Культурные ценности: порядок таможенного оформления и таможенного контроля при перемещении через Таможенную границу РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 13:44, дипломная работа

Краткое описание

Целевая установка на выполнение выпускной квалификационной работы
Выявление характерных черт и особенностей таможенного оформления и таможенного контроля культурных ценностей при перемещении через таможенную границу Российской Федерации

Перечень основных вопросов, подлежащих разработке
1. Рассмотрение понятия культурных ценностей в международно-правовом аспекте и в сравнении с отечественным законодательством и законодательством Таможенного союза.

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Комарова.docx

— 1.12 Мб (Скачать файл)

A.

1. Археологические  предметы более, чем 100-летней  давности: из раскопов и археологических раскопок на земле или под водой; археологических достопримечательных мест; археологических коллекций.

2. Составные части  памятников искусства и архитектуры  или религиозных памятников, которые выделены в результате их разделения и насчитывают более, чем 100 лет.

3. Картины и полотна,  которые не подпадают под категории  3a или 4, изготовленные из любого  материала и на любом носителе, полностью ручной работы.

3a. Акварели, гуаши  и пастели, на любом носителе, полностью ручной работы.

4. Мозаики, которые  не подпадают под категории  1 или 2, из любого материала,  полностью ручной работы, и рисунки  из любого материала и на  любом носителе, полностью ручной  работы.

5. Оригинальные  гравюры, офорты, оттиски и литографии  и литографические матрицы, а также оригинальные плакаты (которые насчитывают более 50 лет и не принадлежат их авторам).

6. Не подпадающие  под категорию 1 оригинальные  произведения скульптуры и копии,  которые изготовлены таким же  образом, как и оригинал (которые насчитывают более 50 лет и не принадлежат их авторам).

7. Фотографии, фильмы  и относящиеся к ним негативы (которые насчитывают более 50 лет и не принадлежат их авторам).

8. Инкунабулы и  рукописи, включая географические  карты и партитуры, как отдельные экземпляры или коллекции (которые насчитывают более 50 лет и не принадлежат их авторам).

9. Книги, которым  насчитывается более 100 лет, как  отдельные экземпляры или коллекции.

10. Отпечатанные  географические карты, которым  насчитывается более 200 лет.

11. Архивы любого  рода с архивными данными, которые  насчитывают более 50 лет, на  любых носителях.

12. a) Коллекции (в смысле Решения Суда ЕЭС по делу 252/84: “Коллекционные предметы в смысле тарифной классификации 97.05. Закона о таможенном тарифе – предметы, которые подходят для того, чтобы быть включенными в коллекцию, то есть предметы, которые встречаются сравнительно редко, используются, как правило, не по своей первоначальной цели использования, являются предметом специальной торговли вне обычной торговли аналогичными предметами потребления и обладают высокой стоимостью”) (далее - Решение Суда ЕЭС по делу 252/84) и отдельные экземпляры из зоологических, ботанических, минералогических или анатомических собраний;

b) Коллекции (в смысле Решения Суда ЕЭС по делу 252/84), обладающие исторической, палеонтологической, этнографической или нумизматической ценностью.

13. Транспортные  средства, которым насчитывается  более 75 лет.

14. Прочие антикварные  вещи, которые не подпадают под  категории A 1- A 13.

a) антикварные вещи  от 50 до 100-летней давности: игрушки, игры; предметы из стекла; ювелирные работы; мебель и предметы обстановки; оптические, фотографические и кинематографические инструменты; музыкальные инструменты; часы; товары из дерева; керамические изделия; гобелены; ковры; обои; оружие;

b) антикварные вещи  более 100-летней давности.

При этом, антикварные  вещи, которые подпадают под категории A1-A14, охватываются данной Директивой только в том случае, если их цена, как  минимум, соответствует приведенным  в части B, стоимостным группам.

B. Стоимостные группы, установленные  для определенных категорий культурных ценностей из раздела А (в евро).

Стоимость:

Независимо от стоимости:

  • 1 (археологические объекты);
  • 2 (расчлененные памятники);
  • 8 (инкунабулы или манускрипты);
  • 11 (архивы).

15 000:

  • 4 (мозаики и рисунки);
  • 5 (гравюры);
  • 7 (фотографии);
  • 10 (напечатанные карты).

30 000:

  • 3A (акварели, гуаши и пастели).

50 000:

  • 6 (скульптуры);
  • 9 (книги);
  • 12 (коллекции);
  • 13 (средства транспорта);
  • 14 (прочие предметы);

150 000:

  • 3 (картины)8.

Отметим, что данная Директива (ЕЭС) №3911/ 92 Совета Европейских сообществ от 9. 12. 1992 г. о вывозе культурных ценностей (в редакции Директивы (ЕС) №2469/ 96 Совета Европейского Союза от 16.12.1996 г.) впервые в международно-правовой практике содержит четкие временные рамки и принята исходя из конкретных задач контроля над перемещением культурных ценностей через границы Европейского Союза, а также из необходимости их особой охраны в торговле с третьими странами.

