Зарождение таможенных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:14, курс лекций

Краткое описание

При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_OsnovyTamozhennogoDela.doc

— 680.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Функции таможен (их 65) и таможенных постов (их всего 25) также во многом схожи и более конкретно раскрывают функции таможенных органов, изложенные в ст. 10 ТК РФ. Условно их можно разделить на три взаимозависимых группы: экономические (фискальные), правоохранительные и организационно-аналитические функции.

 

Так, таможня претворяет и таможенный пост участвует в претворении в жизнь в подведомственном регионе правового, экономического и организационного механизмов реализации таможенной политики;

 

-таможня участвует в разработке  и реализует, а таможенный пост  участвует в реализации программ  развития таможенного дела в  подведомственном регионе;

 

-осуществляют контроль за соблюдением  всеми юридическими и физическими  лицами правил, порядка и условий  таможенного дела; осуществляют  таможенное оформление товаров  и транспортных средств;

 

-осуществляют контроль за достоверностью  и полнотой сведений, представляемых для таможенных целей;

 

-осуществляют контроль за доставкой  товаров и транспортных средств,  находящихся под таможенным контролем,  и документов на них в места,  определяемые таможенными органами;

 

-осуществляют контроль за целевым использованием условно выпущенных товаров и транспортных средств;

 

-начисляют и взимают таможенные  пошлины, налоги и иные таможенные  платежи; контролируют деятельность  в подведомственном регионе таможенных  брокеров, таможенных перевозчиков;

 

-выполняют функции агентов валютного контроля; осуществляют борьбу с контрабандой, иными преступлениями, нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов и др.

 

Вместе с тем, таможня выполняет также ряд функций, не присущих таможенным постам. Так, таможня организует, координирует и контролирует деятельность подчиненных таможенных постов;

 

-обобщает и анализирует практику  применения средств таможенного  регулирования экономической деятельности, правоприменительную практику;

 

-осуществляет контроль за единообразным  и точным исполнением законодательства  структурными подразделениями таможни  и нижестоящими таможенными постами;  осуществляет проведение проверок  финансово-хозяйственной деятельности  лиц, перемещающих товары и транспортные средства;

 

-осуществляет контроль за соблюдением  законности должностными лицами  таможни и нижестоящих таможенных  постов при осуществлении дознания  по таможенным преступлениям,  оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушениях таможенных правил и административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов;

 

-организует и проводит обучение  специалистов в области таможенного  дела для государственных органов,  коммерческих и некоммерческих организаций;

 

-вносит в вышестоящий таможенный  орган предложения о создании, реорганизации и ликвидации в  подведомственном регионе таможенных  постов;

 

-проводит аттестацию сотрудников  таможни и нижестоящих таможенных  постов, приводит их к присяге и др.

 

Поставленные перед ними задачи и возложенные на них функции  таможня и таможенный пост решают непосредственно и во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, а также гражданами.

 

Таможня является юридическим лицом  со всеми присущими юридическим  лицам атрибутами, финансируется за счет средств федерального бюджета и иных предусмотренных законодательством источников и обладает правом оперативного управления в отношении имущества, являющегося федеральной собственностью и закрепленного за ней.

 

Таможенный пост как уже отмечено (за редким исключением) не является юридическим лицом и находится в оперативном подчинении таможни, в состав которой он входит.

 

Типовая структура и штатная  численность таможни и таможенного  поста утверждается ГТК России. Конкретная структура и штатная численность таможни и таможенного поста утверждается вышестоящим таможенным органом.

 

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможни осуществляет ГТК России по представлению либо с учетом мнения РТУ, в состав которого входит данная таможня.

 

Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет РТУ РФ, а таможенного поста со статусом юридического лица или непосредственно подчиненного ГТК России, либо подчиненного таможне, в свою очередь непосредственно подчиненной ГТК России, -- ГТК России.

 

Территориальный принцип организации и функционирования таможен не исключает возможность их специализации -- специализации таможенного дела при определенных обстоятельствах. Так, например, образованная в 1984 г. на базе отдельного поста Шереметьевской таможни Чкаловская таможня специализируется на таможенном оформлении и таможенном контроле военно-транспортной авиации в Московской области.

 

Не занимаются таможенным оформлением  и контролем, но являются также специализированными  созданные в ряде таможенных регионов (Центральном, Северо-Западном, Южном и ряде других) так называемые «оперативные» таможни. Эти таможни созданы в целях реализации Федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. и усиления борьбы с таможенными правонарушениями.

 

 

3. Основы правового статуса государственных служащих таможенных органов РФ

 

Государственный таможенный служащий - это вид, во-первых, служащего в  широком смысле, и, во-вторых, государственного служащего РФ, имеющего определенные особенности.

Следует отметить, что в Федеральном законе 'Об основах государственной службы Российской Федерации' отсутствует положение о том, что он регулирует гражданскую службу и не распространяется на милитаризованную. Однако, это не свидетельствует о прекращении существования последней. Законодатель, вероятно, полагал, что статус данной категории служащих будет установлен в специальных нормативных актах. В отношении службы в таможенных органах таким актом является Федеральный закон ?114 'О службе в таможенных органах Российской Федерации' от 21 июля 1997 г.

 

До принятия указанного Закона, с  юридической точки зрения, существовала противоестественная ситуация, когда  сотрудники таможенных органов, будучи представителями государства, формально  не имели статуса государственных служащих. Поэтому так остро ощущалась потребность в законодательном закреплении положения сотрудников таможенных органов в государстве, в определении порядка прохождения ими таможенной службы.

