Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:07, реферат
В России «Защита прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, введенное Законом «О защите прав потребителей», который был принятым Верховным Советом РФ от 7 февраля 1992 года. Оно должно было указывать на начало перестройки российского общества, ориентацию экономики на нужды потребителя, поскольку все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями.
2. ЗЫЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СУДЕ
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду. Так сказано в статье 2 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Споры, связанные с защитой прав потребителей, рассматривает в первой инстанции мировой или районный суд, или, по-другому, суд общей юрисдикции. В соответствии со ст. 23 ГПК РФ дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей, рассматриваются мировым судом, при цене иска большей, чем сто тысяч - районным судом.
В суд общей юрисдикции за защитой нарушенных прав может обратиться любое заинтересованное лицо. Причем отказаться в письменной или устной форме от этого права нельзя.
Определившись с вопросом, какого уровня суд должен рассматривать исковое заявление по конкретному делу, истцу нужно выяснить, в каком районе он находится. По общему правилу иск предъявляют по месту жительства ответчика, а если таковым выступает организация, по месту ее нахождения. Так сказано в статье 28 ГПК РФ.
Закон о защите прав потребителей
устанавливает для истца-
Согласно ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей" иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Потребители по искам, связанным
с нарушением их прав, а также
уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти по контролю (надзору)
в области защиты прав потребителей
(его территориальные органы), а
также иные федеральные органы исполнительной
власти, осуществляющие функции по
контролю и надзору в области
защиты прав потребителей и безопасности
товаров (работ, услуг) (их территориальные
органы), органы местного самоуправления,
общественные объединения потребителей
(их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым
в интересах потребителя, группы
потребителей, неопределенного круга
потребителей, освобождаются от уплаты
государственной пошлины в
Чтобы исковое заявление было принято судом к рассмотрению, а гражданское дело принято к производству, необходимо соблюсти требования закона, предъявляемые к иску.
Иск всегда оформляют письменно.
В шапке заявления нужно
Текст заявления начинают с изложения обстоятельств, при которых произошло нарушение прав, свобод или законных интересов истца. Затем нужно сослаться на обстоятельства и доказательства, которые подтверждают нарушение со стороны ответчика. Если иск имеет денежную оценку, необходимо указать цену. Расчет цены иска можно сделать в приложении к исковому заявлению либо в самом иске.
Если потребителем соблюдена стадия досудебного урегулирования, нужно указать сведения о ее соблюдении. Доказательствами могут служить письма или требования, которыми стороны обменялись в ходе досудебной стадии. В практике разрешения споров между потребителями и продавцами (исполнителями) такие письма, как правило, носят характер претензии.
В конце необходимо изложить требования, которые истец предъявляет к ответчику.
Ну и конечно же иск должен быть подписан истцом или его представителем.
Следует обратитить внимание: если в заявлении есть ссылки на какие-либо документы, подтверждающие позицию истца, их нужно приложить к иску в виде копий. Однако это не значит, что подлинники не нужны. Их потребуется предъявить в суде.
Перечень документов, которые необходимо указать в приложении к исковому заявлению, в том числе и о защите прав потребителей, указан в статье 132 ГПК РФ. Данный перечень включает в себя:
Исключением из представленного перечня для исков о защите прав потребителей является документ, подтверждающий уплату госпошлины.
Приложенные документы нужно перечислить в отдельной графе иска - приложение.
На усмотрение истца в заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.
После того как иск поступил в суд, судья обязан в течение пяти дней рассмотреть вопрос о принятии заявления к производству. Свое решение судья оформляет определением.
Подача заявление в
суд, еще не гарантирует рассмотрение
дела по существу. Суд может оставить
заявление без движения, вернуть
его заявителю или отказать в
принятии иска. Установленные Гражданско-
Судья оставит без движения иск, если заявителем нарушены требования закона к форме, содержанию иска и к приложениям к заявлению.
Принятое решение судья оформляет определением. В нем он указывает, какие недостатки обнаружены, а также разумный срок для их устранения.
Следует обратитить внимание: если истец в установленный срок исправит недостатки, заявление считается поданным в день его первоначального представления. Это чрезвычайно важно в том случае, если срок исковой давности подходит к концу.
На определение суда об оставлении искового заявления без движения может быть подана частная жалоба. Возврат иска возможен, если:
Решение о возврате искового заявления суд должен принять в течение пяти дней с момента его подачи и вручить заявителю лично. Судебное решение может быть в тот же срок отправлено почтой по месту нахождения истца. Вместе с заявлением возвращаются все приложенные к нему документы.
Если заявитель обратился не по адресу, суд должен указать в своем определении, куда нужно подать заявление. Если допущены другие нарушения, суд также в определении дает рекомендации, как устранить обстоятельства, препятствующие возбуждению дела.
Получив решение суда о возврате иска, не стоит отчаиваться. Это не препятствует повторному обращению в суд к тому же ответчику о том же предмете и тем же основаниям. Для этого необходимо устранить выявленные судом недостатки. Впрочем, на определение судьи о возвращении заявления может быть подана частная жалоба.
В принятии иска может быть отказано. Для этого есть несколько законных оснований:
Решение об отказе в принятии заявления к рассмотрению должно быть оформлено определением. В течение пяти дней судья передает его заявителю или отправляет решение почтой. Вместе с определением истцу отправляют поданное им заявление и все приложенные документы.
Отказ суда означает, что истец больше не может подать заявление в отношении того же ответчика по тому же предмету и основанию. Тем не менее есть шанс решение суда оспорить. Для этого нужно подать частную жалобу (ст. 134 ГПК РФ).
3. МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ СТОРОН КАК РЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА В СПОРАХ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Мировое соглашение в сфере защиты прав потребителей, являясь наиболее предпочтительным для сторон способом окончания спора, вместе с тем не получает должного распространения. В частности, статистические данные судов Российской Федерации свидетельствуют не только о малом количестве заключаемых мировых соглашений по спорам о защите прав потребителей (в 2007 г. - 5,8% общего числа дел), но и о неуклонном ежегодном уменьшении по сравнению с общим числом рассматриваемых в суде дел. Так, в 2003 г. их количество составляло 6,8% общего количества рассмотренных дел, возникающих из гражданских правоотношений, в 2005 г. - 7,0, в 2006 г. - 6,7, в 2007 г. - 5,8%.
Это можно объяснить многими факторами, в том числе отсутствием необходимых доктринальных (цивилистических) разработок и, как следствие, законодательными пробелами, которые весьма сложно закрыть судебной практикой.
Судья при рассмотрении спора о защите прав потребителей обязан предложить сторонам закончить дело миром, т.е. заключить мировое соглашение. Мировое соглашение - это документ, который отражает существо достигнутых сторонами договоренностей, минуя судебное решение. Мировое соглашение утверждается соответствующим определением судьи. Если же мировое соглашение было утверждено, то судья выносит определение о прекращении производства по делу.
Если от заключения мирового соглашения стороны отказались, судья приступает к рассмотрению существа дела.
Проблема заключения и утверждения судом мирового соглашения в сфере защиты прав потребителей весьма актуальна. Мировое соглашение имеет определенные преимущества перед судебным решением:
Информация о работе История развития института защиты прав потребителей