Место России в мировой экономической системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 13:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть место России в мировой экономической системе.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности становления Всемирной торговой организации в процессе развития международных отношений.
2. Изучить особенности вступления России в ВТО.
3. Проанализировать результаты вступления в ВТО для России.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 314.01 Кб (Скачать файл)

Помимо свинины и растительного масла, в Россию стали больше ввозить молочной продукции (рост импорта на 23%) и табачных изделий (рост импорта свыше 33%).

В Центре разработки национальной алкогольной политики добавляют сюда и существенный рост импорта алкоголя. По данным экспертов Центра, Россия за 9 месяцев увеличила импорт коньяка и бренди на 48%, виски — на 23%15.

3.2. Изменение  таможенных пошлин

Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза, обновленный с учетом обязательств РФ перед Всемирной торговой организацией, начал действовать с 23 августа 2012 года. При этом на 90% импортные пошлины были сохранены на прежнем уровне.

Новая редакция ЕТТ была принята советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в июле. Снижение ввозного таможенного тарифа затронет ставки примерно по 1 тысяче товарных позиций из примерно 11 тысяч. По предварительным расчетам, при переходе на новую редакцию ЕТТ средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины уменьшится с 9,6% до 7,5-7,8%.

Речь идет в первую очередь о возврате импортных пошлин, повышавшихся в период кризиса в 2008-2009 годах, на исходный уровень.

Для импорта еще четверти товаров пошлины будут снижены до того уровня, о котором договорились переговорщики, спустя три года. Самый долгий период вступления в силу оговоренных итоговых ставок - восемь лет для мяса птицы, семь лет для легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов.

Наибольшие изменения тарифов произошли для продуктов питания и других потребительских товаров, причем в части продовольствия сильнее всего они затронут мясную и молочную группы, а также некоторые виды овощей и фруктов.

Предполагается, что квота на импорт свинины будет отменена с 1 января 2020 года, а квоты по говядине и птице будут действовать до тех пор, пока Россия не решит их отменить. В частности, квота на охлажденную говядину в соответствии с документами по ВТО составляет 40 тысяч тонн на неопределенный период16.

Новая пошлина на воз сливочного масла составила с 23 августа 15%, но не менее 0,29 евро за килограмм против прежних 15%, но не менее 0,4 евро. Изменились пошлины и на ввоз многих сыров. В частности, ввозная пошлина на молодые сыры с содержанием жира не более 40% снизилась до 15%, но не менее 0,25 евро за килограмм. А, например, пошлина на импорт таких сыров как камамбер и бри опустилась до 15%, но не менее 0,3 евро за килограмм с прежних 15%, но не менее 0,6 евро за килограмм.

Согласно обязательствам перед ВТО, Россия оставила неизменной запретительную пошлину на импорт спирта, но снизит пошлину на импорт большей части крепких напитков в течение трех лет с 2 евро за литр продукции до 1,5 евро. Также значительно снизится пошлина на минеральную воду, пиво, вина, шампанское, вермуты.

На готовые продукты из рыбы пошлины уменьшатся лишь в перспективе и то незначительно - с 15% до 12,5-12% за один-три года. Что касается рыбного сырья, то на многие его виды пошлины опустятся с нынешних 10% до 6-8%, в отдельных случаях до 3-5%.

В соответствии с соглашением по ВТО предусматривается и постепенное снижение пошлин на большую часть текстильной продукции, включая одежду. Согласно обязательствам российской стороны, с даты вступления в ВТО пошлины на бытовую технику и электронику остаются неизменными, однако по некоторым позициям будут постепенно снижаться в дальнейшем, начиная с 2013 года. Так, с 1 января 2013 года обнулилась пошлина на сотовые телефоны с текущих 5%. Пошлины на компьютеры, как стационарные, так и лэптопы, снизилась с 10% до 9% к 2015 году. Операторы телекоммуникационной связи не ожидают существенных изменений стоимости оборудования, так как сейчас таможенные пошлины составляют всего 5-10% и будут постепенно отменены к 2013-2015 годам. Для некоторых видов оборудования таможенные пошлины уже нулевые17.

Присоединение России к ВТО коснулось российского машиностроения некритично. Таможенные ставки на импорт железнодорожной техники, судов и летательных аппаратов практически не изменились и остались на прежнем уровне.

В частности, гражданские самолеты вместимостью более 50 мест облагаются пошлиной в размере 20%, а вот вместимостью более 300 мест - пошлиной не облагаются. При этом ставка на грузовые морские суда осталась на уровне 5%, на яхты массой более 100 килограмм - 20%, на буксиры - 5%, на суда-рефрижераторы - 5%.

