной базы. Возможно, в  случае заключения участниками ВЭД  внешнеторговых контрактов, не требующих  оформления паспорта сделки, необходимо ввести обязательное условие предварительной оплаты за отгруженные товары.

     Вместе  с тем, таможенные органы сталкиваются с рядом других проблем при  осуществлении валютного контроля. В первую очередь это связано  с упразднением понятия «текущих» валютных операций (90 дней) и введением привлечения недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности за невозврат валютной выручки в сроки, предусмотренные внешнеэкономическими договорами (контрактами), которые участник ВЭД может в любой момент изменить. Причём, участник ВЭД предоставляет в уполномоченный банк дополнение к договору, как правило, после выявления таможенными органами факта нарушения в период рассмотрения дела территориальными управлениями Росфиннадзора. Таким образом, участник ВЭД, совершенно законно изменив сроки расчетов по контракту, может повлиять на состав и событие правонарушения.

     Другая  проблема - это отсутствие согласованного и утверждённого порядка взаимодействия между уполномоченными банками  и таможенными органами при осуществлении валютного контроля, как в целом, так и за обоснованностью оплаты резидентами и нерезидентами импортируемых товаров.

     Ранее до вступления в силу Закона порядок  контроля за обоснованностью оплаты резидентами и нерезидентами  импортируемых товаров регламентировался совместной инструкцией Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 4.10.2000 г. № 91-И и № 01-11/28644 (соответственно) «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров», согласно которой уполномоченный банк направлял информацию о произведенных платежах по импортным контрактам резидентов в ГТК России. В настоящее время ранее установленный порядок взаимодействия отменен.

     В этой связи уполномоченные банки  не предоставляют таможенным органам информацию об осуществляемых в соответствии с контрактами между резидентами и нерезидентами платежах в иностранной валюте и валюте РФ для сопоставления их со сведениями в грузовых таможенных декларациях об общей фактурной стоимости импортированных по данным контрактам товаров.

     Определённые  трудности в работе таможенных органов  создаёт проблема отсутствия электронной  базы всех паспортов сделок, оформленных  уполномоченными банками, которая  раньше доводилась до таможенных органов централизованно из ГТК России. В настоящее время должностные лица подразделений валютного контроля самостоятельно формируют электронные копии представленных к таможенному оформлению паспортов сделок в регионе деятельности данного таможенного органа и направляют её по телекоммуникационным каналам связи в региональное таможенное управление для передачи в ГНИВЦ ФТС России с целью формирования электронной базы данных паспортов сделок.

     Другая  проблема обеспечения соблюдения валютного  законодательства связана с передачей в Росфиннадзор протоколов об административных правонарушениях без подписи лиц, привлекаемых к ответственности. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 допускается составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки, или причины неявки признаны неуважительными. Штрафы по таким делам, как правило, остаются не взысканными.

     В настоящее время в связи с  различными подходами к трактовке  валютного законодательства имеются  случаи прекращения дел, передаваемых таможенными органами в Росфиннадзор. Вместе с тем, именно таможенные органы обладают сложившейся практикой работы с нарушителями валютного законодательства, располагают информационной базой и квалифицированным персоналом. Как показывает практика предыдущих лет, таможенные органы имеют возможность «вести» участника внешнеэкономической деятельности с момента заключения контракта до момента завершения исполнения всех обязательств по нему, в том числе и при производстве по делам об административных правонарушениях. Однако, Федеральная таможенная служба России лишена статуса органа валютного контроля, что отрицательно сказывается на работе таможенных органов при осуществлении контроля за соблюдением валютного законодательства.

     В этой связи, для обеспечения эффективности  работы в данном направлении необходимо вернуть Федеральной таможенной службе России статус органа валютного контроля.

     Следует отметить, что введение в эксплуатацию с 24.04.2006 г. программы «Агент валютного  контроля» повлекло за собой резкое увеличение объема работы подразделений валютного контроля за счет поступления из ФТС России поручений на проведение проверок по ГТД, оформленным в 2004- 2005 году, по которым истёк срок давности привлечения к ответственности, что снижает результативность проверочных мероприятий. В ходе проверок зачастую выясняется, что по основной массе учётных карточек валютная выручка уже поступила в полном объёме. Вместе с тем, несовершенство разработанной программы «Агент валютного контроля» замедляет процесс обработки информации, полученной в результате проведённых проверок.

4.2 Предложения по усовершенствованию валютного контроля

     В целях единообразного проведения проверок подразделениями валютного контроля по фактам полноты зачисления в установленные  сроки валютной выручки от экспорта товаров, в случае применения ст. 2.9 КоАП (вынесение устного замечания) необходимо на законодательном уровне определить критерии малозначительности.

     Для упорядочивания осуществления контроля уполномоченными банками и таможенными  органами, необходимо разработать порядок  осуществления валютного контроля при таможенном оформлении экспортируемых или импортируемых товаров и порядок предоставления резидентом подтверждающих документов и информации в банк. Ранее такой порядок тоже был предусмотрен Инструкцией ЦБ РФ от 13.10.1999 г. № 86-И, а также от 04.10.2000 г. № 91-И. В настоящее время вызывает большое затруднение предоставление участниками ВЭД документов, подтверждающих вывоз/ввоз товаров и получение подтверждения с пограничных таможен.

