Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:44, дипломная работа
Целевая установка на выполнение выпускной квалификационной работы
Выявление характерных черт и особенностей таможенного оформления и таможенного контроля культурных ценностей при перемещении через таможенную границу Российской Федерации
Перечень основных вопросов, подлежащих разработке
1. Рассмотрение понятия культурных ценностей в международно-правовом аспекте и в сравнении с отечественным законодательством и законодательством Таможенного союза.
Архивные документы
Универсальность Пакта состоит в том,
что в нем содержатся общие, принципиальные
положения об охране культурных ценностей,
а также в том, что он мог быть воплощен
в действие посредством заключения как
всемирного, так и регионального договоров.
Принципы и положения Пакта сыграли важную роль в дальнейшем формировании международно-правовых норм в области охраны культурного наследия. К их числу можно отнести:
— положение о защите и уважении, которые следует оказывать культурным ценностям; причем это положение носит безусловный характер и не ослабляется оговорками о военной необходимости, снижающими эффективность их охраны в условиях вооруженных конфликтов; и в этом большое преимущество Пакта по сравнению с Гаагскими конвенциями 1907 и 1954 годов;
— принцип регистрации культурных ценностей посредством составления специальных списков;
— обязательство государств принимать в национальном законодательстве нормы, соответствующие требованиям международного законодательства охраны культурных ценностей;
— принцип национального режима охраны в отношении иностранных культурных ценностей.
Следует отметить
Историческое значение Пакта состоит в том, что он явился основополагающим элементом юридическо-организационной системы международной охраны культурного наследия, которая стала формироваться после второй мировой войны.
Правовую основу современного международного сотрудничества в области охраны культурного наследия составляют соответствующие конвенции и рекомендации ЮНЕСКО, а также акты других международных организаций.
Определение культурных ценностей содержится в ст.1 Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., принятой на дипломатической конференции под эгидой ЮНЕСКО в Гааге. Согласно настоящей Конвенции, «культурными ценностями считаются независимо от их происхождения и владельца2:
(а) ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;
(b) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а), такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а);
(с) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах (а) и (b), так называемые “центры сосредоточения культурных ценностей».
Определение культурных ценностей, данное Гаагской Конвенцией о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954г., является одним из первых и стремящихся к универсальности. Конвенция обусловлена стремлением охватить как можно большее число объектов, подпадающих под понятие «культурные ценности» и пользующихся ее правовой защитой.
Наряду с Конвенций 1954 г. определение «культурная ценность» содержит и Рекомендация о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности 1964 г. С точки зрения этой Рекомендации «культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы»3.
Одноименная Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности, принятая в 1970 г. определяет в ст.1 культурные ценности, как «ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки»4. Если сравнить определения, данные в Рекомендации 1964г. и Конвенции 1970 г. с определением культурных ценностей Гаагской Конвенции 1954 г., рассмотренной выше, то мы заметим, что в определениях, данных Рекомендацией 1964 г. и Конвенцией 1970 г. прямо предусмотрено право самих государств определять, что является культурной ценностью, исходя из ценности именно для данного народа (государства).
При сравнении определений, данных Конвенцией 1970 г. и Рекомендацией 1964 г. стоит отметить, что Конвенция не делит культурные ценности на движимое и недвижимое имущество. Конечно, в силу характера Конвенции 1970 г., прежде всего имеются ввиду движимые объекты, но в силу своей природы это могут быть и недвижимые объекты.
Конвенция 1970 г. делит культурные ценности на 11 категорий:
Пункт 14 статьи 5 Конвенции
1970 года предусматривает создание «национальной
службы охраны культурных ценностей».
В функции такой службы входит
содействие разработке законодательных
проектов по охране культурного наследия.
Особое значение для охраны культурных
ценностей и предотвращения их вывоза
имеют такие функции
Конвенция предусматривает, что ввоз, вывоз и передача права собственности на культурные ценности, совершенные с нарушением правил, принятых государствами-участниками, считаются незаконными. Для ограничения вывоза государства обязались установить специальное свидетельство (сертификат), которым государство-экспортер удостоверяет, что оно дает разрешение на вывоз и запрет на вывоз со своей территории культурных ценностей, к которым не приложено такое свидетельство (п. b ст. 6).
Наряду с этим, согласно Конвенции, возможен и абсолютный запрет вывоза, т.к. предусматривается неотъемлемое право каждого государства объявлять культурные ценности неотчуждаемыми, т.е. лишенными права на вывоз (п. в ст. 13).
Самое развёрнутое определение понятия «движимые культурные ценности» даётся в Рекомендации ЮНЕСКО об охране движимых культурных ценностей 1978 г. Под этим термином подразумеваются «все движимые ценности, которые являются выражением или свидетельством творчества человека или эволюции природы и которые имеют ценность с археологической, исторической, художественной, научной или технической точек зрения»5. Далее в ст.1 указывается список, состоящий также из 11 категорий, но в частностях отличный от Конвенции 1970 г., предметов:
Далее, следует особо остановиться на двух более поздних рекомендациях ЮНЕСКО. Рекомендация об охране и сохранении движущихся изображений 1980 г. дополнила и конкретизировала вышеприведённый список движимых культурных ценностей, составляющих неотъемлемую часть национального наследия, введя в юридический лексикон новый термин «движущиеся изображения».
В соответствии с п. а ст.1 Рекомендации «движущиеся изображения» следует понимать как серию зафиксированных на носителе изображений (независимо от метода фиксации и характера носителя, например, киноплёнка, магнитная лента или пластинка и т.д., используемые для первоначальной или последующей фиксации), со звуковым сопровождением или без такового, которые при воспроизведении создают впечатление движения и которые предназначаются для коммуникации или демонстрации зрителям или же создаются в документальных целях6. К ним Рекомендация 1980 г. относит:
Рекомендация, принятая 15 октября 1989 г. во время работы 25-й сессии Генеральной конференции, посвящена проблематике комплексного сохранения фольклора.
Фольклор, как отмечается
в тексте рекомендации, будучи проявлением
индивидуального или
Фольклор представляет собой, пожалуй, наиболее хрупкую и сложно определимую часть национальной культуры. Это отразилось и на определении самого термина «фольклор». Так, ст. А Рекомендации гласит: «Фольклор (или традиционная и народная культура) - есть совокупность основанных на традициях культурного сообщества творений, выраженных группой или индивидуумами и признанных в качестве отражения чаяний сообщества, его культурной и социальной самобытности; фольклорные образцы и ценности передаются устно, путём имитации или другими способами. Его формы включают, в частности, язык, литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремёсла, архитектуру и другие виды художественного творчества»7.
На региональном международном уровне наиболее детальная классификация движимых культурных ценностей приводится в Регламенте (ЕЭС) № 3911/92 Совета Европейского экономического сообщества от 9.12.1992 г. о вывозе культурных ценностей. В части А приводятся категории таких ценностей, в части В – стоимостные группы, соответствующие названным в части А категориям: