История развития института защиты прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:07, реферат

Краткое описание

В России «Защита прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, введенное Законом «О защите прав потребителей», который был принятым Верховным Советом РФ от 7 февраля 1992 года. Оно должно было указывать на начало перестройки российского общества, ориентацию экономики на нужды потребителя, поскольку все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 47.75 Кб (Скачать файл)

Не регулируются законодательством  о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения  возникают в связи с членством  граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения  по поводу предоставления этими организациями  гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Так, например, если уставом дачно-строительного  кооператива предусмотрена обязанность  кооператива обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

Не регулируются законодательством  о защите прав потребителей отношения  между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством  возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности отношения, возникающие при осуществлении  судом правосудия. В соответствии с Конституцией суды являются органами государственной власти и осуществляют правосудие путем рассмотрения в  судебных заседаниях гражданских, уголовных  и иных дел в установленной  законом процессуальной форме.

Отношения, возникающие при осуществлении  нотариусом нотариальных действий, также  не регулируются законодательством  о защите прав потребителей. В соответствии со ст. 1 Основ законодательства РФ о  нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 нотариат в Российской Федерации обеспечивает защиту прав и законных интересов  граждан и юридических лиц  путем совершения предусмотренными законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Указанная деятельность не считается  услугой в гражданско-правовом смысле. Исключение составляет деятельность нотариальных контор по предоставлению гражданам платных услуг, не связанных с осуществлением функций государственно-властного характера (консультации, печатные работы и др.).

К отношениям, не регулируемым законодательством  о защите прав потребителей, относятся  также отношения, возникающие при  осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством  административно-распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов  местного самоуправления по благоустройству  территории, содержанию и ремонту  автомобильных дорог и др.).

Закон о защите прав потребителей - один из немногих российских законов (если не единственный), который защищает права неограниченного круга  граждан от недобросовестных производителей товаров и услуг.

Характерной особенностью законодательства о защите прав потребителей служит то обстоятельство, что ответственность  за нарушение прав потребителя наступает  только у изготовителя (продавца). Это  объясняется необходимостью обеспечения  интересов потребителя как более  слабой стороны в договорных отношениях.

В случаях нарушения прав потребителей иногда покупатель сталкивается с необходимостью отстаивать свои интересы, вступая  в борьбу за свои права с крупными организациями, а в некоторых  случаях с транснациональными корпорациями. Как правило, в структуре крупной  организации имеются квалифицированные  юристы, накопленный опыт, значительный материальный ресурс, возможность получить необходимую информацию посредством  обращения к информационным базам  данных, источником научной и юридической  литературы.

С целью создания условий, обеспечивающих повышение эффективности защиты прав потребителей, как более слабой стороны в договорных отношениях с хозяйствующими субъектами, был  разработан и введен в действие Закон РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 "О защите прав потребителей". Данный закон во многом дублирует материальные нормы Гражданского кодекса РФ в части норм, регулирующих отношения между потребителями и продавцами (изготовителями, исполнителями) при заключении ими договора розничной купли-продажи. Однако Закон РФ "О защите прав потребителей" предусматривает ряд дополнительных гарантий и преимуществ потребителя (освобождение от уплаты государственной пошлины при направлении иска в суд, альтернативная подсудность и др.), существенно дополняет процессуальные нормы в области защиты прав потребителей, определяет порядок государственной и общественной защиты прав потребителей).

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются большим  количеством нормативных актов. Основными являются следующие:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
  • Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей".

По отдельным вопросам применения Закона РФ "О защите прав потребителей" необходимо следовать разъяснениям, утвержденным Приказом МАП РФ от 20 мая 1998 г., письмам Роспотребнадзора от 11 марта 2007 г. "О направлении информационного  материала по защите прав потребителей" и от 1 августа 2007 г. "О правовых основаниях защиты прав потребителей в сфере долевого строительства  жилья". В отдельных сферах услуг  законодательство о защите прав потребителей дополняется специальными законами и правилами. Например, в сфере  торговли применяются Правила продажи  отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 года № 55; в сфере оказания потребителям жилищно-коммунальных услуг  применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, Жилищный кодекс РФ; в сфере оказания платных медицинских  услуг гражданам применяются  Правила Предоставления платных  медицинских услуг населению  медицинскими учреждениями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 года № 27; в сфере оказания туристических услуг - Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 года № 452, Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации; в сфере оказания бытовых услуг - Правила бытового обслуживания населения в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года № 1025; и пр.

Нужно также руководствоваться  Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2008 г. № 322 "Об утверждении  Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" и Приказом МАП РФ от 20 мая 1998 г. № 160 "О некоторых вопросах, связанных  с применением Закона РФ "О  защите прав потребителей".

По делам о защите прав потребителей необходимо также учитывать Постановление  Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей", а при предъявлении требования о  взыскании компенсации морального вреда Постановление Пленума  Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. "Некоторые  вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда"

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О  защите прав потребителей" не только обеспечивает социальные гарантии потребителей, расширяя их права, но и объективно повышает ответственность изготовителей, продавцов и исполнителей за качество оказываемых ими работ и услуг, устанавливая для них ряд обязанностей.

В настоящее время основным нормативным  правовым документов в области защиты прав потребителей является Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей". Принятие указанного Закона было вызвано тем, что ранее  действовавшее законодательство в  основном было направлено на защиту интересов  изготовителей и продавцов, которые  являлись государственными организациями. Имеющиеся законодательные нормы в области защиты прав потребителей теоретически были приняты, но на практике не действовали. Названный Закон направлен на защиту интересов потребителей и создание условий для повышения эффективности судебной защиты прав потребителей.

 

1.2 Основания обращения  потребителей в суд

 

Статья 17 Закона о защите прав потребителей устанавливает, что  защита прав потребителей осуществляется судом. Это не значит, что гражданин, права которого нарушены продавцом, изготовителем товара, производителем работ, не может обратиться, например, в какой-либо государственный контролирующий орган, например в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Срок рассмотрения жалобы этими органами, как правило, значительно короче, чем срок судебного разбирательства. И санкции на нарушителей налагаются весьма серьезные. Однако задача ведомства - прекратить нарушение в целом, тогда  как задача суда - рассмотреть индивидуальный конфликт, помочь конкретному человеку. Только суд может, например, вынести  решение о компенсации морального вреда потребителю.

Потребитель должен знать, что  он имеет право предъявить требования в свою пользу при покупке товаров  с недостатками по своему выбору либо по месту покупки товара (к продавцу), либо по месту нахождения (жительства) потребителя. В последнем случае требования предъявляются только тем  предприятиям, которые созданы продавцом  и осуществляют продажу товаров, аналогичных приобретенному потребителем. Возможно предъявление требований и  к другим торговым предприятиям, но только в том случае, если это  предприятие заключило соответствующий  договор с продавцом товара.

Например, товар (холодильник, телевизор) приобретен покупателем  в универмаге, который расположен в областном (краевом) центре, а сам  потребитель проживает в другом городе (населенном пункте). Если приобретенный  в универмаге товар имеет недостатки, то потребитель может предъявить требования по данному товару по месту  своего жительства только в том случае, если здесь действует филиал универмага, или его дочернее предприятие, или  другое предприятие, созданное универмагом  и торгующее теми же товарами. Можно  предъявить требования и к городскому (районному) универмагу или другому  магазину, если они имеют договорные отношения с областным универмагом  по взаимному рассмотрению и разрешению требований потребителей по определенным товарам.

Продавец товара обязан проинформировать покупателя о предприятиях, которые  выполняют функции продавца, принимают  претензии покупателей и расположены  в других населенных пунктах по месту  жительства потребителя. Такие же предприятия  может создать и изготовитель товара (сервисные предприятия или  предприятия фирменного обслуживания), известив об этом продавцов товара для последующей информации потребителей. Такая информация может содержаться  и в технической документации на товар.

Только суд вправе признать действия продавцов (изготовителей, исполнителей) или организаций, выполняющих функции  продавцов (изготовителей), противоправными  в отношении неопределенного  круга потребителей и потребовать  прекращения этих действий.

Есть и другие плюсы  судебного разбирательства: судьи  независимы, судьи не скованы отжившими  ведомственными циркулярами, они руководствуются  только законом. Более того, если в  законе нет нормы, регулирующей конкретно  данный вид отношений, судьи могут  применить аналогию закона и аналогию права. Состязательность, гласность  и другие принципы судопроизводства тоже обеспечивают более продуктивную защиту прав потребителя, чем ведомственные  правила рассмотрения жалоб.

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное  рассмотрение и разрешение гражданских  дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и  законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения  к закону и суду. Так сказано  в статье 2 Гражданского процессуального  кодекса РФ.

В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных гражданских прав осуществляет суд. Это является основополагающим принципом, предусмотренным ст. 46 Конституции  РФ. Упомянутая ст. 11 ГК РФ содержит также  важную норму о том, что защита гражданских прав в административном порядке является исключением из общего правила о судебной защите и осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в  суд.

Закон предусматривает судебный порядок защиты нарушенных прав потребителей по искам самого потребителя, уполномоченного  федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальных  органов), а также иных федеральных  органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по контролю и надзору  в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов).

Если продавец (изготовитель, исполнитель) отказывается добровольно  удовлетворить требования потребителя  полностью или частично, потребитель  имеет право обратиться в суд  за защитой своих прав. Кроме того, потребитель (минуя досудебный порядок урегулирования) может сразу направлять документы в суд, не извещая об этом продавца.

Таким образом, всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном  законом, обратиться в суд за защитой  нарушенных или оспариваемых прав, свобод или охраняемых законом интересов, а суд возбуждает гражданское  дело по заявлению лица, заинтересованного  в защите своих прав, свобод и  интересов, а в случае, предусмотренном  законом, - по заявлению лица в защиту прав, свобод и интересов других лиц.

Кроме конкретных нарушений  прав потребителей в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств его контрагентами, права  потребителя (а также его контрагентов) могут быть нарушены принятием органами государственной власти, другими  компетентными органами и лицами нормативных правовых актов, не соответствующих  законам РФ, решениями и действиями (бездействием) этих органов (лиц).

Информация о работе История развития института защиты прав потребителей