Изменения также пока не касаются железнодорожного подвижного состава. Ставка на железнодорожные локомотивы и дизель-электрические локомотивы останется на уровне 10%, ставка на вагоны-цистерны и крытые вагоны также составит 10%.

Наибольшие изменения таможенного регулирования коснулись автопрома. После вступления России в ВТО пошлины на новые легковые автомобили снизились до 25% с 30%, и эта ставка будет действовать в течение трех лет с даты присоединения. Начиная с четвертого года до седьмого года она будет снижаться с 25% до 15% примерно равными долями. При этом на подержанные автомобили старше семи лет остаются запретительные пошлины, а на автомобили возрастом между тремя и семью годами пошлины снижаются до уровня 20% также за семь лет. Частично снижены пошлины на тракторы и грузовые автомобили, в среднем до 15% с 20-25% на определенные виды данных транспортных средств.

Для того чтобы компенсировать потери иностранным автопроизводителям, которые открыли производства в России, власти РФ с 1 сентября 2012 года ввели в действие утилизационный сбор. Данные сборы взимаются при ввозе новых, а также бывших в употреблении автомобилей. Нагрузка по утилизации полностью легла на производителей и импортеров, то есть закладывается в стоимость машин, и суммарно с новыми пониженными импортными пошлинами идентична их прежнему уровню.

Таможенный тариф на ввоз изделий из черных металлов остался прежними - 5-20% для различной номенклатуры.

Для рынка химической продукции вступление в ВТО в подавляющем большинстве случае не имеет значимых последствий, в целом ставка пошлины снизилась с 10 до 5-6,5%.

По оценкам участников рынка, в результате постепенного снижения импортных пошлин на рынке химической продукции РФ вероятно усиление конкурентной борьбы в сфере малотоннажных химикатов, в первую очередь с производителями из КНР.

Сокращение торговых барьеров после присоединения РФ к ВТО снизит стоимость жизни россиян за счет удешевления как импортных, так и отечественных товаров, - подешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, прежде всего та, в производстве которой используются импортные компоненты, считают в Минэкономразвития.

В результате либерализации тарифов от снижения цен и притока более качественных товаров, по оценкам министерства, получат выгоду потребители таких товаров, как рыба, фрукты, овощи, орехи из тропических стран, кондитерские изделия (шоколад), цветы, качественные вина и крепкие напитки, рис, лекарства, текстиль, одежда, обувь, строительные материалы, ювелирные изделия, мебель, электроника и электротехника, медицинские приборы и оборудование, косметика, парфюмерия, моющие средства, автомобили18.

3.3. Защита национальных  интересов

Минэкономразвития разработало проект стратегии защиты национальных интересов России во Всемирной торговой организации, которая определяет базовые позиции страны по определенным направлениям международного экономического сотрудничества. Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в министерстве накануне официального присоединения РФ к ВТО, которое произойдет 22 августа.

В качестве одной из приоритетных задач, которую ставит перед собой Россия после присоединения к ВТО, - это оказание поддержки Казахстану и Белоруссии в процессе вступления в эту международную организацию, подчеркивают в Минэкономразвития.

Кроме того, уже осенью 2013 г. начнется активная работа по снятию действующих ограничений против российского экспорта. По состоянию на 1 июля 2012 года 19 стран (Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Киргизия, Китай, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, а также ЕС как единая таможенная территория) применяют защитные меры в отношении российских товаров.

В отношении российских товаров действуют 73 меры, в том числе: 40 антидемпинговых пошлин, 3 специальные защитные пошлины, 14 нетарифных мер, 4 технических барьеров, 5 квотных ограничений, 2 дополнительных налога, 3 акциза на дискриминационной основе, 1 ограничение по номенклатуре, 1 запрет на импорт. Также проводятся 5 расследований, из них 4 антидемпинговых и 1 специальное защитное расследование, а также 12 пересмотров антидемпинговых мер.

В Минэкономразвития отмечают, что вступление России в ВТО – это, прежде всего, стабильность условий работы на внешних рынках, снижение барьеров в торговле, а также возможность участия России в формировании правил международного экономического сотрудничества. В то же время нельзя забывать, что одними из условий присоединения к ВТО было снижение ввозных таможенных пошлин, ограничение господдержки ряда отраслей, что может привести к росту конкурентоспособности иностранных товаров19.

