Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:44, дипломная работа
Целевая установка на выполнение выпускной квалификационной работы
Выявление характерных черт и особенностей таможенного оформления и таможенного контроля культурных ценностей при перемещении через таможенную границу Российской Федерации
Перечень основных вопросов, подлежащих разработке
1. Рассмотрение понятия культурных ценностей в международно-правовом аспекте и в сравнении с отечественным законодательством и законодательством Таможенного союза.
A.
1. Археологические
предметы более, чем 100-
2. Составные части
памятников искусства и
3. Картины и полотна,
которые не подпадают под
3a. Акварели, гуаши и пастели, на любом носителе, полностью ручной работы.
4. Мозаики, которые не подпадают под категории 1 или 2, из любого материала, полностью ручной работы, и рисунки из любого материала и на любом носителе, полностью ручной работы.
5. Оригинальные гравюры, офорты, оттиски и литографии и литографические матрицы, а также оригинальные плакаты (которые насчитывают более 50 лет и не принадлежат их авторам).
6. Не подпадающие
под категорию 1 оригинальные
произведения скульптуры и
7. Фотографии, фильмы и относящиеся к ним негативы (которые насчитывают более 50 лет и не принадлежат их авторам).
8. Инкунабулы и рукописи, включая географические карты и партитуры, как отдельные экземпляры или коллекции (которые насчитывают более 50 лет и не принадлежат их авторам).
9. Книги, которым насчитывается более 100 лет, как отдельные экземпляры или коллекции.
10. Отпечатанные географические карты, которым насчитывается более 200 лет.
11. Архивы любого
рода с архивными данными,
12. a) Коллекции (в смысле Решения Суда ЕЭС по делу 252/84: “Коллекционные предметы в смысле тарифной классификации 97.05. Закона о таможенном тарифе – предметы, которые подходят для того, чтобы быть включенными в коллекцию, то есть предметы, которые встречаются сравнительно редко, используются, как правило, не по своей первоначальной цели использования, являются предметом специальной торговли вне обычной торговли аналогичными предметами потребления и обладают высокой стоимостью”) (далее - Решение Суда ЕЭС по делу 252/84) и отдельные экземпляры из зоологических, ботанических, минералогических или анатомических собраний;
b) Коллекции (в смысле Решения Суда ЕЭС по делу 252/84), обладающие исторической, палеонтологической, этнографической или нумизматической ценностью.
13. Транспортные средства, которым насчитывается более 75 лет.
14. Прочие антикварные вещи, которые не подпадают под категории A 1- A 13.
a) антикварные вещи от 50 до 100-летней давности: игрушки, игры; предметы из стекла; ювелирные работы; мебель и предметы обстановки; оптические, фотографические и кинематографические инструменты; музыкальные инструменты; часы; товары из дерева; керамические изделия; гобелены; ковры; обои; оружие;
b) антикварные вещи более 100-летней давности.
При этом, антикварные
вещи, которые подпадают под
B. Стоимостные группы, установленные для определенных категорий культурных ценностей из раздела А (в евро).
Стоимость:
Независимо от стоимости:
15 000:
30 000:
50 000:
150 000:
Отметим, что данная Директива (ЕЭС) №3911/ 92 Совета Европейских сообществ от 9. 12. 1992 г. о вывозе культурных ценностей (в редакции Директивы (ЕС) №2469/ 96 Совета Европейского Союза от 16.12.1996 г.) впервые в международно-правовой практике содержит четкие временные рамки и принята исходя из конкретных задач контроля над перемещением культурных ценностей через границы Европейского Союза, а также из необходимости их особой охраны в торговле с третьими странами.
Международный институт по унификации права ЮНИДРУА предложил проект Конвенции по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям, который был подписан на дипломатической конференции в Риме с 7 по 24 июня 1995 г. В этой Конвенции приводится классификация культурных ценностей, полностью идентичная приводимой в статье 1 Конвенции 1970 г.
Основной принцип Конвенции заключается в том, что владелец похищенной культурной собственности должен ее вернуть. Однако требования по реституции имеют срок давности. Как и в Конвенции ЮНЕСКО, добросовестные владельцы при реституции предмета имеют право на выплату справедливой и разумной компенсации.
Если культурные ценности были незаконно вывезены (т. е. не похищены, но вывезены из страны в нарушение национального законодательства по охране культурного наследия), договаривающееся государство, как правило, может обратиться в суд или другой компетентный орган власти другого договаривающегося государства с просьбой о возвращении этих ценностей. Такие просьбы также имеют срок давности9.
Особое внимание
заслуживает недавно
Таким образом, проанализированные документы международного права послужили основанием для появления самостоятельных национальных законодательных актов, регулирующих обращение культурных ценностей.
Проблема правовой охраны культурных ценностей в России имеет глубокие исторические корни. Попытки урегулирования данной сферы общественных отношений прослеживаются еще в Псковской судной грамоте, которая устанавливала ответственность в виде смертной казни для церковного вора. Преследуя главную цель – охрану от преступных посягательств церковного имущества, Псковская судная грамота невольно способствовала сохранению культурных ценностей, сосредоточенных в монастырях и церквях.
В течение XVIII столетия происходит осознание значения культурного наследия всех эпох, проблемы его охраны. В 1726 году в России создается первый историко-художественный музей – Оружейная палата.
Предпринимались попытки урегулировать отношения, связанные с культурными ценностями, и в XIX веке. В циркулярном письме МВД 1826 г., общем наказе МВД 1837 г., указе Синода 1842 г., Строительном уставе 1857 г. содержатся меры, направленные на обеспечение сохранности культурных ценностей, предохранение их от случайного или преднамеренного уничтожения11.
В начале XX века смена государственной власти ознаменовалась принятием документов, свидетельствующих о повышенном внимании нового руководства страны к вопросам сохранения культурных ценностей. Так, в ноябре 1917 г. Петроградским Советом рабочих и крестьянских депутатов было принято «Воззвание о необходимости сохранения культурного наследия», а в 1918 г. Декрет Совета народных комиссаров «О памятниках республики».
Итогом «доперестроечного»
периода становления
В настоящее время понимание культурных ценностей закреплено в ФЗ № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г., в соответствии с которым под культурными ценностями понимаются «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты»13.
Еще одним важным для реализации таможенными органами законом является Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». В настоящее время вместе с иными законодательными актами РФ данный закон имеет целью сохранение культурного наследия народов Российской Федерации, защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них.
В соответствии со статьей 6 данного закона под культурными ценностями понимаются движимые (и это сужает определение культурных ценностей по сравнению с предыдущим упомянутым законом – законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре») «предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:
Причем специально оговаривается, что под действие Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» подпадают следующие категории предметов: