Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:14, курс лекций
При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России.
Литература
1. Бакаева О.Ю. Становление и
развитие современного
2. Блинов Н.М. Таможенная
3. Бодрилина В.П. Исторические
вехи организации Центрального
таможенного управления в
4. Бунич Л.Н. О таможенных сборах в Российском государстве // Таможенные ведомости. – 1994. – № 1. – С.159-165.
5. Бунич Л.Н. О таможенных
6. Бутов Я.В. Таможенная
7. Габричидзе Б.Н. "Становление и развитие таможенной службы". М., ИНФРА-М, 1990.
8. Ершов А.Д. Международные
9. Калашников С.Д. Исторический опыт протекционист-ской таможенной политики России.1877 – 1913 г.г. Уч. пособие. М.: РИО РТА, 1996.
10. Кисловский Ю.Г. История
11. Основы таможенного дела: Уч. пособие в XII вып. Вып.I: Развитие таможенного дела в России/ Науч.ред. П.В.Дзюбенко. М.: РИО РТА, 1995.
12. Таможенное дело в России:
Сб.документов и материалов.Т.
13. Таможенный кодекс РФ – Федеральный закон от 18.06.1993 № 5223-1.
14. Федеральный закон "О таможенном тарифе" от 21.05.93г. № 5003-1 в редакции федеральных законов от 07.08.95 № 128-ФЗ, 25.11.95 № 185-ФЗ, 27.12.95 №211-ФЗ, 05.02.97 №25-ФЗ, 10.02.99 № 32-ФЗ, 04.05.99 № 95-ФЗ.
Тема 2. Источники таможенного дела.
Понятие, система источников таможенного дела. Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, федеральные законы, подзаконные нормативные акты.
Действие международных договоров при осуществлении таможенного дела в Российской Федерации.
Основная таможенная терминология.
Понятие таможенного дела
Процесс развития, интеграции и глобализации мировой экономики привел к тому, что на современном этапе развития ни одна страна не способна развиваться самостоятельно. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важный фактор экономического роста. Отношения, возникающие в ходе внешнеэкономической деятельности, а именно перемещения товаров и услуг, транспортных средств через таможенную границу, регламентирует таможенное дело.
Таможенное дело - это отношения, складывающиеся в системе внешнеэкономических связей и являющиеся одним из важнейших элементов в международных отношениях на мировом и национальном уровне.
По нормам, признанным Всемирной таможенной организацией, показателем степени развитости таможенной администрации любого государства является развитая инфраструктура, применение современных информационных технологий, правовая база и квалифицированные кадры. Современная таможенная служба России отвечает этим критериям, а принятие нового Таможенного кодекса (вступил в силу с 1 января 2004 г.) приближает ее к первой десятке таможенных администраций мира с наиболее развитым законодательством. Нормы, заложенные в этом документе, требуют коренного реформирования таможенного администрирования, новых подходов, смены приоритетов, более того–изменения психологии и менталитета таможенников. Это начало крупномасштабной реформы таможенного дела в Российской Федерации.
Уход от административного и фискального давления в сторону всемерного содействия участникам ВЭД, отказ от тотального таможенного контроля и переход к работе на основании анализа и управления рисками, применение новейших информационных технологий, безбумажный обмен информацией, партнерские отношения с бизнесом–все это составляющие уже начавшейся реформы.
При всей сложности и противоречивости исторического пути российской таможни опыт его свидетельствует о том, что таможенное дело и таможенное регулирование в России сложились как важнейшая сфера экономического регулирования ВЭД государства, инструмент регулирования внешней торговли и защиты национальных интересов. Поэтому они, в свою очередь, лежат в основе характеристики внешнеторговой (внешнеэкономической) деятельности.
Из самого словосочетания “таможенное
дело” следует, что в собственном
смысле оно означает деятельность,
осуществляемую таможней и взаимодействующими
с нею другими структурами. В
современном представлении
В рамках государственного регулирования ВЭД таможенная деятельность имеет многоцелевой характер, служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей.
В Таможенном кодексе Российской Федерации (ст.1, ч.2) под таможенном делом понимается совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенное дело – предмет ведения Российской Федерации. Конституция РФ (п. “ж” ст.71) относит к ведению РФ таможенное регулирование, которое заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 1 ч.1. ТК РФ).
Согласно ст.1. ч.3. ТК РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.
Отнесение таможенного дела к федеральной компетенции обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.
Под таможенной территорией понимается территории Российской Федерации, а также находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию. На таможенной территории РФ в полном объеме действует единое таможенное законодательство.
Однако понятие таможенной территории не совпадает с понятием государственной территории. В ряде случаев из таможенной территории могут исключаться участки государственной территории и, наоборот, включаться участки, находящие за пределами государственной границы.
В соответствии со ст. 2 ч.1,2 Таможенного кодекса РФ таможенная территория состоит из территории Российской Федерации, а также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также на территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными федеральными законами.
Статья 8 (ч.1) Конституции РФ устанавливает: “в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности”. На территории РФ “не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств” (ч.1 ст.74 Конституции РФ).
Под таможенной границей понимается воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Элементами таможенной границы являются пределы таможенной территории РФ, а также периметры особых экономических зон, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, на которых находятся искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таможенная граница совпадает с Государственной границей Российской Федерации, за исключением периметров особых экономических зон, исключительной экономической зоны, и континентального шельфа, на которых находятся искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принято различать внешнюю и внутреннюю границы.
Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств. Она, как правило, совпадает с государственной границей, за исключением периметров особых экономических зон, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, на которых находятся искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Охрана внешней таможенной границы осуществляется пограничными войсками совместно с таможенниками.
Внутренние таможенные границы образуют периметры особых экономических зон. Они проходят в глубине таможенной территории страны.
По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней: территория особой экономической зоны рассматривается как пограничная, въезд туда осуществляется строго по пропускам через специальные контрольно-пропускные пункты. Однако охрана внутренней границы обеспечивается не пограничными войсками, а таможенными совместно с администрацией свободной таможенной зоны.
Для обеспечения единства экономического пространства и единства таможенного дела в стране Конституция РФ предусматривает соответствующие ограничения в деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Единство таможенного дела гарантируется
и особенностями
Основанное на содержании Таможенного кодекса России и иных нормативных актов в сфере таможенного дела структура таможенного дела выглядит следующим образом:
- таможенное регулирование;
- основные принципы перемещения
через таможенную границу
- деятельность в области
- таможенные процедуры;
- таможенные режимы;
- специальные таможенные
- таможенно-тарифное
- таможенное оформление;
- таможенный контроль;
- ведение таможенной статистики внешней торговли;
- борьба с контрабандой и
иными преступлениями в сфере
таможенного дела, дознание и
оперативно-розыскная
- борьба с административными
правонарушениями в сфере
- информирование и
- обжалование решений, действий
(бездействия) таможенных
- таможенные органы;
- регулирование прохождения
- информационные системы и
Приведенная система отражает лишь
современную структуру
Экономические цели таможенной деятельности достигаются посредством взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу: таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов за таможенное оформление, хранение товаров, таможенное сопровождение.