Зарождение таможенных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:14, курс лекций

Краткое описание

При исследовании становления и развития таможенного дела в России речь может идти преимущественно об организации таможенно-пошлинного обложения, которое было известно еще в древней Руси. О собственно таможенных органах можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по мере создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения и оборота шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро российской таможенной службы. История не сохранила документальных свидетельств о времени возникновения таможенного обложения на территории России.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsii_OsnovyTamozhennogoDela.doc

— 680.50 Кб (Скачать файл)

 

2.2 РЕГИОНАЛЬНОЕ ТАМОЖЕННОЕ  УПРАВЛЕНИЕ

 

Региональное таможенное управление Российской Федерации (РТУ РФ) входит в единую систему таможенных органов  Российской Федерации и осуществляет непосредственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. В непосредственном подчинении РТУ находятся все расположенные на территории подведомственного ему региона таможенные органы, за исключением непосредственно подчиненных ГТК России. Кроме того, РТУ осуществляет оперативное руководство расположенными на территории подведомственного ему региона организациями таможенной службы (таможенными лабораториями, учебными заведениями др.)

 

Необходимость создания РТУ как  промежуточного звена в системе  управления таможенным делом в стране обусловлена в первую очередь огромными размерами таможенной территории России. Руководить таможнями и таможенными постами из одного центра при такой огромной таможенной территории невозможно. В связи с этим вся территория России поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные таможенные управления осуществляют деятельность по руководству и координации работы нижестоящих звеньев таможенной системы. При этом следует отметить, что границы таможенных регионов могут как совпадать, так и не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и административно-территориальных единиц.

 

Правовой статус РТУ закреплен  в Общем положении о региональном таможенном управлении Российской Федерации, утвержденным Приказом ГТК России от 10 января 1996 г. № 12. Данное Положение определяет задачи управления и основные его функции.

 

Основными задачами РТУ являются:

 

-реализация таможенной политики  Российской Федерации на территории  подведомственного региона;

 

-разработка и реализация в  пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации;

 

-разработка и реализация в  пределах своей компетенции в  подведомственном регионе мер,  направленных на обеспечение  экономической безопасности страны;

 

-обеспечение в подведомственном  регионе защиты экономических  интересов России в пределах  компетенции таможенных органов;

 

-организация таможенного дела  в подведомственном регионе;

 

-обеспечение соблюдения единообразного  применения и осуществление контроля за исполнением в подведомственном регионе законодательства о таможенном деле и других правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы;

 

-организация и осуществление  в подведомственном регионе борьбы  с контрабандой, иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил;

 

-руководство, обеспечение, координация  и контроль за деятельностью  подведомственных таможенных органов;

 

-обеспечение своевременности и  полноты поступления таможенных платежей;

 

-содействие развитию внешнеэкономических  связей на территории подведомственного  региона; и ряд других.

 

Функции РТУ сложны и многообразны, и приводить все 101 функцию представляется нецелесообразным. Важно подчеркнуть, что функции РТУ по аналогии с приведенными выше функциями ГТК условно можно разделить на девять основных направлений:

 

1. функции по реализации таможенной  политики Российской Федерации  на территории подведомственного  региона;

 

2. функции по организации и  осуществлению таможенного дела в подведомственном регионе;

 

3. функции по организации, координации  и осуществлению контроля за  взиманием таможенных платежей  на территории подведомственного  региона;

 

4. функции по организации, координации  и контролю за осуществлением  таможенного контроля нижестоящими таможенными органами;

 

5. функции по организации, координации  и контролю за деятельностью  нижестоящих таможенных органов  по борьбе с преступлениями  и административными правонарушениями  в сфере таможенного дела;

 

6. функции по осуществлению валютного контроля в подведомственном регионе в качестве агента валютного контроля;

 

7. функции по осуществлению контроля  за соблюдением законодательства  о таможенном деле в подведомственном  регионе;

 

8. функции по обеспечению развития  таможенной инфраструктуры в подведомственном регионе;

 

9. функции по организации и  осуществлению кадровой работы  в таможенных органах подведомственного  региона.

 

Данная группа функций РТУ по своей направленности, казалось бы, совпадает с наименованием аналогичных  функций ГТК России. Однако, по содержанию они различны. Структура управления (в том числе и таможенным делом) такова, что по мере движения сверху вниз по системе управления объект управления масштабно изменяется, изменяется и субъект управления, а управленческие функции конкретизируются с учетом изменения объекта и субъекта управления.

 

Для реализации возложенных на них  функций и решения поставленных перед ними задач РТУ обладают рядом прав, закрепленных Общим положением о РТУ Российской Федерации:

 

* по изданию в пределах своей компетенции правовых актов по таможенному делу;

* по взаимодействию с органами  государственной власти Российской  Федерации и ее субъектов, органами  местного самоуправления, предприятиями,  организациями и гражданами;

* по контролю за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности в подведомственном РТУ регионе;

* по внесению в ГТК России  предложений по совершенствованию  таможенного законодательства и  практики его применения;

 

* по организации борьбы с  нарушениями таможенного законодательства;

* по контролю за деятельностью  нижестоящих таможенных органов  и др.

 

Создание, реорганизацию и ликвидацию региональных таможенных управлений осуществляет ГТК России. В настоящее время  территория России поделена на семь федеральных  округов и исходя из этого строится и формирование региональных таможенных управлений.

 

Типовая организационная структура  и предельная штатная численность  региональных таможенных управлений утверждаются ГТК России.

