Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:29, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть место России в мировой экономической системе.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности становления Всемирной торговой организации в процессе развития международных отношений.
2. Изучить особенности вступления России в ВТО.
3. Проанализировать результаты вступления в ВТО для России.
Переговорный
процесс по присоединению
После представления
в 1998 году Россией первоначальных
предложений по доступу на
рынок товаров и по уровню
поддержки сельского хозяйства
начались переговоры на
В 2003 г. в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входило 60 стран-членов (27 стран-членов ЕС - как один член). С февраля 2007 г. в состав РГ вошел Вьетнам, в мае 2007 г. – Саудовская Аравия, в декабре 2007 г. членом РГ стали ОАЭ, в мае 2008 г. – Украина. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.
В июне-июле 2008 г. состоялось многостороннее обсуждение версии Доклада РГ по присоединению России к ВТО, объединившей результаты переговоров с 2004 года, проведены консультации с делегациями заинтересованных стран по вопросам обязательств России в области поддержки сельского хозяйства, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, сельского хозяйства и другим системным вопросам. Состоялось восемь раундов трехсторонних консультаций с делегациями США и ЕС, по результатам которых удалось существенно сблизить позиции сторон по вопросам таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннего рынка и другим вопросам.
Очередная версия Доклада РГ по присоединению России к ВТО была выпущена 14 августа 2008 г. 24 ноября 2008 г. состоялось многостороннее обсуждение этого документа.
В течение весны 2009 г. продолжалась работа над Докладом РГ по присоединению к ВТО В конце мая - начале июня 2009 г. состоялось обсуждение предложений российской стороны по оставшимся несогласованными вопросам.
В июне 2009 г. в Москве на уровне глав Правительств России Казахстана и Белоруссии было принято решение о присоединении к ВТО Таможенным союзом данных трех республик. После этого переговоры о присоединении были фактически приостановлены. Вместе с тем ни Россия, ни другие члены ТС формально не вышли из процесса двусторонних переговоров по присоединению к ВТО.
В мае 2010 г. двусторонние
переговоры о присоединении России к ВТО
на прежней двусторонней основе были восстановлены
и продолжены.
В продолжившихся
переговорах значительное
26 декабря 2010 г. в ходе 26-ого саммита Россия-ЕС состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании между Россией и Евросоюзом и о завершении (повторном после мая 2004 г.) двусторонних переговоров по присоединению России к ВТО.
В течение осени 2011 г. были согласованы остававшиеся вопросы на переговорах с США8.
Одновременно в течение осени 2011 г. в результате многомесячных неформальных российско-грузинских консультаций при посредничестве Швейцарии удалось выработать приемлемое для обеих сторон решение по контролю за передвижением гражданских грузов по территории Абхазии и Южной Осетии. В результате со стороны Грузии были сняты возражения по созыву формального заседания Рабочей группы.
10 ноября 2011 г. переговоры о присоединении России к ВТО были завершены. Рабочая группа одобрила пакет документов о присоединении РФ к ВТО для внесения на рассмотрение Восьмой министерской конференции ВТО. Таким образом мандат Рабочей группы по присоединению России к ВТО был исчерпан , после чего она была распущена.
16 декабря 2011 г. в ходе на 8-й Министерской конференции стран-членов ВТО в Женеве был одобрен пакет документов по присоединению России к ВТО. Пакет включал в себя:
- Протокол о присоединении России к ВТО, содержащий Перечень тарифных уступок и
Перечень специфических обязательств по услугам;
- Доклад Рабочей группы по присоединению РФ к ВТО.
В соответствии
с правилами ВТО, России был
предоставлен срок в 220 дней
для ратификации пакета
10 июля 2012 г. Государственная дума РФ 238 голосами против 208 и 1 воздержавшемся одобрила Протокол о присоединении России ко Всемирной торговой организации.
18 июля 2012г. Совет
Федерации РФ ратифицировал
21 июля 2012 г. Президент России В. Путин подписал федеральный закон "О ратификации Протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г."