     В целях обеспечения регулярности получения информации из Росфиннадзора о суммах взысканных штрафах, а также определения объема информации предоставляемой таможенными органами, необходимо подписать дополнительное соглашение об информационном обмене на Федеральном уровне.

     В целях упорядочения осуществления валютного контроля при проведении проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства в части зачисления валютной выручки в счет произведенного экспорта и по выполнению обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту за неввезенный на таможенную территорию РФ товар, необходимо установить определенные сроки поступления валютной выручки, либо ввоза товаров, или на законодательном уровне установить определенные условия, которые должен содержать раздел «Расчеты» или «Поставка товара» внешнеэкономического договора.

     Чтобы повысить результативность проводимых проверок участников ВЭД и избежать их уклонение от ответственности, целесообразно  ввести в Инструкцию Банка России от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке предоставления…» в форму паспорта сделки графу «Срок поступления валютной выручки» и обязать участников ВЭД в определенные сроки предоставлять в уполномоченные банки дополнительные соглашения к внешнеэкономическому договору, изменяющие сроки поступления валютной выручки.

     В целях сокращения сроков проведения целевых проверок необходимо разработать и утвердить порядок взаимодействия отделов валютного контроля на внутренних и пограничных таможнях, получение информации о дате фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ, например, посредством электронной почты или иным способом.

     С учетом положений КоАП и в целях  единообразного проведения проверочной  деятельности подразделениями валютного  контроля, по фактам полноты зачисления в установленные сроки валютной выручки от экспорта товара необходимо разработать конкретную технологию, определяющую последовательность действий при проведении проверок, по результатам которой оформляется акт, далее в случае выявления нарушения, возбуждается дело об АП и оформляется определение или протокол (учитывая сроки, установленные для возбуждения дела, немедленно или 2 суток-ст.28.5 КоАП) и технологию передачи в Росфиннадзор информации (учитывая сроки для передачи, определенные ст. 28.8 – в течение суток). Подобный документ уже существовал ранее: это совместное письмо Банка Росси и ГТК России от 01.10.1998 г. № 266-Т и № 01-23/20506 соответственно, положения которого на данный момент не применяется.

     Во  избежание ситуаций неоднозначного прочтения нормативных документов по валютному контролю, необходимо четко определить перечень лиц, на которых распространяется действие Инструкции Банка России от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке предоставления…» В соответствии с п.3.2 Инструкции ее действие не распространяется на сделки физических лиц-резидентов, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в тоже время п. 3.7 содержит условие подписания ПС физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем.

4.3 Перспективы развития системы валютного контроля

     Среди путей усиления действенности таможенного валютного контроля за экспортно-импортными и бартерными операциями важное место занимает законодательное повышение статуса Федеральной таможенной службы России.

     С принятием нового Федерального закона РФ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также с вступлением в силу нового Таможенного кодекса РФ с 1 января 2004 года таможенные органы при преобразовании ГТК России в Федеральную таможенную службу России были лишены полномочий органа и агентов валютного контроля. В результате этого до июля 2004 года, т.е. до принятия Федерального закона РФ от 29.06.2004 г. № 58-Ф3, была приостановлена работа по проведению таможенными органами проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства. Сегодня можно констатировать, что устоявшуюся систему таможенно-банковского валютного контроля удалось разрушить практически за один день. С вступлением в силу Федерального закона № 173-Ф3 с 18 июня 2004 года действовавшая ранее, на протяжении десятилетия, система прекратила свое существование.

     Таможенные  органы стали выполнять функции  агентов валютного контроля лишь после принятия Федерального закона от 29.06.2004 г. № 58-ФЗ, закрепившим законодательно данные функции. В соответствии с требованиями этого закона в постановлении Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе» было записано, что ФТС России наделена статусом только агента валютного контроля. Внесенные к настоящему времени поправки в Федеральный закон № 173-Ф3 о придании ФТС России статуса агента валютного контроля не исправили полностью ситуацию. В новом постановлении Правительства РФ от 26.07.2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» за ФТС России также закреплены функции только агента валютного контроля.

     Автор считает, что произошедшее в 2004 году законодательное потрясение статуса таможенных органов в сфере валютного контроля с уровня органа валютного контроля до агента валютного контроля не способствует повышению качества и результативности его проведения по ряду позиций.

     Во-первых, Федеральная таможенная служба России является правопреемником ГТК России. Сохранение за ФТС России статуса органа валютного контроля давало бы ей право издавать акты валютного контроля, отнесенные к её компетенции, в том числе и совместные с другими органами валютного контроля. Например, как ранее издавались совместные Инструкции ЦБ России и ГТК России № 86-И, № 91-И по контролю за экспортно-импортными операциями и другие документы. Теперь ФТС России не имеет права издавать акты органов валютного контроля.

     Во-вторых, подчинение ФТС России в период с 2004 года до мая 2006 года Министерству экономического развития и торговли РФ ни в коей мере не должно было умалять роль ФТС России в сфере контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, как специальной структуры по осуществлению контроля и надзора в области таможенного дела, по борьбе с контрабандой и т.д. Это не должно было служить основанием для понижения статуса ФТС России с категории органа валютного контроля до уровня агента валютного контроля. Ведь в аналогичной ситуации входящему в состав Министерства финансов РФ Росфиннадзору Правительством РФ наряду с функциями по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере предоставлены и функции органа валютного контроля.

Информация о работе Деятельность таможенных органиов по осуществлению валютного контроля