 

Возглавляет РТУ начальник, назначаемый  и освобождаемый от должности Председателем ГТК России. Заместители начальника, начальник отдела бухгалтерского учета и контроля (главный бухгалтер) и начальник юридического отдела РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами ГТК России по представлению начальника РТУ. Начальники иных самостоятельных структурных подразделений РТУ назначаются и освобождаются от должности приказами начальника РТУ по согласованию с соответствующими структурными подразделениями ГТК России.

 

Также как и в ГТК России, в  РТУ РФ создается коллегия, которая состоит из начальника управления (председатель коллегии), заместителей начальника управления по должности, иных руководящих работников управления и нижестоящих таможенных органов. При этом, члены коллегии РТУ, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются ГТК России по представлению начальника РТУ. Регламент работы коллегии РТУ также утверждаются ГТК России.

 

На своих заседаниях коллегия РТУ  РФ рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью управления и находящихся в его непосредственном и оперативном подчинении таможенных органов и организаций таможенной службы. Решения коллегии РТУ, также как и решения коллегии ГТК России, проводятся в жизнь приказами ее председателя -- начальника РТУ. При наличии разногласий между начальником управления и возглавляемой им коллегией начальник РТУ проводит в жизнь свое решение, докладывая об этом в ГТК России.

 

РТУ РФ является органом федеральной  исполнительной власти, обладает статусом юридического лица и финансируется  как из средств федерального бюджета, так и из иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников.

 

2.3 ТАМОЖНЯ, ТАМОЖЕННЫЙ  ПОСТ

 

Организационный фундамент системы  таможенных органов России составляют таможни и таможенные посты. Именно они непосредственно решают основную часть задач в сфере таможенного дела.

 

Таможня РФ входит в единую систему  таможенных органов России и осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России и непосредственным руководством РТУ, в состав которого она входит. В ряде случаев таможни подчиняются непосредственно ГТК России.

 

Таможни и их подразделения (таможенные посты, центры таможенного оформления и др.) создаются, как правило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория подведомственного таможне региона определяется ГТК России с учетом мнения РТУ и может, как совпадать, так и не совпадать с административными границами субъектов федерации, на территории которых они создаются. Так, например, юрисдикция Архангельской таможни распространяется на всю территорию Архангельской области, юрисдикция Ростовской таможни -- далеко не на всю территорию Ростовской области, а вот Воронежская таможня обладает юрисдикцией аж на территории трех областей: Воронежской, Липецкой и Тамбовской. Следует также отметить, что в порядке, предусмотренном ГТК России, РТУ вправе изменять границы подведомственных регионов непосредственно подчиненных ему таможен.

 

Размещение таможен на территории страны связано как с маршрутами перемещения грузов, так и с концентрацией участников внешнеэкономической деятельности. Вплоть до начала 1990-х годов большинство таможен располагалось в приграничной зоне в районах транспортных узлов:

 

портов, аэропортов и железнодорожных  станций. Либерализация внешнеэкономической деятельности обусловила необходимость реорганизации системы таможенных органов и создания большой сети так называемых «внутренних» таможен (таких как, например. Воронежская, Краснодарская, Новосибирская и др.). Необходимость их создания была вызвана тем, что приграничные таможни стали не в состоянии оперативно решать ряд таких важных вопросов, как, например, установление степени переработки товара, места его производства, проведение товароведческих экспертиз и т. д.

 

Деление таможен России на пограничные и внутренние соответствует мировой практике, способствует ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.

 

Среди таможен есть небольшие, в  которых работает не более ста  человек, и крупные -- со штатом до тысячи и более сотрудников. Для дифференциации таможен в зависимости от размеров им присваиваются разряды (категории). Такая дифференциация таможен существовала как в царской России, так и в советский период нашего государства.

 

Таможенный пост РФ согласно действующему законодательству также входит в единую систему таможенных органов России, является первичным звеном этой системы и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни. В ряде случаев таможенные посты могут быть подчинены РТУ либо напрямую ГТК России.

 

Таможенные посты могут различаться  по своему юридическому статусу. В соответствии с законодательством решением ГТК  России таможенному посту может  быть предоставлен статус юридического лица. Таможенные посты, обладающие статусом юридического лица, наделены большими полномочиями по сравнению с таможенными постами, такового статуса не имеющими. Таможенные посты, не имеющие такого статуса обладают ограниченной правоспособностью. Так, например, в случае судебного обжалования действий или бездействия должностных лиц таможенного поста, -- в качестве ответчика, как правило, выступает таможня, в состав которой входит данный таможенный пост.

 

По этой и по ряду иных причин при  разработке Проекта нового Таможенного  кодекса РФ часть его разработчиков настаивала на исключении таможенных постов из системы таможенных органов как ее самостоятельных звеньев. И первоначально так и было сделано, однако впоследствии структура системы таможенных органов в Проекте нового ТК все же была оставлена неименной, т. е. четырехзвенной.

 

Штатная численность таможенных постов определяется исходя из грузо- и пассажиропотока, проходящего через каждый конкретный таможенный пост и может колебаться от нескольких человек до ста и  более.

 

Размещение таможенных постов также как и таможен строится по территориальному принципу: расположение таможенных постов непосредственно вблизи пунктов пропуска через таможенную границу сочетается с размещением их внутри таможенной территории страны на крупных промышленных объектах, занимающихся экспортно-импортными операциями, а также местах сосредоточения участников внешнеэкономической деятельности.

 

Задачи таможен и таможенных постов, закрепленные в утвержденных ГТК России Общих положениях о  таможне и таможенном посте во многом схожи. Основной их задачей является непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона.

Информация о работе Зарождение таможенных отношений