22 августа 2012 г. Российская Федерация официально стала 156-м членом Всемирной торговой организации9.
Переговоры с Евросоюзом складывались сложно. В 2002 году ЕС выступил с предложением сделать воздушное пространство России бесплатным для самолётов иностранных компаний. Также Россию склоняли к принятию необязательного для членов ВТО соглашения о гражданской авиации, подразумевающего отмену импортных пошлин на авиатехнику, комплектующие, а также отказ от господдержки авиастроительной отрасли.
Камнем преткновения стала энергетика: в 2003 году Евросоюз выдвинул России ультиматум, требуя поднять цены на газ и электричество на национальном рынке до уровня мировых, отменить экспортные субсидии, открыть российские газопроводы для транзитных потоков, разрешить строительство частных трубопроводов на территории страны, ликвидировать монополию «Газпрома». Переговоры шли настолько неудачно, что «Российская газета» называла Брюссель «проклятым городом Германа Грефа».
Президент Владимир Путин назвал позицию ЕС «выкручиванием рук», отмечая, что «бюрократы Евросоюза» или не осознают, что мгновенный переход на мировые тарифы обвалит российскую экономику, или же хотят помешать вступлению РФ в ВТО.
Кроме этого на ранней стадии переговоров российские переговорщики не находили взаимопонимания с Евросоюзом в вопросах продолжительности переходного периода, в течение которого Россия должна реформировать своё законодательство в области господдержки, интеллектуальной собственности и санитарных норм. Пошлины на импорт, по мнению делегации Евросоюза, должен был составлять 11 %, в то время как Россия настаивала на 19,8 %10.
Между тем, в 2002 году сообщалось, что Россия и Евросоюз достигли консенсуса по половине из поставленных вопросов, а в 2004 пресса писала, что «список разногласий между двумя сторонами умещается на одной странице».
В мае 2004 года Россия и ЕС подписали двусторонний протокол. В отношении авиасборов России удалось договориться, что будут ликвидированы только некоторые из них, и предусмотреть достаточно долгий переходный период — до 2013 года. Также было решено, что уравниванием внутренних и внешних цен на газ Россия займётся только после официального вступления в ВТО.
Однако это не поставило точку в переговорах с Евросоюзом. В 2005 году еврокомиссар по торговле Паскаль Лами, с которым все предыдущие годы контактировала российская делегация, стал генеральным директором ВТО. Новый еврокомиссар по торговле Питер Мандельсон призвал пересмотреть заключённое ранее двустороннее соглашение и выдвинул ряд дополнительных требований. В частности, Мандельсон потребовал отменить все транссибирские авиасборы кроме аэронавигационных, отказаться от практики «навязывания европейским авиакомпаниям услуг „Аэрофлота“» и счёл дискриминационным требование к инвестиционным проектам в сфере производства автомобилей, обязывающее при автосборке использовать российские компоненты.
7 декабря 2010 года, накануне открытия 26-го саммита Россия-ЕС, был подписан меморандум о завершении переговоров. Россия обязалась снизить пошлины на необработанную древесину до уровня 5—15 % таможенной стоимости в зависимости от её вида и к 1 июля 2013 года выровнять внутренние и экспортно-импортные железнодорожные тарифы11.
Главная задача Таможенного союза исторически состоит в том, чтобы создать единый проект, единую интеграционную систему. Т.е. это новый план интеграции. Новый план в новых исторических условиях (не тех, что были прежде) - план рыночной интеграции. Но, тем не менее, этот план с прицелом на расширение. Причём расширяться он должен не только в сторону Средней Азии, охватывая там новые регионы Кавказа, но и в направлении Восточной и Южной Европы, где сильно и всё больше ощущаются последствия кризиса Европейского Союза как проекта интеграции.
Именно поэтому в Европейском Союзе создание Таможенного союза и Евразийского союза было воспринято очень болезненно12.
Была сделана большая уступка, - уступка в интересах сырьевого вывоза и уступка, которая может дорого обойтись потому, что проект потерял своё первоначальное значение. Теперь он должен быть вписан в систему ВТО. Но как раз ВТО находится в кризисе именно потому, что протекционизм является необходимым средством поддержания собственного рынка и собственных производителей в условиях, когда мировой рынок будет сужаться.
Тем не менее, США и Китай будут вынуждены проводить такую политику точно так же, как её будет проводить Бразилия и другие страны. И, вероятно, появятся центры интеграции, новые центры интеграции, и Россия, безусловно, может быть таким центром интеграции. Это обусловлено тем, что Россия удалена от других регионов, от других центров - центров мировой экономики.
А с другой стороны - потому, что Россия издавна имела такие возможности и обладает большой экономикой и большими внутренними ресурсами, и потенциалом. И как раз это может быть основанием создания Единого экономического пространства, в том числе, допустим, с Польшей, Чехией и другими странами, которые ещё только начинают вкушать последствия европейского кризиса. Этот кризис ещё усилится, и проблем будет много.
В Европе в настоящее время существует множество экономических проблем, и все больше стран в них вовлекается. В Германии ситуация относительно неплохая, хотя она уже начала ухудшаться.
Понятно, что маленькие рынки не могут проводить протекционистскую политику. Вот прежде чем в Германии был создан Таможенный союз, в Германии ещё в XIX веке опробовали протекционистскую политику. Это была протекционистская политика небольших стран. Маленькие немецкие государства, где население могло доходить до нескольких десятков или сотен тысяч человек, вводили жесточайший протекционистский режим по отношению к своим соседям.
В конечном итоге такая протекционистская политика привела к захвату рынка английскими, французскими и голландскими товарами, но отнюдь не к развитию местных производств. Слишком маленькие были экономики, и слишком глупой была эта протекционистская политика. Протекционизм есть политика больших игроков, и взамен за защиту эти большие игроки предлагают рынок. Они предлагают большой рынок, который в условиях современного кризиса и современной экономики необходимо ещё построить13.
Т.е. необходимо выстроить поддержку потребителей, необходимо создать большие дорогостоящие инфраструктурные проекты, которые обеспечат рост, поддержат целые отрасли: металлургию, строительный сектор и т.д. Всё это невозможно сделать эффективно в рамках маленькой экономики. Необходимо создавать большую экономику. Более того, проект интеграции предполагает, что надо усиливать связи, улучшать инфраструктуру, взаимно улучшать, и те самым выстраивать новое экономическое пространство.
С момента вступления России во Всемирную торговую организацию прошло около девяти месяцев, и экономисты подвели предварительные итоги. Итак, существенно вырос импорт свинины, растительного масла, молочных продуктов, табачных изделий и алкоголя. Нарастают те позиции, где есть спрос, считают эксперты: в перспективе же из-за роста импорта Россия может терять до 1% ВВП ежегодно.
Первые последствия вступления в ВТО рассчитал департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). В целом картина получилась благостная: стоимостный объем импорта товаров из стран дальнего зарубежья в Россию снизился по сравнению с августом 2012 года примерно на 10%. Так, гораздо меньше стало ввозиться фруктов и рыбы, фиксируют наблюдатели. Любопытно, что количество ввозимой продукции уменьшилось и в некоторых областях, которые по прогнозам специалистов были наиболее подвержены опасности от вступления в ВТО. В частности, ввоз наземного транспорта по сравнению с августом сократился на треть, а легковых автомобилей — более чем на 40%. Такие показатели являются следствием введения с 1 сентября «утилизационных сборов».
Однако не во всех сферах правительство предусмотрела защитные меры в пользу отечественных производителей. Импорт свинины в Россию увеличился на 16% в стоимостном выражении — а значит, происходит то, чего боялись скептики. В документе пресс-службы ЕЭК отмечается, что рост импорта свинины «является прямым следствием обнуления ставки ввозной таможенной пошлины на этот вид мяса»14.
Увеличение доли импортной продукции произошло и в других областях сельского хозяйства — так, рост на 50% показал импорт растительного масла. Причина та же — снижение ставок пошлин.
Информация о работе Место России в мировой экономической системе