 

Государственная служба в таможенной сфере осуществляется только сотрудниками таможенных органов, причем, законодательно устанавливается, что они же являются должностными лицами таможенных органов РФ. Ст. 3 Федерального закона 'О службе в таможенных органах Российской Федерации' дает следующее определение: 'Должностными лицами таможенных органов (далее - сотрудники таможенных органов) являются граждане Российской Федерации, занимающие должности в таможенных органах, которым в порядке, установленном Федеральным законом, присвоены специальные звания'11.

 

Проблема должностного лица в нашем законодательстве, в теории и практике государственной службы - одна из актуальных, не нашедшая адекватного решения по сию пору. Категория 'должностное лицо' - универсальная категория: ею оперируют все отрасли права и законодательства, законы, положения и иные нормативные правовые акты о различных организациях, акты самих организаций. Однако, общегражданское, общегосударственное понимание должностного лица, без которого обойтись при классификации служащих нельзя, должно быть сформулировано доктринально, с опорой на текущее законодательство и практику его применения. Надо сказать, попытки решить эту проблему, дать общее понятие должностного лица, предпринимались многократно: десятки работ и сотни страниц посвящены выяснению статуса должностного лица. Однако суть проблемы осталась не раскрытой.

 

В будущем, вероятно, в российском законодательстве в качестве самостоятельных  юридических категорий установятся  два понятия:

 

представитель власти - публичное  должностное лицо (субъект, осуществляющий внешние властные полномочия и функции публичного характера и значения, служащий в органах государственной власти и местного самоуправления);

 

должностное лицо - субъект, осуществляющий внутренние функции административного (властного) характера и значения, служащий в любых органах управления.

 

На основе высказанных выше общих  соображений относительно характера  и особенностей должностных лиц  как разновидности государственных  служащих, характеризуя специфику правового  статуса должностных лиц таможенных органов, следует подчеркнуть, что серьезный отпечаток на организацию и прохождение службы в таможенных органах и на их статус накладывает правоохранительный характер этих органов. Законодательство наделяет лиц, непосредственно охраняющих порядок и безопасность, званием представителя власти (работник милиции, военнослужащий, несущий охрану порядка и безопасности и др.). Полномочия представителя власти носят публичный характер, т.е. эти полномочия реализуются по отношению ко всем гражданам, независимо от их места работы и профессии. Законодательством определена ответственность представителей власти за правонарушения, равно как и ответственность граждан за покушение на деятельность представителей власти. Установлено, что должностные лица указанных органов при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. В примечании к ст. 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Следует заметить, что данное определение применимо к уголовно-правовым отношениям, т.к. в примечании делается оговорка - 'в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса'. Правомерность применения данного определения к другим видам правоотношений вызывает серьезные сомнения. Поэтому правоведам приходится конструировать иные определения, объясняющие суть данного понятия.

 

Каждый сотрудник таможенного  органа должен быть занят выполнением  определенных задач, обусловленных  занимаемой должностью. Основополагающий признак любой должности заключается  в том, что должность - это организационное  звено, организационный фактор, связующий определенную структуру (в нашем случае - таможенный орган) с физическим лицом - сотрудником, который замещает должность и затем исполняет установленные по должности полномочия. В каждом виде государственной службы должность имеет свои особенности, в том числе должность в таможенных органах. Под должностью в таможенных органах следует понимать юридически установленный для одного лица объем функций и правомочий по реализации компетенции соответствующего таможенного органа РФ.

 

Так как таможенная служба имеет статус федеральной государственной службы, все должности в таможенных органах являются государственными должностями федеральной государственной службы, за исключением тех, которые замещаются путем заключения трудового договора. Они учреждаются в таможенных органах в распорядительном порядке актами компетентных органов или уполномоченных должностных лиц. Каждая должность в таможенных органах обязательно фиксируется в штатном расписании.

 

Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона 'О  службе в таможенных органах Российской Федерации' введена новая градация должностей в таможенных органах. Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, подразделяются на следующие группы: должности младшего состава; среднего начальствующего состава; старшего начальствующего состава; высшего начальствующего состава.

 

Желающие занять должности в  таможенных органах, должны отвечать условиям и требованиям, установленным законодательством, для осуществления таможенной службы. Так, глава II (ст. 6-11) Федерального закона 'О службе в таможенных органах РФ' устанавливает ряд условий, необходимых для реализации закрепленного ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации права каждого гражданина на государственную службу, в том числе и в таможенных органах.

 

Чтобы поступить на службу в таможенные органы, необходимо быть гражданином Российской Федерации; достичь возраста 18 лет; иметь соответствующий уровень образования; отвечать требованиям, установленным для сотрудников таможенных органов Федеральным законом 'О службе в таможенных органах РФ'.

 

Уровень образования является необходимым  условием принятия на службу гражданина в качестве должностного лица таможенного  органа и последующего успешного  выполнения им своих обязанностей; требование наличия общего и специального, а зачастую и высшего образования, вытекает из характера задач и функций, выполняемых должностными лицами таможенных органов. Наличие специального образования необходимо для всех категорий должностных лиц таможенных органов - от руководителя ГТК России и его основных ведущих подразделений (управлений и отделов) до начальников региональных таможенных управлений, таможен, их структурных подразделений и таможенных постов. Так, например, в Уральском таможенном управлении удельный вес сотрудников, имеющих юридическое образование, составляет 10,5%, а экономическое - 15,2% (по состоянию на 1 января 2000 г.).

 

Квалификационные требования к  сотрудникам таможенных органов  Российской Федерации утверждены Приказом ГТК ?160 'Об утверждении перечня должностей младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий, а также квалификационных требований к сотрудникам таможенных органов' от 20 марта 1998 г., принятым в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона 'О службе в таможенных органах РФ'.

Информация о работе Зарождение таможенных отношений