Международный институт по унификации права ЮНИДРУА предложил проект Конвенции по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям, который был подписан на дипломатической конференции в Риме с 7 по 24 июня 1995 г. В этой Конвенции приводится классификация культурных ценностей, полностью идентичная приводимой в статье 1 Конвенции 1970 г.

Основной принцип  Конвенции заключается в том, что владелец похищенной культурной собственности должен ее вернуть. Однако требования по реституции имеют срок давности. Как и в Конвенции ЮНЕСКО, добросовестные владельцы при реституции предмета имеют право на выплату справедливой и разумной компенсации.

Если культурные ценности были незаконно вывезены (т. е. не похищены, но вывезены из страны в нарушение национального законодательства по охране культурного наследия), договаривающееся государство, как правило, может обратиться в суд или другой компетентный орган власти другого договаривающегося государства с просьбой о возвращении этих ценностей. Такие просьбы также имеют срок давности9.

Особое внимание заслуживает недавно заключенное  Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с хищением культурных ценностей и обеспечения их возврата (5 октября 2007 г.). Ст. 3 данного Соглашения гласит, что сотрудничество осуществляется, в частности, по направлению совершенствования и гармонизации законодательства10. Однако в России на сегодняшний день и гармонизация, и совершенствование сводятся лишь к отмене отдельных нормативно-правовых актов, постоянному реформированию в системе органов исполнительной власти, отсюда регулирование данной сферы практически сводится на нет, о чем более подробно рассмотрим далее.

Таким образом, проанализированные документы международного права послужили основанием для появления самостоятельных национальных законодательных актов, регулирующих обращение культурных ценностей.

1.2. Российское законодательство о культуре и культурных ценностях

Проблема правовой охраны культурных ценностей в России имеет глубокие исторические корни. Попытки урегулирования данной сферы общественных отношений прослеживаются еще в Псковской судной грамоте, которая устанавливала ответственность в виде смертной казни для церковного вора. Преследуя главную цель – охрану от преступных посягательств церковного имущества, Псковская судная грамота невольно способствовала сохранению культурных ценностей, сосредоточенных в монастырях и церквях.

В течение XVIII столетия происходит осознание значения культурного наследия всех эпох, проблемы его охраны. В 1726 году в России создается первый историко-художественный музей – Оружейная палата.

Предпринимались попытки  урегулировать отношения, связанные  с культурными ценностями, и в  XIX веке. В циркулярном письме МВД 1826 г., общем наказе МВД 1837 г., указе Синода 1842 г., Строительном уставе 1857 г. содержатся меры, направленные на обеспечение сохранности культурных ценностей, предохранение их от случайного или преднамеренного уничтожения11.

В начале XX века смена государственной власти ознаменовалась принятием документов, свидетельствующих о повышенном внимании нового руководства страны к вопросам сохранения культурных ценностей. Так, в ноябре 1917 г. Петроградским Советом рабочих и крестьянских депутатов было принято «Воззвание о необходимости сохранения культурного наследия», а в 1918 г. Декрет Совета народных комиссаров «О памятниках республики».

Итогом «доперестроечного» периода становления отечественного законодательства о культуре и культурных ценностях явилось принятие закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 15 декабря 1978 года. В этом законе определено понятие памятника истории и культуры: «…сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность…»12.

В настоящее время понимание культурных ценностей закреплено в ФЗ № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 9 октября 1992 г., в соответствии с которым под культурными ценностями понимаются «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты»13.

Еще одним важным для реализации таможенными органами законом является Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей». В настоящее время вместе с иными законодательными актами РФ данный закон имеет целью сохранение культурного наследия народов Российской Федерации, защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них.

В соответствии со статьей 6 данного закона под культурными ценностями понимаются движимые (и это сужает определение культурных ценностей по сравнению с предыдущим упомянутым законом –  законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре») «предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно:

  • культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
  • культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
  • культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;
  • культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
  • культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
  • культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности».

Причем специально оговаривается, что под действие Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» подпадают следующие категории предметов:

  1. Исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства).
  2. Предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок.
  3. Художественные ценности, в том числе:
  4. картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
  5. оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
  6. оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
  7. художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
  8. гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы.
  9. Произведения декоративно - прикладного искусства, в том числе:
  10. художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
  11. изделия традиционных народных художественных промыслов;
  12. составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства.
  13. Старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях.
  14. Редкие рукописи и документальные памятники.
  15. Архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы.
  16. Уникальные и редкие музыкальные инструменты.
  17. Почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях.
  18. Старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования.
  19. Редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология.
  20. Другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры14.

Информация о работе Культурные ценности: порядок таможенного оформления и таможенного контроля при перемещении через Таможенную границу РФ