3.4. Мультипликативный  экономический эффект

Наиболее известные и заслуживающие внимания исследования по влиянию на экономику России вступления страны в ВТО были выполнены в свое время Минэкономразвития России. Всемирным банком. РЭШ, ИНП РАН. Согласно выводам этих исследований, следствием снижения импортных ставок и снятия административных барьеров в торговле в долгосрочной перспективе должен был стать небольшой выигрыш: в пределах от 1% до 4% ВВП. В оценке краткосрочной перспективы выводы были разными: в одних исследованиях прогнозировался спад ВВП до -0.4%, в других - небольшой, до 1% ВВП, рост.

Однако за время, истекшее от публикации этих оценок, произошли события, требующие уточнения сделанных ранее выводов, во всяком случае - по отдельным отраслям и товарным позициям.

Такими исследователями, как Бабкин К.А., Кузнецов А.В., Корневой Е.А., Пронин В.В., Самохвалов В.А. была проведена оценка последствий вступления России в ВТО.

Авторами были учтены существующие на текущий момент стратегии развития отдельных отраслей (например, Стратегия развития тяжелого машиностроения до 2020 г., Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г. и т. п.). Это позволило оценить потенциал ускоренного развития данных отраслей при условии, что будут предприняты предусмотренные в них меры государственной поддержки. Очевидно, что вступление в ВТО сильно затруднит реализацию этих стратегий из-за обострения конкуренции с импортом и ограничений на господдержку, и условия членства в ВТО едва ли позволят добиться  намеченных показателей  ускоренного  роста.   С   этой точки зрения, для российской экономики членство в ВТО во многом означает упущенные возможности роста20.

Результаты расчетов, представленных в настоящей работе, отличаются от выводов, полученных в предпринятых ранее исследованиях, в силу того, что здесь:

- использованы детальные данные по ставкам импортных пошлин, опубликованные в правительственном протоколе о присоединении России к ВТО;

- при оценке доли импорта на российском рынке учтены данные о себестоимости  производства   продукции   и   оценки   отраслевых экспертов о   реальной   конкурентоспособности   отечественной продукции;

- потери, обусловленные вступлением в ВТО, разбиты на две категории:

- прямые потери, отражающие сокращение объемов  производства в России вследствие  открытия границ для импорта;

- косвенные потери, отражающие недополученный прирост  выпуска до 2020 г. вследствие приостановки реализации запланированных инвестиционных проектов, сокращения объемов господдержки и невозможности значительного притока иностранных инвестиций;

- последствия для бюджета разбиты на три категории;

- потери во внешнеэкономической деятельности вследствие снижения импортных и экспортных пошлин;

- налоговые потери вследствие сокращения объемов отечественного производства;

- социальные выплаты  вследствие сокращения количества  рабочих мест.

Основные допущения, принятые при расчетах:

- эффект рассчитан только для промышленности и сельского хозяйства. Расчет для поддерживающих секторов экономики (таких как транспорт, строительство, банковская система и т. п.) не проводился;

- косвенные потери оценивались не для всех отраслей/сегментов экономики ввиду дефицита необходимой информации;

- не учитывался мультипликативный эффект для экономики;

- не был   рассчитан положительный эффект для экономики вследствие ограничений.

При вступлении в ВТО Россия взяла на себя обязательство снизить ставки на значительную часть товарных позиций. В большей степени будут «открываться» перерабатывающие отрасли, где максимальна конкуренция с иностранными производителями. Тарифные барьеры для добывающих отраслей практически не изменятся. Впрочем, ставки там были сравнительно низкие, а конкуренция, по понятным причинам, отсутствовала.

Оценка прямых потерь, обусловленных открытием национальных рынков, рассчитана как разница между показателями базового сценария (реальный рост экономики на 3% в год в текущих условиях) и показателями сценария, предусматривающего открытие внутреннего рынка. Оценки падения производства и сокращения занятости в отдельных отраслях учитывают:

- влияние, оказываемое на объем производства национальных компаний изменением цен импортной продукции, с учетом уточненных данных по девальвации рубля и динамике объемов производства в 2008-2010 гг.;

- выводы отраслевых институтов и ассоциаций относительно влияния, оказываемого снижением торговых барьеров, на объемы производства и занятость в соответствующих отраслях21.

Рис. 1. Потери консолидированного бюджета 2020 г. 22

Расчеты показывают, что суммарные прямые потери, обусловленные снижением ставок импортных пошлин, могут в 2020 г. составить около 3 трлн. руб. или 2.3% совокупного выпуска в экономике. Большая часть эффекта придется на сельское хозяйство и пищевую промышленность (2.3 трлн. рублей), остальное - на машиностроение, легкую промышленность и другие отрасли промышленности. Такое сокращение экономической активности приведет к потере к 2020 г. 1,9 млн. рабочих мест.

Информация о работе Место России в мировой экономической системе